Вадим Елфимов: Теракт в Минске был направлен против интеграции Белоруссии с Россией
Число жертв террористического акта в Минском метро, к великому сожалению, все же возросло. Скорбный список увеличился до тринадцати фамилий. А это значит, у входа в "Октябрьскую", на холодных мраморных плитах, среди гор принесенных сюда минчанами цветов, загорится еще одна свеча... Даст Бог, последняя!
За что погибли эти люди? Вопрос не имеет ответа. Но мы должны найти другой ответ: что нужно сделать, чтобы не допустить повторения трагедии. Причем в конкретных белорусских условиях, в которых подобный ужас еще совсем недавно казался абсолютно невозможным. Казался...и все-таки произошел. Значит, что-то мы упустили! Чему-то не придали должного значения!
Трагедия не дает нам больше права на благодушие. Как и не вручает карт-бланш на всевозможные крайности. Мы должны сохранить трезвый ум, трезвую оценку, - только тогда удастся сохранить общественный баланс, избежать политической дестабилизации. А ведь именно этого добивались террористы. Так не будем же поддаваться панике, как не будем и объявлять охоту на "ведьм", что тоже является формой паникерства. В общем, не будем терять голову, не будем помогать террористам, ибо тогда количество их жертв будет исчисляться уже не цифрой тринадцать, а миллионами...
Я ни за что не поверю, что террористы были одиночками-мизантропами, эдакими материальными тираж-копиями виртуального маньяка из "Молчания ягнят", как их уже попытались представить некоторые СМИ. Вот вам еще одна крайность - уход в мистику ради того, чтобы не видеть реальности. Между тем, по делу о взрыве уже задержано пять человек, а это исключает версию о маньяке, даже если таковой и был. Ибо, как известно, люди никогда не сходят с ума группами - каждый это делает в одиночку. Возможен, конечно, массовый психоз, как в известных культовых сектах, но он способен длиться лишь короткое время. И уж в любом случае его никак не хватит на несколько недель, потребных на то, чтобы возник замысел преступления, чтобы собрать информацию, деньги, материалы, наконец, изготовить бомбу и доставить ее. И уж тем более его не хватит на целых 5 лет, если связывать, как это делает следствие, нынешнее преступление еще с витебскими взрывами 2006 года. Так что если кто-то и сошел с ума, скажем, исполнитель, то этим, в любом случае, воспользовался кто-то другой, кто сделал это с трезвым умом и чудовищным расчетом.
Сей расчет буквально сквозит сквозь черный дым минского взрыва. И если Витебск, День независимости-2008 и "Октябрьская" - звенья одной цепочки, то взрыв в метро - это апогей адского плана. На что он был направлен? На дестабилизацию политической ситуации в республике. Если такие расчеты возможны в гигантской России, то почему бы мизантропам и отщепенцам не понадеяться на успех в маленькой Белоруссии? Ведь чем меньше республика, тем, чисто теоретически, больше шансов раскачать лодку.
Теоретически, но не практически! Как и гигантскую Россию, теракты лишь сплотили Белоруссию. Все нормальные люди, наконец, осознали, что они не "электорат", не "овцы" и не "тутешние", которых можно гнать на новое западное пастбище, куда-то на "поле дураков" - что они люди, которым уже сейчас нужно сплотиться и отстоять свое право на спокойную жизнь. И это самый позитивный вывод за последние дни. Так что расчет террористов оказался напрасным. Да, несколько часов умы охватило смятение, а двое суток страна полнилась слухами - но это и все, чего добились преступники и те, кто за ними стоит.
Кто же эти таинственные монстры, возомнившие себя политическими кукловодами?
