Интервью ИА REGNUM с членом Координационного совета Общественной палаты, бывшим депутатом Милли меджлиса Азербайджана Панахом Гусейном.

ИА REGNUM: В апреле текущего года представители входящих в состав Общественной палаты оппозиционных партий предприняли две попытки проведения митинга в центре Баку. Каковы дальнейшие планы деятельности Общественной палаты? Собираетесь ли вы и впредь проводить массовые акции?

Конкретные направления своей деятельности Общественная палата озвучивала уже в принятой политической декларации. Если же говорить в целом, то наша деятельность направлена на реализацию мер по демократизации Азербайджана. Параллельно с этим нами принята программа действий на 2011 год, в которой конкретно указан ряд предусмотренных к проведению мероприятий, в число которых входят и массовые акции. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что происходящие сегодня в мире и, особенно, в странах Северной Африки и Азии события оказывают свое воздействие и на протекающие в Азербайджане процессы. В результате, на повестке дня всплыл вопрос, связанный с проведением массовых акций с требованием проведения серьезных коренных реформ. Общественной палатой принято решение о проведении очередных массовых акций, и окончательное решение по третьей по счету акции будет принято на сессии Общественной палаты, которая состоится 29 апреля.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете проведенные оппозиции в апреле две акции?

Если говорить о результатах, то необходимо сначала отметить, что необходимость в проведении коренных реформ и в серьезном выражении протестов возникла сегодня в повестке как азербайджанского общества, так и всего мира. Потому что особенно после 17 апреля информацию о состоявшейся в этот день акции передали все ведущие мировые информационные агентства, телеканалы, газеты. Такие международные организации как Совет Европы, Европейский Союз, ОБСЕ, самые известные правозащитные организации Amnesty International, Freedom House и другие выступили с заявлениями по этому поводу. А в самом Баку руководители и представители посольств порядка 20 различных стран и представительств международных организаций встретились с членами Общественной палаты. То есть нам удалось привлечь внимание широкой мировой общественности к нашим требованиям по необходимости проведения коренных реформ и к деятельности Общественной палаты. Это, с одной стороны, позитивный фактор, однако с точки зрения недостаточной массовости акций существует необходимость в реализации дополнительных мер и определенных шагов.

По правде говоря, в массовых народных движениях невозможно все спланировать заранее. Если прибегнуть к модной на сегодняшний день терминологии, то я не очень верю в утверждения, что заранее можно прогнозировать революции и планировать захват чего-либо. Никто в ближайшей перспективе не может прогнозировать, когда и в какой конкретно форме произойдут революционные изменения. Тем не менее, очень серьезный факт заключается в том, что, к примеру, крупные акции протеста состоялись в Азербайджане 16 октября 2003 года после завершения президентских выборов. Крупная акция была проведена также 26 ноября 2005 года после проведения выборов в Милли Меджлис. После этого никаких акций протеста не последовало, причиной чему послужило то, что власти применили соответствующие репрессивные меры воздействий, прибегнув к арестам и применению политики преследования.

Если же говорить об акциях текущего года, конкретно касаясь этих двух акций, то необходимо исходить именно из вышесказанного. После акции оппозиции, состоявшейся 2 апреля, началась репрессивная кампания, схожая с той, которая последовала после акции 16 октября 2003 года. Это прослеживается по всем направлениям: вновь последовали аресты, возбуждены уголовные дела, на телевидении и в средствам массовой информации проводится серьезная антипропаганда, применяется кампания по очернению оппозиции, продолжающаяся и сегодня. Тем не менее, несмотря на все это еще одна акция была проведена 17 апреля, которая, как я ответил выше, вызвала широкий международный резонанс. Это и есть отличительная черта последних двух акций протеста, что демонстрирует, что сегодня протекает совершенно другой процесс, который необходимо воспринимать в свете происходящего сегодня в мире процесса демократизации.

ИА REGNUM: После акции 2 апреля многие органы СМИ и правительственные круги обвинили оппозицию в хулиганстве, началась кампания против представителей иностранных посольств за проведение встречи с оппозиционными лидерами. Международные организации обвинили во вмешательстве во внутренние дела Азербайджана. Кроме того, слышны заявления о том, что последние действия оппозиции продиктованы желанием служить интересам определенных зарубежных государств и кругов. Что вы думаете по этому поводу?

Если быть внимательными, то несложно заметить, что эти и другие аналогичные тезисы используются также в Ливии со стороны Каддафи и его сторонников, в Сирии Башаром Асадом. До того аналогичные методы использовал Мубарак в Египте, такую же картину можно было наблюдать в Тунисе, Йемене. То есть в различных точках планеты такие заявления присущи тоталитарным режимам. Такие режимы, как правило, именно так, шаблонно, реагируют на народные движения и оппозиционные акции. И это, несмотря на существующие различия, показывает схожесть происходящих в различных странах процессов. С этой точки зрения считаю приведенные в вашем вопросе обвинения в адрес оппозиции неверными.

