Теперь в Киргизии берутся за национальную политику: документ
В преддверие годовщины Ошских событий в Киргизии развернулось бурное обсуждение этнической тематики. Чиновники, члены НПО, эксперты и обыватели то и дело, понимая несовершенство проводимой государством межэтнической политики, предлагают свой способ решения проблемы.
ИА REGNUM публикует проект Закона "Концепция государственной национальной политики Кыргызской Республики", подготовленный входящей в парламент партией "Ата Журт". Авторы документа считают одной из основных причин произошедшей год назад резни на юге Киргизии недостаток патриотизма у части населения страны. Суть подготовленного документа отражает тот факт, что авторы законопроекта среди стран, успешно проводящих национальную политику, называют постсоветские Молдавию и Украину.
* * *
Закон "Концепция государственной национальной политики Кыргызской Республики": проект
1. Необходимость принятия закона "Концепции государственной национальной политики"
Процессы, происходящие в современном Кыргызстане, конкретно высветили риски и угрозы, с которыми столкнулось государство и его возможностями на их реагирование. Июньские события 2010 года на юге страны, а также конфликты на межнациональной почве в Чуйской долине показали причины возникновения напряжения в этой тонкой и деликатной сфере человеческих отношений и упущения в национальной политике. Свое крайне негативное влияние они оказали на сохранение государственности, суверенитета, территориальной целостности и в целом на развитие Кыргызской Республики.
Основными причинами проявления прошлогодних событий стало отсутствие внятной и адаптированной к меняющимся условиям национальной политики, регулирующей этнические процессы и выбора оптимального варианта их развития. Отрицательное воздействие на сферу устойчивости этнического пространства оказывает политизация этнических проблем.
В настоящее время Кыргызстан больше, чем когда-либо нуждается в определении четкого политического курса в сфере управления межэтническими отношениями. Политика простого реагирования на события, принятие мер после свершившихся конфликтов создает и провоцирует высокие риски и угрозы обострения ситуации в этнической сфере. В настоящий момент страна нуждается в политике, которая, с точки зрения обеспечения безопасности, государственной целостности и ее суверенитета была бы направлена на своевременное предотвращение напряженности и конфликтогенности в межэтнических отношениях.
В последнее время уровень стабильности межэтнических отношений несколько снизился, в первую очередь, из-за того, что возросла неопределенность ситуации в области выработки государственной политики в этой сфере. Другим тревожным обстоятельством является то. что на политической арене активизировались силы, готовые разыгрывать этническую карту в своих интересах. Нередко недооцениваются экономические и социальные условия, порождающие напряженность в межэтнических отношениях. Бедность, депрессия, бездуховность, разочарование способствуют росту экстремистских настроений, некоторые острые социальные проблемы приобретают национальную окраску. Необходимость разработки и принятия закона "Государственной национальной Концепции в современных условиях развития страны вызвана стремлением народов Кыргызстана жить в мире и согласии, желанием своевременно предотвращать конфликты на межнациональной почве, не допускать повторение июньских событий 2010 года на юге страны и рекомендациями Национальной комиссии по расследованию этих событий.
2. Общие положения
Государственная национальная политика Кыргызской Республики является системой действий и мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленных на реализацию национальных интересов и разрешение национальных противоречий. Она является составной частью политики государства, указывающая стратегический курс в национальном вопросе, в развитии межэтнических отношений, в культурно-языковом развитии этносов. Для Кыргызстана являющегося полиэтничным обществом формирование и укрепление национального единства является одним из основных условий обеспечения безопасности, территориальной целости и суверенитета государства, реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития.
С точки зрения развития Кыргызстана - этническая сфера обладает огромным потенциалом, который до сих пор используется недостаточно. Идея этнического развития состоит в том. что многообразие является для Кыргызстана не источником напряженности, а одним из важнейших ресурсов развития, как социального, так и экономического. У большинства жителей страны, принадлежащих к разным этническим группам, существует понимание того, что все народы республики стоят перед необходимостью решения общих государственных проблем. Закон "Концепция государственной национальной политики Кыргызской Республики" представляет собой систематизированную совокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, национальных общественных организаций, граждан республики в сфере этнического развития и межнациональных отношений.
