Интервью ИА REGNUM с председателем Прогрессивно-социалистической партии Азербайджана, руководителем независимой экспертной группы "Левые социалисты Азербайджана" Рустамом Шахсуваровым.

ИА REGNUM: Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль и генеральный секретарь Лейбористской партии Грузии Иосиф Шатберашвили заявляют о подготовке грузинским президентом Михаилом Саакашвили совместно с послом США в Баку Метью Брайзой государственного переворота в Азербайджане. Насколько эти заявления могут соответствовать истине?

Не скрою, Прогрессивно-социалистическая партия Азербайджана, которой я руковожу, и независимая экспертная группа "Левые социалисты Азербайджана" серьезно отслеживают ситуацию, связанную с, мягко говоря, неоднозначной деятельностью нынешнего грузинского режима. И в том числе и ситуацию, связанную с Азербайджаном, с азербайджано-грузинскими отношениями. Действительно, мы считаем, что слова руководителя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, а также руководителя одной из политических партий Грузии, Лейбористской партии, которую мы хорошо знаем, это партия левого социал-демократического толка, тесно связанная с Социалистическим Интернационалом, с народной социал-демократией, то есть солидная партия, необходимо воспринять всерьез. Не следует сразу же отмахиваться от этих слов и утверждать, что за ними ничего не стоит, потому что отношения между Грузией и Азербайджаном прекрасные, потому что отношения между Соединенными Штатами Америки и Азербайджаном прекрасные.

К чему собственно сводятся эти слова? К тому, что руководство Грузии во главе с Саакашвили, а также определенные круги в Соединенных Штатах, в том числе называют и нынешнего посла США в Азербайджане Метью Брайзу, вовлечены в попытки дестабилизации политической обстановки в Азербайджане и инспирирования определенных событий вплоть до государственного переворота. Трудно сказать, конечно, мы не можем утверждать, так это или не так. Но ясно одно, что это нуждается в проверке. Безусловно, азербайджанские власти должны к этой информации достаточно серьезно отнестись и рассмотреть вопрос во всем его комплексе.

Что, собственно говоря, может имеет место? Действительно мы видим, что в последнее время в Северной Африке и на Ближнем Востоке происходит очень серьезная дестабилизация в ряде стран, сопровождающаяся кровопролитием, беспорядками, и совершенно очевидную роль в провоцировании этих событий и беспорядков играют спецслужбы Запада и тех же Соединенных Штатов Америки. Они, фактически, и через свои спецслужбы, и с использованием Интернет технологий, социальных сетей инспирировали события в ряде государств, и в том числе в таких странах, как Египет, Тунис, Ливия. В Сирии сейчас процесс инспирируется во многом Западом. Цель всего этого состоит в создании большого Ближнего Востока и взятии его под еще плотный контроль со стороны США и Запада с целью безудержной эксплуатации нефтяных и газовых богатств этого региона.

Безусловно, благодаря целому ряду сообщений в прессе мы знаем, что определенные круги на Западе к региону большого Ближнего Востока относят также и Азербайджан. Поэтому следует воспринимать с крайней настороженностью сообщения о фактах участия тех или иных западных сил и спецслужб в деятельности, направленной на дестабилизацию обстановки в нашей стране. Конечно, я далек от мысли обвинить конкретно американского посла, господина Метью Брайза или конкретно иное официальное лицо в деятельности, направленной на подрыв обстановки в Азербайджане, но я считаю, что эти сведения нуждаются в проверке. Собственно, мы сегодня видим то, что азербайджанская правая, прозападная оппозиция ведет очень серьезную подрывную деятельность, нацеленную на осуществление в Азербайджане североафриканского, ближневосточного сценария. Деятельность партий "Мусават", Народного фронта и прочих сил, входящих в так называемую Общественную палату, абсолютно деструктивна. Она откровенно нацелена на осуществление в Азербайджане государственного переворота по ближневосточному сценарию. И совершенно очевидным фактом также является то, что эти партии пользуются поддержкой очень влиятельных кругов на Западе и в тех же США, которые, засылают сюда под различным прикрытием своих эмиссаров, буквально диктующих деятелям Общественной палаты что делать, как делать и когда делать.

Это все очень опасно, это все очень серьезно. Поэтому я считаю, не обвиняя при этом конкретно каких-то лиц, для чего у меня сегодня нет прямых оснований, я всего лишь как эксперт могу что-либо предполагать, но, тем не менее, я считаю, что это необходимо отслеживать и проверять.

ИА REGNUM: Как на эту информацию может отреагировать, допустим, Россия? Или те же самые США и западные страны, которые получают громадную прибыль, используя азербайджанские энергоресурсы. Насколько они могут быть заинтересованы в том, чтобы сменилась власть?