Вот на этот вопрос с точностью должно ответить только следствие. Зато уже сейчас и не только следствие, но и все мы, здравомыслящие люди, можем ответить, кому было выгодно расшатать политическую ситуацию столь чудовищным и радикальным способом. В год, когда Белоруссия может начать решать все свои экономические проблемы путем вхождения в
Теракт уж очень логично ложится в схему раскручивания маховика нестабильности, вернее, перевода ее из экономической стадии в политическую. Всем известно, с начала года в Белоруссии кто-то последовательно разгонял волны напряженности вокруг сперва роста цен, потом якобы ожидаемой девальвации белорусского рубля, потом отсутствия валюты и, наконец, сахарно-масличного "коллапса". Надо честно признать, Центробанк РБ своими неуклюжими действиями в экономике дал повод для подобных инсинуаций, а потом и манипуляций. Но сама власть уж точно не была заинтересована в переводе всех этих неспокойных тенденций в политическую плоскость. Тем более, накануне получения от России и
Кого это не устраивало? Да тех, кто в магазинах, в троллейбусах, на своих сайтах нашептывал народу: цены растут, потому, видите ли, что мы вошли в Таможенный союз; валюты нет - значит, скоро остановится белорусская экономика, ибо нечем оплачивать закупку товаров; стало быть, "спускайте" белорусский рубль, закупайте впрок, все, что видите; сахар в субботний день размели с полок - вот вам и первое доказательство!..
Темп этой внутренней психологической войны против собственного обывателя набрал такие обороты, что наступи понедельник-вторник и появись вопреки обещаниям вещунов, на полках сахар и подсолнечное мало (а их власти, действительно, завезли в Минск в троекратном размере), - и жертвами психологической войны стали бы уже не обыватели, а сами ее зачинщики: им бы просто перестали верить.
Но нормальный понедельник так и не наступил. А вместо него грянул наполненный черным дымом и криками раненых, истекающих кровью, ни в чем не повинных людей понедельник террористического акта...
Почему произошла столь чудовищная синхронизация двух действий - паразитирования оппозиции на экономических неурядицах и взрыв в метро? И почему первой реакцией и в блогах и на сайтах стало хоровое заявление: во взрыве виноват кто угодно, но только не оппозиция. А когда стало понятно, что данный самоотвод не очень работает, появилась и реакция №2 - попытка свалить вину, как обычно, все на ту же власть. Разве это не яркая иллюстрация к поговорке: "На воре и шапка горит"? Что-то, очень похоже.
Слухи и смятение в умах постепенно проходят, как удушающий дым после взрыва. И логика фактов постепенно начинает доходить и до тех, кто сперва был готов винить в теракте белорусские власти. А когда белорусские власти в два дня арестовали исполнителей теракта, эти же горе-аналитики стали удивляться: "Что-то быстро поймали!". Да, быстро, но тому есть вполне объективные объяснения. Если теракт в День независимости три года назад произошел хоть и в центре города, но все же посреди обычного поля, примыкающего к озеру и пустынному парку, то последний - в метро. Где просто полно видеокамер. Здесь и нужно искать причины такой поразительной оперативности оперативников.
Одна из камер, установленных на "Октябрьской", зафиксировала человека, который спускается на станцию с лестницы, ведущей на пересадку, оставляет сумку на скамейке (или под ней, или рядом) на платформе, поднимается обратно на лестницу, где непосредственно перед взрывом "производит манипуляции руками в кармане то ли куртки, то ли штанов" (надо полагать, активирует радиоуправляемое взрывное устройство). Похожего на исполнителя теракта человека зафиксировала и камера на станции метро "Фрунзенская". Выставленная на станции наружка вечером 12 апреля засекла подозреваемого и проводила его до дома, где "фигуранта" чуть позже задержали спецназовцы из подразделения
И потом, погодите, господа, причитать о скороспелости выводов следствия. Пока ведь поймали только исполнителей, а заказчиков еще только предстоит найти. И Лукашенко в своем субботнем интервью намекнул журналистам, что работа в этом направлении идет. Надо подождать результатов.
А пока мы ждем, некоторые из "аналитиков" стали отступать и признавать верность версии о том, что взрыв в метро прямо или косвенно направлен на подрыв нынешнего курса Белоруссии на интеграцию с Россией и Казахстаном. Что ж, такое отрезвление - это шанс договориться всем нам хотя бы о том, что надо слушать друг друга. И прислушиваться к доводам разума.
Может и не будет тогда больше в Белоруссии шансов для взрывов? Ни информационных, ни настоящих.