Как политико-правовой акт, Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и национально-культурного взаимообогащения народов Кыргызстана. Структурно национальная политика состоит из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В ней выражены стратегии, рассчитанные на длительный период, цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования, а также ближайшие задачи. Она сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики.
Базовым элементом национальной политики является - целенаправленное развитие кыргызского этноса как интегрирующего и консолидирующего ядра кыргызского общества. Реальное оздоровление этнонолитической ситуации в стране и психологического самочувствия кыргызов может быть обеспечено не за счет создания неких институциональных условий для зашиты большинства от меньшинств, а на пути формирования у кыргызов представлений об их действительной роли в деле национальной интеграции общества. Благополучие, стабильность, мир и согласие в стране в значительной мере зависит от взаимоотношений и сотрудничества титульной нации с этническими группами, с которыми кыргызы составляют народ Кыргызстана.
Концепция является базовым документом для органов власти при проведении социально-экономической и культурной политики в области развития и укрепления независимости и суверенитета страны, консолидации многонационального народа Кыргызской Республики. Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений.
Закон "Концепция национальной политики" основывается на положениях Конституции Кыргызской Республики, нормах национального законодательства и международного права, касающихся прав человека и прав лиц, принадлежащих к этническим и языковым сообществам. В частности: Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и права граждан, Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.) ETS № 157,
3. Принципы государственной национальной политики
В основу государственной национальной политики положены следующие принципы:
* признание приоритета прав человека согласно Всеобщей декларации прав человека и создание таких условий, при которых каждый гражданин Кыргызской Республики может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами, направленных на укрепление государственности, суверенитета и сохранение территориальной целостности Кыргызстана;
* свободное развитие каждой этнической общности в рамках демократических процессов. Конституции и законов Кыргызстана, международных нормативных актов:
* осознание того, что в условиях многонациональной республики ни одна нация не может удовлетворять свои национальные интересы за счет ущемления интересов другой нации;
* запрещение деятельности, направленной на подрыв государственной и территориальной целостности, сохранение суверенитета, национальной безопасности, раскол единства народа Кыргызстана, разжигание межнациональной, религиозной и сословной розни, деление по признакам регионального происхождения, вражды и ненависти;
* запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности;
* право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения:
* бережное отношение к историческому наследию и национальному достоянию народов Кыргызстана; • защита национального достоинства и чести личности независимо от этнической принадлежности;
* понимание того что народ Кыргызстана - это органическое единство кыргызов и всех других национальностей;
* защита прав и интересов кыргызских диаспор за пределами Кыргызской Республики, поддержка в сохранении и развитии кыргызского языка, культуры, национальных традиций.
4. Цели государственной национальной политики
Целью национальной политики является создание необходимых правовых, политических, экономических, социальных, культурных и других условий для развития и жизнедеятельности представителям всех народов Кыргызстана, обеспечения сохранения государственности, суверенитета и территориальной целостности.
Основными целями национальной политики являются:
* обеспечение национального единства как основного духовного и материального богатства народов Кыргызстана, как основополагающего фактора развития страны, посягательство на которое должно строго пресекаться законами страны;
* формирование цивилизованных форм межнационального общения основанных на нормах международного права, с учетом происходящих общественно-политических процессов и особенностей Кыргызстана;
• консолидация общества по реализации национальных интересов в различных сферах внутренней и внешней политики, обеспечивающих развитие, укрепление государственности и суверенитета страны:
• мирных способов разрешения конфликтных ситуаций, как с использованием различных форм и возможностей, предусмотренных законами, так возможностями народной дипломатии, народной инициативы;
• создание устойчивости общества как социальной системы, учет национальных проблем социальной, экономической, культурно-образовательной и другими сферами государственной политики, направленной на развитие Кыргызстана;
• преодоление последствий мирового экономического кризиса, роста цен на жизненно важные товары и стоимости жизни, социальной защиты уязвимых слоев населения:
• повышение качества жизни, обеспечивающего рост средней продолжительности жизни, необходимого образовательного стандарта, соответствующих услуг в области здравоохранения и культуры:
• совершенствование механизма управления этническими процессами в стране, подкрепленного необходимой законодательной базой, правительственными программами и проектами, корректировками государственной национальной политики по устранению недостатков, упущений или усилению тех или иных сфер деятельности выявляемых в ходе реализации настоящей Концепции государственной национальной политики;
• обеспечение информационной и гуманитарной безопасности, направленной противодействию разрушению государственности, подрыва межнационального согласия и мира, размыванию духовных и культурных ценностей кыргызского и других народов Кыргызской Республики;
• совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных прав и обязанностей представителей всех народов, проживающих в Кыргызской Республике, потенциал, которых должно быть направлено на укрепление межнационального согласия, мира и процветания страны.
