Прошедший неделю назад праздник Великой Победы над фашизмом в очередной раз стал лакмусовой бумажкой для многих политических лидеров бывших республик СССР. Множество мнений, позиций и порой неподтвержденных ничем домыслов ряда политических деятелей заставляют задуматься о том, почему именно 9 мая ежегодно превращается в день, с помощью которого различные политики пытаются решить свои собственные проблемы.

Белоруссия. Празднования, прошедшие в этом году в столице Белоруссии, как всегда, отличались массовостью и искренним уважением жителей республики к ветеранам войны. Белорусы, по той или иной причине, никогда не переставали считать День Победы днем освобождения белорусской земли от фашистских захватчиков - ни во времена Советского Союза, ни в период роста националистических настроений начала 1990-х, ни при правлении Александра Лукашенко. За последние 17 лет отношение простых граждан к 9 мая практически не изменилось, не превратив праздник в орудие идеологии, о чем, похоже, уже долгое время мечтает руководство Белоруссии.

Несмотря на то, что выступление у монумента Победы в Минске белорусского лидера по своей структуре практически не отличалось от множества предыдущих, в нем чувствовалась нервозность и определенная доля отчаяния. Лукашенко заявил, что сегодня белорусское государство в состоянии дать адекватный ответ на ведущуюся против страны информационную и политическую войну: "большая часть всех проблем навязана нам искусственно, это месть за то, что мы строим свое подлинно независимое государство, за то, что белорусский народ хочет быть хозяином в своем доме и сам определять свою судьбу... в любую минуту мы готовы защитить свою независимость, политические и социальные завоевания". Вроде бы все как всегда - мы в осаде, кто-то хочет отобрать у нас "социальные завоевания", мы никому их не отдадим, и впредь будем сражаться до последнего (белоруса, по-видимому). Но в этот раз мы не услышали ни одного плохого слова ни в сторону России (тогда еще не было известно об отказе российской стороны предоставить кредит Белоруссии), ни в сторону западных стран. Президент лишь высказал свое сожаление о том, что "где-то в Европарламенте, еще в какой-то там структуре рассматривается белорусский вопрос. Это говорит о том, что мы так и не сделали никаких выводов из того, что было в те жестокие времена". Интересно то, что, по словам Лукашенко, он узнает о деятельности европарламентариев из средств массовой информации, что демонстрирует показное безразличие по отношению к брюссельским затеям.

С другой стороны, чуть ли не впервые оказалось, что День Победы - это общий объединяющий праздник и белорусов, и европейцев: "воевали и погибали не только советские люди. Они, конечно, сыграли главную роль, но с врагом бились насмерть и в Германии антифашисты, коммунисты, антифашистское Движение сопротивления было массовым в Западной Европе... армия Польши - ведь они также, пусть с нашей поддержкой, нашей помощью, иначе и быть не могло, ведь трудно было бороться в оккупации, но они боролись". По-видимому, в Белоруссии все еще верят, что отношения с ЕС можно восстановить, пускай даже если в этом году ни один из послов европейских государств, аккредитованных в республике, не принял участия в официальной церемонии возложения венков к монументу Победы (их туда просто не пригласили). Правда, белорусские новостные каналы, видимо по инерции, сразу же охарактеризовали факт отсутствия на официальных мероприятиях в Минске послов стран ЕС и США "верхом цинизма", который можно рассматривать как поддержку идей неофашизма. Надо отметить, что послы все же возложили венки к Вечному огню, но лишь 10 мая, так, по-видимому, и не поняв посылов руководства Белоруссии.

С Россией у белорусской верхушки также не все в порядке, и не только в области экономических интересов, но и в политико-идеологической сфере взаимоотношений. В своем поздравлении на имя Александра Лукашенко Дмитрий Медведев отметил, что великое достояние военных лет - узы дружбы и взаимовыручки, сплотившие народы России и Белоруссии, будут и далее "оставаться прочной основой для развития в условиях демократии и свободного волеизъявления граждан, тесных и взаимовыгодных отношений союзничества и многопланового партнерства между нашими государствами". По мнению многих аналитиков, подобное поздравление имеет свою политическую подоплеку: Лукашенко стал единственным руководителем государства, в поздравительном послании к которому, Медведев вспомнил о демократии и свободе, тогда как основным посылом другим главам стран СНГ стала благодарность за недопущение пересмотра итогов Второй мировой войны. Таким образом, Москва также как и Брюссель, требует пересмотра белорусским руководством подходов не только к управлению экономики, но и к пониманию демократии.

