Зафар Гулиев: Азербайджан: революция отменяется, реформы - тоже
В течение последних 3 с лишним месяцев в Азербайджане шло острое соперничество двух взаимосвязанных политических тенденций: активно педалируемой оппозиционными кругами революционной угрозы и запущенной властями в противовес ей кампании имитации реформ и борьбы с коррупцией.
Грозное революционное развитие событий в мусульманском мире и эскалация протестных настроений внутри страны, а также "эсхатологические" прогнозы и тревожные предостережения влиятельных международных организаций заставили властные структуры Азербайджана предпринять в спешном порядке какие-то превентивные защитные меры. Так, одной из главных политических интриг в Азербайджане стала начатая с февраля громкая компания борьбы с коррупцией и суетливая имитация социальных реформ. В частности, глава государства в течение последних месяцев предпринял целый ряд поездок по регионам страны и окрестностям столицы, в ходе которых говорил больше не о феноменальных успехах, как это практиковалось ранее, а о реальных проблемах, волнующих общество: росте коррупции, монополизме, несправедливой конкуренции, необоснованных проверках предпринимателей и прочих негативах в социально-экономической области. Одновременно, были предприняты определенные шаги по повышению базовой части пенсий, проводились рейды контроля качества и цены продуктов в сфере торговли, осуществлялись кадровые ротации, усилилось внимание к актуальной социально-экономической тематике в официальных СМИ. И все это на фоне развернувшейся громкой компании борьбы с коррупцией.
В ходе этой шумной компании борьбы с коррупцией были спешно проведены широко разрекламированные коллегиальные заседания во всех министерствах и госкомитетах, взяты серьезные обязательства, осуществлены на низовом уровне некоторые кадровые "зачистки", начато негласное соблюдение "коррупционного поста". Между тем, в обществе, с нескрываемым любопытством и большой иронией воспринимали эту шумную кампанию борьбы с коррупцией, резонно полагая, что она не достигнет ожидаемого результата, поскольку вряд ли затронет верхние этажи коррумпированной пирамиды. Многие отчетливо осознавали, что борьба с коррупцией начата как бы из-под "революционной палки", является ответом на внешний и внутренний прессинг, мотивирована лишь конъюнктурными соображениями и завершится с прекращением революционной угрозы.
Впрочем, часть общества готова была поверить в реформаторский настрой и антикоррупционную борьбу (хотя бы на низовом уровне) главы государства, полагая, что это единственный путь снятия угроз и власти не могут не осознавать этого. Поскольку если борьба с коррупцией и реформаторские поползновения власти не выйдут за рамки имитации и пропаганды, не изменят по существу ничего в системе управления и в жизни граждан, то это вряд ли позволит режиму надолго обезопасить себя от роста протестных настроений в обществе и угрозы революционного возмездия.
Впрочем, "революционная" и "реформаторская" версии мотивов борьбы с коррупцией не противоречили, а как бы дополняли друг друга. Коррумпированный режим подгонялся к борьбе с коррупцией, с одной стороны, митинговой активизацией оппозиции и угрозой надвигающегося революционного цунами, с другой - прессингом западных стран и международных организаций, требующих начала программы реформ для того, чтобы избежать худшего варианта развития ситуации. И в том, и в другом случае, это ещё не было выбором самой власти, а точнее - это было выбором из-под палки.
Но вот настало время самой власти сделать выбор. Оппозиция почти полностью выложилась в нескольких громких митинговых акциях в марте и в апреле. После серьезного репрессивного наката властных структур, она как улитка вновь вернулась в скорлупу кабинетной деятельности и не располагает весомыми ресурсами ни для поддержания революционной угрозы, ни для побуждения президента к реформам. Ослабла и революционная угроза извне: события в арабском мире характер затяжного и кровавого гражданского противостояния, с весьма непредсказуемыми последствиями и не очень актуальными для Азербайджана аналогиями. Остался лишь прессинг западных стран и международных организаций, настаивающих на продолжении реформ. Но к такому мягкому прессингу наша власть уже давно привыкла и особо не считается с ним.