4.Задачи национальной политики Кыргызской Республики
4.1.В политической и государственно-правовой сфере:
- сохранение государственности и территориальной целостности, суверенитета Кыргызской Республики, активное противодействие всяким попыткам направленных на их подрыв или развал:
- развитие законодательства, регулирующего национальную политику, в целях наиболее полного обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, признающих общие интересы совместного проживания и движения в будущее, сложившихся моральных и культурных ценностей, соблюдения законов;
- координация деятельности всех ветвей и уровней власти республики, нацеленных на осуществление национальной политики и гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранение Кыргызстана как суверенного и современного развивающего государства;
* обеспечение реальной правовой защиты граждан независимо от их этнической принадлежности, обеспечение неизбежности наступления ответственности за разжигание межнациональной вражды, сепаратизма, провоцирование и совершение актов вандализма и насилия и нарушение прав, граждан по этническим и языковым мотивам;
* совершенствование правовой системы и правоохранительной деятельности по выявлению, профилактике и нейтрализации негативных тенденций в сфере межэтнических отношений, создающих риски и угрозы развитию страны;
- недопущение политизации межэтнических отношений, использовании их в нагнетании общественно-политической обстановки, направленной на разрушение государственности и суверенитета Кыргызстана:
- проведение государственной кадровой политики, основанной на критериях профессионализма и компетентности, преданности идеалам развития страны, исключая любую дискриминацию по этническим, религиозным, имущественным, региональным и иным признакам:
* создание системы взаимодействия центральных и местных органов государственной власти по реализации Концепции государственной национальной политики;
* предоставление иностранным гражданам гражданства Кыргызской Республики в зависимости от образования, возраста, профессии, уровня знания государственного языка, наличия финансовых средств, прямых родственных связей;
* проведение научных исследований, выработка на их основе мероприятий по совершенствованию межнациональных отношений, по предупреждению и влиянию конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, использовании их в политической борьбе;
* широкое привлечение политических партий и общественных объединений к процессу формирования в Кыргызстане культуры мира и ненасилия на основе толерантности и культурного многообразия, партнерские отношения которых с государственными органами должны способствовать реализации этих целей;
* объединение усилий государственных органов и гражданского общества для достижения межэтнического и межконфессионального диалога, укрепления взаимопонимания между людьми различных этнических и религиозных общностей, направленных на создание современного и развитого Кыргызстана.
4.2. В социально-экономической сфере:
- на поддержание усилий государственной власти направленной на создании и поддержании общих правил экономического поведения для всех хозяйствующих субъектов, усилия которых направлены на достижение национальных и государственных целей:
- на обеспечение соблюдения политики прав собственности гарантированной Конституцией Кыргызской Республики, пресечении незаконных форм перераспределения собственности:
- на поддержание государственных мер направленных на преодоление бедности, безработицы во всех регионах страны, широкого вовлечения граждан всех национальностей при принятии решений по региональной политике, способствующей общегосударственным целям:
* на разработку
* вовлечения представителей этнических групп в процессы управления страной с целью достижения согласия и эффективного использования ресурсов, способствующих достижению общенациональных идей и задач развития Кыргызстана.