Я считаю, что не следует предполагать, что фактор определенной, пускай даже небольшой зависимости от импорта азербайджанских энергоресурсов означает, что Запад всегда заинтересован в стабильности в Азербайджане. Вот обратите внимание на то, что происходит в регионе Ближнего Востока, Северной Африки. Запад провоцирует дестабилизацию в странах, которые известны своими большими нефтегазовыми запасами. Возьмем Ливию. Запасы нефти и газа в этом государстве значительно больше, чем в Азербайджане. Значительная часть ливийского нефтяного и газового экспорта приходилась как раз на страны Запада. Ливийское правительство во главе с Муаммаром Каддафи недавно имело очень хороший, конструктивный, тесный экономический и другие связи со странами Запада. И тем не менее, Запад пошел на дестабилизацию обстановки в Ливии, инспирировал в ней гражданскую войну и поддерживает мятежников несмотря на то, что это нарушило нефтяные и газовые поставки. Такой же сценарий может ожидать и Азербайджан. Вот поэтому не следует слишком самоуспокаиваться и думать, что если Азербайджан поставляет нефть и газ в Европу, то это значит, что Европа и Америка будут всегда заинтересованы в поддержании стабильности в Азербайджане. Тут нужна очень большая осторожность и очень большие меры предосторожности. Говорят, предупрежден, значит вооружен. Надо просто учитывать, что эти круги действительно могут осуществить дестабилизацию. Надо бороться против этого. Надо делать все, чтобы не допустить такого развития событий.

Безусловно, обстановка в Азербайджане имеет прямое отношение, в том числе, и к азербайджано-российским отношениям. Попытки внешних сил дестабилизировать обстановку в Азербайджане и привести в конечном счете к власти прозападные, пронатовские, проамериканские силы не может не беспокоить Кремль, потому что в случае успеха предпринимаемых этими силами попыток в Азербайджане резко ухудшатся азербайджано-российские отношения. Необходимо учитывать, что правая, прозападная оппозиция в Азербайджане является абсолютно антироссийской. Воинствующе антироссийской. Вряд ли Россия заинтересована в усилении подобных русофобских и антироссийских сил в Азербайджане.

ИА REGNUM: Думаю, что необходимо также учитывать, что соседями Азербайджана являются такие государства, как Иран и Турция. Как вы считаете, африканские события могут затронуть Тегеран и Анкару? Тем более что как раз накануне произошло нападение на эскорт турецкого премьер-министра Эрдогана.

К большому Ближнему Востоку американские и европейские стратеги относят не только Азербайджан, но, естественно, и Иран, и Турцию. Конечно, смена режима в Иране - это одна из главных целей американских и в меньшей степени европейских стратегов и, конечно, они будут пытаться это сделать. Правящий режим в Турции тоже при всем своем осторожном, достаточно лояльном поведении далеко не во всем устраивает стратегов Запада и Соединенных Штатов Америки. Их гораздо больше устроило бы правительство, скажем так, ататюркистов. Правительство, типа тех, которые меняли друг друга в Турции все время на протяжении десятилетий. А к нынешнему правительству во главе с Эрдоганом относятся с настороженностью. Особенно насторожено произраильское лобби. Израиль весьма встревожен наличием в Турции такого правительства Эрдогана с исламским уклоном, поэтому существует очень влиятельное произраильское лобби, которое стремится организовать своего рода блокаду Эрдогана, блокаду нынешнего турецкого правительства. Поэтому я не исключаю, что могут быть серьезные попытки дестабилизации обстановки в той же самой Турции.

В частности, очень тревожным явился факт организации покушения на премьер-министра Турции. Это означает, что дестабилизация может быть и в Турции, и в Иране. Собственно, попытки дестабилизации в Иране уже имели место. Мы это видели. Они откровенно инспирировались и поддерживались Западом. И в этой связи в контексте таких попыток дестабилизации обстановки в Турции и в Иране Азербайджан может приобрести особое значение. Наша страна граничит с Турцией и, в особенности, с Ираном, с которой мы имеем большую протяженную границу. Конечно, определенным силам на Западе было бы интересно заполучить влияние в Азербайджане такое, чтобы его можно было использовать как плацдарм против Ирана. А для этой цели нынешняя ситуация, нынешнее руководство Азербайджана не подходит.

Нынешнее руководство Азербайджана проводит независимую, самостоятельную политику, сообразуясь с государственными, национальными интересами Азербайджанской Республики. Оно проводит политику многовекторную, политику баланса в международных отношениях. Западным стратегам такое правительство не нужно. Западным стратегам такая линия не нужна. Они будут всячески стремиться привести к власти совершенно свои, абсолютно для них ангажированные силы, которым можно заказать всё, что угодно, и использовать как плацдарм против тех, по кому они считают нужным нанести удар.