Хочу, что в настоящее время в связи с состоявшейся 2 апреля акцией возбуждены уголовные дела в отношении 15 человек, которые обвиняются в организации событий, вызвавших нарушение общественного порядка, или в активном участии в этих событиях. В этой связи мы неоднократно направляли обращения в Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел, в адрес общественности обращения с требованием указать имя хотя бы одного принимавшего участие в акции оппозиционера, который был причастен к разбиванию витрины или нанесению ущерба какому-нибудь объекту. По имеющейся у меня информации, на днях в прокуратуру была вызвана одна женщина, обвиняемая в том, что она ударила ногой по автобусной двери. Отмечу, что на многих интернет-сайтах была помещена видеозапись с этим эпизодом, на которой видно, что в салон автобуса, в котором находятся задержанные участники акции, запускают газ, и эта женщина, находясь снаружи, предпринимает попытки открыть дверь, чтобы газ выветрился из салона. То есть правоохранительные органы не могут показать конкретно ни одного оппозиционера, который во время проведения акции 2 апреля совершил хулиганство или другой противозаконный поступок.

Самое интересное заключается в том, что в той акции принимали участие тысячи человек, и, естественно, мы не знаем всех участников. Я имею в виду, что любой из участников акции мог представиться оппозиционером, в том числе и те, кто ломал витрины или совершал другие противозаконные действия. То есть, нет никакой конкретики, все окутано тайной. А ведь вся акция фиксировалась на множество видеокамер. И, тем не менее, нам не могут конкретно представить факты, свидетельствующие о том, что оппозиционеры, якобы, допускали хулиганские действия. Мы неоднократно подчеркивали, что тот участок города, где разбивались витрины и наносился ущерб частным объектам, оборудован сотнями видеокамер. Более того, видеосъемки там производились сотрудниками и полиции, и специальных органов, и журналистами-телевизионщиками. Однако правоохранительные органы не могут продемонстрировать съемки того, как оппозиция совершала хулиганские поступки.

Более того, на видеокадрах, зафиксированных во время проводившейся с нашей стороны, в том числе и журналистами, съемок можно увидеть человека, который, якобы, работает в общественном совете полиции, но на самом деле он ранее являлся членом преступной группы. На кадрах можно увидеть и лицо человека, разбившего витрину и пытающегося сбежать с места совершения хулиганских действий. Или же в прессе писалось о том, что некий житель Сальянского района обвиняется в том, что он разбил стекло.

Их имена известны, но никакого расследования в этом направлении не проводится. Это показывает, что там было, как говорится, две акции. В одной приняли участие люди, которые отреагировали на призывы оппозиции, требующей проведения реформ, - эта акция была попыткой проведения митинга или демонстрации своего протеста. Другая же акция, совершенно очевидно, что речь идет о провокации, была организована со стороны спецслужб или же других каких-либо кругов, испугавшихся активизации оппозиции. Посредством своих людей они организовали некоторые действия. Конечно же, все рано или поздно всплывет на поверхность, потому что, как говорят правозащитники, здесь налицо и злоупотребление своим служебным положением, и незаконное преследование, и другие незаконные действия.

Хочу сказать, что применение таких мер противодействия, а также использование обвинений в том, что оппозиция действует в интересах внешних сил, бессмысленные и абсурдны, и неспособны предотвратить демократические процессы. Единственный путь решения проблемы состоит в проведении диалога, направленного на проведение вышеотмеченных реформ.

Еще раз хочу сказать, что на очередной сессии Общественной палаты 29 апреля планируется обсудить примерные направления политических реформ. Речь идет о том, какие изменения необходимо провести в политической системе управления страной с тем, чтобы были обеспечены прозрачность, процесс взаимного контроля между различными ветвями власти, судебная независимость, обеспечение прав человека, закрепленных в Конституции Азербайджана и международной индивидуальной правовой базе. Предлагаемые нами реформы предусматривают переход от президентской системы управления в стране к парламентской, наделение членов парламента большими полномочиями и правами, обеспечение открытости общественного и государственного телеканалов для оппозиции, обеспечение свободы мысли и собраний. И возможности по реализации этих шагов реальны. Борьба с коррупцией должна проводиться не на словах, не в декларативной форме, а реально, путем проведения объективного расследования известных общественности фактов с привлечением к этому процессу общественно-гражданских организаций. Вот такие у нас требования и предложения. То есть, обсуждение вопросов в этом направлении, включая и экономические реформы, предусмотрено на сессии Общественной палаты, которая запланирована на 29 апреля.