4.3. В сфере образования, культуры и воспитания:
* сохранение и развитие культурной самобытности народов проживающих в Кыргызстане;
* развитие системы ценностных ориентиров, основанных на демократических принципах, конституционных нормах уважении прав и свобод человека, укрепления государственности и суверенитета страны:
* определяющую роль образования и образовательной политики государства в процессе формирования этнокультурного пространства и общественных отношений. Ставка на образование и образованную молодежь должно относиться к числу приоритетов экономического роста и социально-культурного развития Кыргызстана в 21 веке;
* одной из задач образования в области этнических отношений должно заключаться в определении и передаче необходимого объема знаний, которые позволяли бы осваивать систему общих духовных ценностей, традиций народов Кыргызстана;
* формирование посредством многоязычия и качественного образования этнокультурного пространства и консолидации этнических групп и титульной нации в народ Кыргызстана;
- воспитание любви к стране, историческому прошлому и традициям народа Кыргызской Республики;
- воспитание и образование подрастающего поколения в духе уважения к кыргызскому языку, кыргызской культуре и истории Кыргызстана как национально-духовной основы их общей родины посредством активного задействования системы образования, культуры и средств массовой информации:
* постоянное совершенствование системы подготовки преподавательских кадров, ведущих обучение на государственном языке и языках проживающих в республике народов;
* создание условий для деятельности профессиональных и народных художественных коллективов, представляющих культуру народов проживающих в Кыргызской Республике:
- развитие многообразия культурной и информационной сферы, противодействие информационной экспансии, информационным войнам направленных на их дискредитацию:
- соблюдение журналистами этических норм и профессионализма в вопросах освещения межэтнических и межконфессиональных отношений, публичное порицание и осуждение допускающих их нарушения:
- усиление в рамках действующего законодательства работы по предупреждению и пресечению выхода материалов СМИ. дестабилизирующих межэтническую ситуацию в стране.
4.4. В сфере языковой политики:
* квалификационное требование к государственным служащим по владению ими минимума знаний государственного языка установленного законом о госязыке для исполнения служебных функциональных обязанностей;
* обеспечение функционирования кыргызского языка в качестве государственного, а также наряду с официальным языком в делопроизводстве центральных и местных государственных органов;
* развитие правовой базы употребления государственного языка, с указанием конкретного механизма его действия, норм функционирования в деятельности государственных, общественных и других организациях, в национальном медиа-пространстве;
* осуществление работ по переводу на кыргызский язык деловой, художественной и иной литературы, в целях обеспечения доступа к новейшим технологиям, достижениям науки, техники, мирового опыта хозяйствования, преодоления кризисных явлений, строительстве демократического общества и рыночной экономики, мировой литературы и культуры;
- расширение сети центров обучения государственному языку на уровне городов и районов, в высших учебных заведениях и других учреждениях, в том числе частных, с целью овладения государственными служащими и иными, необходимого минимума знаний государственного языка установленного законом о госязыке для исполнения своих обязанностей и общения с кыргызским населением:
* совершенствование методики преподавания кыргызского языка с использованием современных образовательных, компьютерных технологий, с программными продуктами обеспечивающих автоматизированный перевод на кыргызский язык текстов с русского и других иностранных языков:
* разработку словарей современного кыргызского языка по различным тематикам (политика, экономика, техника, менеджмент, предпринимательство, словесности и другие) и обеспечение к ним широкого доступа посредством Интернета, печатных изданий;
* всемерная поддержка достигнутого уровня и качества владения русским языком кыргызстанцами:
- сбалансированный подход к культивированию кыргызского и русского языков для получения молодежью качественного образования:
* развитие Интернет-ресурсов на государственном языке и обеспечение их широкого доступа до отдаленных пользователей Интернета, особенно населения проживающего в высокогорных и отдаленных населенных пунктов;
* содействие и создание условий для функционирования языков этнических групп в сфере культуры и СМИ.
4.5. В сфере межконфессиональных отношений:
* развитие партнерских отношений между государством и религиозными объединениями в целях развития межрелигиозного диалога и взаимопонимания, укрепления стабильности в обществе:
* совместная работа государственных органов и религиозных объединений в укреплении нравственных ориентиров в обществе, повышении роли семьи, борьбе с наркоманией, алкоголизмом, распространением детской, подростковой преступности и беспризорности;
- информационно-просветительская работа с населением, молодежью, в целях противодействия распространению экстремизма, сепаратизма и терроризма.