Как бы там ни было, но, несмотря на явную политизацию высшими госчиновниками Белоруссии праздника Победы, 9 мая в Минске до сих пор не превратился в день противостояния различных политических течений и блоков, как это происходит в ряде постсоветских республик.

Латвия. После 1991 года официальные торжества, посвященные разгрому нацизма, проходят в Латвии, как и в других странах Европы 8 мая. При этом прошедшие два десятка лет стали для тех, кто празднует День Победы 9 мая, достаточно сложными, так как латвийские власти все эти годы относились к ним, как к "врагам Латвии" и "пятой колонне". Правда, это нисколько не уменьшало число людей ежегодно возлагающих цветы к Памятнику Освободителям и считающих 9 мая праздником общей Победы. Это мероприятие вызывает недовольство у латышских радикальных организаций, которые по-прежнему считают 9 мая не Днем Победы, а началом так называемой советской оккупации. В то же время, с разрешения властей еще в прошлом году в Риге прошло шествие легионеров и сторонников Waffen SS, которые, по мнению некоторых латышей, не воевали на стороне фашистской Германии, а боролись за независимость Латвийской республики от СССР.

Однако, несмотря на различного рода заявления и шествия нацистов, в последние несколько лет отношение в Латвии ко Дню Победы стало скорее нейтральным, чем негативным. Это можно связать не столько с изменением умонастроения политической элиты Латвии, сколько с серьезными экономическими проблемами, решать которые республика в одиночку не в состоянии, а ЕС не спешит Риге на помощь. Как результат, все больше голосов раздается в пользу возобновления конструктивного диалога с Россией, а все, что связано с Войной, постепенно превращается в разменную монету во взаимоотношениях с Москвой. На наш взгляд, ярким примером подобного поведения является непоследовательность действий политической элиты Латвии как накануне, так и в День Победы. Так, с одной стороны, мэр Риги Нил Ушаков, пускай и не полностью открыто, демонстрирует свою пророссийскую позицию. Во время концерта около памятника Советским воинам-освободителям столичный градоначальник вполне открыто заявил: "Я хочу сказать спасибо ветеранам за то, что сегодня мы с вами можем жить. Мы гордимся своими ветеранами и помним об их подвиге... на нас с вами лежит ответственность за то, чтобы в нашей стране не было коррупции, продажности и разделения по национальному признаку". С другой стороны, министр культуры Латвии Сармите Элерте высказала официальное мнение о том, что 9 мая в Латвии никогда не будет отмечаемым днём, так как в этот день началась 50-летняя оккупация: "Ностальгия по исчезнувшей империи оказывает влияние на часть жителей Латвии.. Мы не можем запретить людям собираться и что-то отмечать, но мы должны их игнорировать". Подобный разброс мнений можно было бы списать на демократию и свободу мысли и слова, если бы не одно "но": сегодня, когда Латвия стоит на распутье, любое высказывание политиков должно рассматриваться с точки зрения прагматичности и будущих перспектив развития страны, что исключает их двусмысленность.

Литва. Ситуация с празднованием Победы в Литве немногим отличается от латвийской. Еще 20 апреля МИД страны направил письмо в адрес мэрии Вильнюса, в котором предлагалось не выдавать разрешения для проведения 9 мая в центре столицы шествия в честь Дня Победы: "организуемое Союзом русских Литвы шествие в центре города Вильнюса может вызвать негативный отклик в обществе и спровоцировать различные акции протеста, а также воспрепятствовать мероприятиям проходящей шестой год подряд ярмарки Европейских стран". К тому же в Литве официально запрещено использование советских символов, без которых, по мнению литовских чиновников, подобное мероприятие обойтись не может. Помимо этого, один из видных политиков Литвы и Европарламента Витаутас Ландсбергис (фактически первый глава республики после выхода ее из состава СССР) открыто заявил, что праздник 9-го мая - это "искусственное изобретение Сталина, чтобы отделить победу Советского Союза, как решающую, от победы демократических союзников".