Так что, в мае месяце сложилась ситуация, когда власть могла бы продемонстрировать свою готовность к переменам - не по принуждению, а в силу собственного выбора. Увы, власти, как и оппозиция, сделала шаг не вперед, а назад. Она свернула борьбу с коррупцией, реформаторские инициативы и предпочла вернуться в скорлупу своей прежней модели поведения.
Имитационная кампания борьбы с коррупцией продержалась даже гораздо меньше, чем предполагали самые заядлые скептики. Всего 3 месяца. А столько было шума, словесной трескотни, "невинных" жертв ("стрелочников"), "пустых похвал и обещаний"... Завершилась фактически столь же неожиданно, как и началась. Правда, официально и публично о завершении кампании нигде не говорится. Оно и понятно. О неудачах наша власть предпочитает молчать и рапортует всегда только об успехах. Признать же успехом столь скоротечную бесславную кампанию борьбы с коррупцией и рапортовать о победе даже у нашей власти, должно быть, не поворачивается язык. Вот и предпочитают в тихом и незаметном режиме сворачивать опасную кампанию.
Уже более 10 дней в обществе циркулирует новость о том, что кампания борьбы с низовой коррупцией (на более высокие этажи никто и не замахивался) фактически свернута и взятка вновь негласно узаконена в своих правах. Многие сообщают об этом с тревогой и горечью, но немало и тех, кто с облегчением и ликованием встречает эту новость. Взятка вновь работает в прежнем открытом (полулегальном) режиме. Более того, за 3 месяца вынужденного "коррупционного поста" на неё накручены проценты и откупаться с лихвой приходится вновь рядовым гражданам, которые теперь клянут президента за то, что он затеял эту нелепую кампанию.
В серьезность этой капании изначально никто особо и не верил, но ее столь быстрого, бесславного и ужасно компрометирующего главу государства завершения многие также не ожидали. Почему же так быстро и тихо замяли борьбу с коррупцией? Почему не разыграли до необходимого пропагандистского финала эту имитационную кампанию? Что так напугало или, напротив, реакционно вдохновило нашу власть? Кто так жестоко подставил президента - именно по нему ведь и пришелся сильный антиимиджевый удар.
Возможно, там наверху пришли к выводу или получили веские заверения (от Вашингтона или Москвы), что уже нет никаких оснований бояться революционных импульсов как извне, так и изнутри, а по этой причине, незачем уклоняться от привычного коррупционного стиля жизни и работы. Возможно, наоборот, осознали сами или получили сигнал от "братских коррупционных режимов" о губительных последствиях для власти продолжения опасной затеи борьбы с коррупцией, особенно в контексте нарастающих в мире и в стране революционных настроений.
Как бы то ни было, но что-то заставило власти передумать и остановиться. Ведь если кампания сценарно была задумана как 3-х месячный блицкриг, то почему нет привычной победной пропаганды, рапортов об успехах, подведения итогов и планов на последующие периоды и т.д. Кампанию просто тихо спустили на тормозах: вроде бы формально она есть, продолжается, действует (бездействует) госкомиссия и "горячая линия", а на деле она уже свернута и "ее величество" взятка вновь легализована - как главное средство решения всех проблем.
Получается, что без дамоклова меча революционной угрозы власти Азербайджана не желают идти ни на какие позитивные реформы. Если революционная угроза отменяется, отодвигается в неопределенное будущее, то отменяется, отодвигается в неопределенное будущее и готовность власти к реформаторским шагам. Таковы реалии. Следовательно, для стимулирования реформаторской деятельности власти следует ожидать очередного этапа актуализация революционной угрозы и протестной активизация оппозиции.
К слову сказать, блестящая победа Азербайджана в "