4.6. Во внешнеполитической сфере:
PR-акции и целенаправленная пропаганда Кыргызской Республики как демократического государства, члена международного сообщества, которое признает и применяет общепризнанные стандарты в области защиты прав и основных свобод человека, а также лиц. принадлежащих к этническим меньшинствам;
- изучение и регулирование процессов миграции, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев:
* реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;
* развитие связей с зарубежными кыргызскими диаспорами;
* углубление сотрудничества с зарубежными странами, международными организациями по вопросам защиты национально-культурных прав и свобод человека.
5. Механизмы реализации государственной национальной политики Кыргызской Республики
Органы государственной власти принимают законы и издают подзаконные акты, регулирующие национальные и религиозные отношения, обеспечивающие реализацию положений настоящей Концепции, разрабатывают программы этнокультурного развития, обеспечивают необходимыми ресурсами и организуют их выполнение.
Этот механизм включает в себя следующие виды организационной и распорядительно-исполнительной деятельности:
- принятие решений по финансовому и материально-техническому обеспечению целевых программ, проектов, планов, детализирующих содержание национальной политики по её функциональным направлениям и обеспечивающих сохранение государственности, суверенитета, государственной целостности и развитие Кыргызстана;
- распределение организационных и исполнительских функций между участниками осуществления национальной политики:
* установление государственного контроля за ходом выполнения законов и подзаконных актов, директивных документов, целевых программ, договоров, соглашений, совместных решений и взаимных обязательств по национальным вопросам;
* освещение в СМИ целей, задач и хода выполнения намеченных мероприятий, в том числе - отчётов ответственных исполнителей о проделанной работе перед органами государственной власти и общественностью республики;
- систематический мониторинг и анализ межэтнической и межконфессиональной ситуации в республике и разработка практических мер по их развитию и укреплению;
* создание информационной базы данных по различным аспектам этнической специфики общественной и культурной жизни в Кыргызской Республике;
* разработку целевых программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве:
* поддержку общественных инициатив и содействия развитию институтов гражданского общества, способствующих укреплению межнационального согласия, мира и дружбы в Кыргызстане:
* совершенствование правовой базы деятельности этнокультурных объединений, в рамках не противоречащих Конституции, действующего законодательства и настоящей Концепции государственной национальной политики;
* широкое вовлечение НПО в процесс консолидации общества и распространения идей духовного единства, знаний об истории и культуре народа Кыргызстана, сохранения его исторического наследия, направленных на укрепление государственности, суверенитета и государственной целостности Кыргызстана:
Государственным органам при выполнении указанных в Концепции государственной национальной политики приоритетов, необходимо взаимодействовать вместе с гражданским обществом, в том числе партиями, неправительственными организациями, этнокультурными общественными объединениями, Ассамблеей народов Кыргызстана. СМИ и другими.
Выполнение Концепции проводится Правительством в три этапа:
Первый этап. Принятие Государственной программы и необходимых подготовительных мер. Второй этап - принятие проектов Законов. Третий этап - Правительство утверждает в соответствии с Концепцией нормативно-правовые и подзаконные акты и их исполняет. Раз в год, Правительство подготавливает Национальный отчет по исполнению Концепции и публикует его.
В разработку комплексной программы привлекаются наряду с государственными органами научные, аналитические центры республики, политические партии, неправительственные организации, средства массовой информации и другие заинтересованные субъекты Кыргызской Республики. Координация деятельности министерств и ведомств по реализации Концепции осуществляется Правительством.
В законотворческой деятельности внести на рассмотрение
* "О государственном языке в Кыргызской Республике": * "Об этнических меньшинствах Кыргызской Республики"; * "Об этнокультурных объединениях"; * "Об Ассамблее народов Кыргызстана"; * "Об информационной и гуманитарной безопасности в сфере национальной политики";
Внести изменения и дополнения в законы: * "О культуре"; * "Об образовании"; * "О государственной службе": * " О средствах массовой информации": * "Об информационной безопасности". * "О некоммерческих организациях": * " О миграции": * Гражданский кодекс: * Трудовой кодекс: * Уголовный кодекс.
Разработать и утвердить национальные программы: * Развития государственного языка Кыргызской Республики на 2011-2020 годы; * Развития культуры и искусства в Кыргызской Республике до 2015 года.