Сегодня большинство литовских политиков и историков придерживаются мнения, что окончание военных действий в Европе означало для страны вторую оккупацию со стороны СССР, поэтому ни одна из этих дат в Литве не является праздником. Согласно правовым актам Литвы, днем почтения памяти жертв Второй мировой войны является 8-ое мая. Именно в этот день в Пречистенском соборе столицы Литвы по инициативе посольства Российской Федерации прошло заупокойное богослужение о погибших воинах и тех, кто перенес в годы Второй мировой войны все тяготы и лишения. На большее в Литве пока пойти не готовы, так как пустословие о советской оккупации позволяет "национальной элите" продолжить зомбирование населения, стремясь отвлечь его от серьезных проблем в социально-экономической сфере.

Эстония. Официально в Эстонии День победы не отмечается, а все мероприятия проводятся силами ветеранских и других общественных организаций при поддержке посольства России, а в некоторых городах при поддержке местных властей. Отличительной особенностью нынешнего года является, пожалуй, то, что возложение цветов к подножию Бронзового солдата, с 2007 года установленного на территории Воинского кладбища в Таллине, было упорядочено и организовано местной администрацией, так как желающих почтить память воинов-освободителей пришло как никогда много. Помимо этого, ни со стороны президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, ни из уст каких-либо высокопоставленных чиновников в этом году не прозвучало никаких оскорбительных выпадов относительно СССР и всего, что с ним связано. Подобная позиция эстонской политической элиты позволяет сделать предположение, что Таллин с каждым годом становится ближе к восприятию своей истории в качестве части общего прошлого всего советского пространства.

Украина. Пожалуй, наиболее "весело" отпраздновали День Победы на Украине: на западе страны со стрельбой на улицах и групповыми потасовками, а на востоке и юге страны - с торжествами и массовым вывешиванием красных флагов. Напомним, что обещание президента страны Виктора Януковича подписать закон об "использовании копий красного флага Победы" в ходе торжеств по случаю 9 мая, как только этот документ поступит в его администрацию из Парламента, так и не было выполнено. Несмотря на это, советская символика (красные флаги, портреты Ленина и Сталина и т.п.) широко использовалась в дни празднеств по все стране, что послужило толчком к росту недовольства со стороны националистически настроенных группировок Украины. В отличие от большинства регионов страны, где празднования прошли более-менее спокойно, во Львове прошли массовые столкновения, в ходе которых пострадали люди. Напомним, что Львов - столица исторической области Галичина, которая, в отличие от большинства украинских земель, вошла в состав СССР только с началом Второй мировой войны и где до сих пор неоднозначно оценивают события прошлого столетия.

За несколько дней до Дня Победы административный суд запретил проведение во Львове массовых акций 9 мая во избежание возможных столкновений. Тем не менее, стычки в городе все равно произошли: на Марсовом поле и на Холме Славы, где националисты не только не пускали людей к Могиле Неизвестного солдата, если у них на одежде были георгиевские ленточки, но и растоптали венок, который должен был возложить на военном кладбище генеральный консул России во Львове Олег Астахов.

Иная картина наблюдалась на востоке и юге страны. Например, в Севастополе более 10 тысяч человек пришли посмотреть парад, в котором приняли участие ветераны войны, военнослужащие военно-морских сил Украины и Черноморского флота России. Весь город был украшен символикой советской армии и военно-морского флота, на госучреждениях были вывешены флаги Победы.

Итогом событий 9 мая стало углубление раскола украинского общества на про- и антироссийский блок. При этом ряд исследователей отмечает, что ни Тимошенко, ни Янукович не могли быть причастными к трагическим львовским событиям, отрицательно сказавшихся на их рейтинге. Единственным политическим крылом, кто реально выиграл от беспорядков, стали националистические группировки и партии, оставшиеся за бортом большой политики и стремящиеся не только привлечь к себе внимание, но и не допустить дальнейшего сближения Украины и России.

Как мы видим, проблемы исторического наследия Советского Союза, канувшего в лету двадцать лет назад, до сих пор представляются некоторым политикам постсоветского пространства единственным оружием в деле укрепления собственной власти. При этом в большинстве случаев политическую элиту совершенно не интересует мнение масс, так как, по их мнению, массы должны подчинятся, а не размышлять. Вот только не учитывается один, пожалуй, самый главный исторический урок - как бы ни была сильна идеология, она рано или поздно отступит перед урчанием пустых желудков.