Экономическая политика правительства и реальный сектор экономики Венгрии.

Еще 22 марта 2011 г. венгерский премьер Виктор Орбан объявил о том, что Венгрия не присоединится к созданному Евросоюзом так называемому "европакту". Объявленная причина этого - венгерское правительство хотело бы сохранить самостоятельность в определении собственной налоговой политики. Всего к соглашению не присоединились четыре страны Европейского Союза. Это - Венгрия, Великобритания, Швеция и Чехия. Так два бывших осколка империи Габсбургов - промышленная Чехия и промышленно-аграрная Венгрия - оказались в одном лагере со "старым евроскептиком" Великобританией и "новым евроскептиком" из Скандинавии - Швецией.

На сегодняшний день все возможные антикризисные государственные мероприятия в Венгрии осуществлены. Остается только ждать результата и, главным образом, молиться и надеяться на оживление экономики. Именно поэтому выступления по проблемам экономической стратегии венгерского премьера на прошлой неделе 4 и 7 апреля были так неконкретны, абстрактны. Они имели общий декларативный характер. Теперь венграм остается только внимательно следить за изменениями ставки процента Европейского Центрального Банка. 7 апреля она, как и ожидалось, была увеличена. "Европакт" начал работать. На фоне этого решения венгерский форинт продолжал укреплять свои позиции относительно евро и доллара, но не швейцарского франка. Что касается рядовых венгров, то для них давно уже знаковыми стали цены на хлеб и бензин. На прошлой неделе они увеличились. Цена бензина в национальной валюте достигла рекордной для Венгрии отметки в 382 Ft за литр (1,45 €). Всем в стране понятно, что знак позитивных изменений должен прийти из реального экономического сектора.

На прошлой неделе, 8 апреля менеджмент фирмы Audi Hungaria Motor Kft. объявил, что на её предприятиях, расположенных в венгерском городе Дьёр, был собран 20-миллионный мотор с момента открытия фирмы в 1993 г. Основанное в Дьёре в начале ХХ века еще в Австро-Венгерской монархии концерном "Шкода" машиностроительное предприятие прошло долгий путь, и, после всякого рода трансформаций, оказалось к концу ХХ в. в составе транснациональной группы Volkswagen. В настоящее время на Audi-motor в Дьёре производится 270 разновидностей бензиновых и дизельных моторов, поставляемых для 40 моделей автомобилей, собираемых на 26 предприятиях, расположенных по всему миру. На сегодняшний день Audi Hungaria Motor Kft. дает 9% всего венгерского экспорта.

Концерн Audi в начале марта 2011 г. объявил, что за минувший год предприятие в Дьёре на 23,2% увеличило объем продаж до 4,775 млрд €. Его чистая прибыль при этом составила 580 млн €. Производство моторов в 2010 г. было увеличено на 19,1% и составило всего 1,648 млн. штук в год. Механические цеха предприятия сейчас работают в режиме непрерывной недели в три смены. Помимо моторных, на предприятиях Audi в Дьёре работают еще и автосборочные цеха. Сборка автомобилей марки Аudi в Дьёре в 2010 г. увеличилась на 18,2% и составила в общей сложности 38,5 тыс. автомобилей при мощности конвейера в 40 тыс., что является очень хорошим показателем загрузки производства.

В 2010 г. компания инвестировала в расширение и модернизацию своего производства 247 млн. €, что на 32% больше, чем в предыдущем году. Общая сумма инвестиций компании с момента ее основания в 1993 г. превысила уже 4 млрд €. В 2010 г. компания создала в Дьёре более 500 новых рабочих мест. В конце 2010 г. на предприятиях Audi в Дьёре трудилось уже 6.138 рабочих, техников, инженеров и менеджеров.

В начале 2011 г. компания Audi объявила об инвестировании расширения производства своих предприятий в Дьёре. На эти цели планируется выделить в ближайшие три года 900 млн €. В минувшую среду 6 апреля венгерское правительство на своем специальном заседании определилось с суммой государственной поддержки инвестора. Она составит 11,2 млрд Ft (43 млн €). В венгерском Министерстве национальной экономики уже подсчитали, что означенная сумма составит государственный расход в 6 млн Ft (22,7 тыс. €) на создание одного рабочего места. Т. е. сумму, равную примерно 2-х годовой зарплате на этом рабочем месте.

Одновременно с Audi в среду 6 апреля был решен вопрос и о государственной поддержке компании Opel, собирающейся инвестировать 450 млн € в течение ближайших 5 лет на модернизацию и расширение своего предприятия в венгерском городе Сент-Готтарде. Пропорционально размеру своих инвестиций (в сравнении с Audi) Opel Magyarország Autóipari Kft. получит 5,5 млрд Ft (около 21 млн €). Однако означенная сумма оказалась меньше той, что Министерство национальной экономики обещало Opel в сентябре прошлого года. Выделенные правительством средства пойдут в первую очередь на развитие около заводской транспортной инфраструктуры, прежде всего подъездных путей и развилок дорог.

Объявлено, что в итоге означенных инвестиций в общей сумме в 1,3 млрд. €, в Венгрии будет прямо создано 2.634 новых рабочих места, а вместе с косвенными в сумме всего 17,5 тыс. рабочих мест. Здесь мы хотели бы обратить внимание на масштаб проблемы. Сейчас официальная безработица в Венгрии составляет 480 тыс. человек. Учитывая низкий размер занятости в стране (55%), Виктор Орбан в прошлом году обещал создать в ближайшие годы 1 млн. новых рабочих мест. Описанный случай с Audi хорошо показывает всю глубину проблемы. Основные фонды современных транснациональных предприятий очень дóроги, тогда как обслуживающий их людской персонал численно невелик. При чисто теоретическом подходе для решения проблемы занятости в стране при том типе экономики, что была создана в Венгрии после 1991 г., транснациональным корпорациям необходимо инвестировать в ее экономику в течение нескольких лет сумму равную 100 млрд. €. На самом же деле, учитывая то обстоятельство, что им часто придётся начинать с нуля - еще больше. Но, повторимся мы, это чисто теоретический подход.

Реальный сектор экономики Венгрии в последние месяцы демонстрирует оживление. Так, венгерский экспорт за февраль 2011 г. вырос по сравнению с аналогичным предшествующим периодом на 27% и достиг отметки в 816 млн. €. Но вместе с тем, нужно констатировать, что реальный сектор пока в малой степени зависит от экономической политики правительства. И последнее. В.Орбан и Фидес, когда они находились в оппозиции, критиковали правящую тогда социалистическую партию за поддержку, которую она оказывала транснациональным корпорациям в развертывании их производства на территории Венгрии. Сейчас мы видим, что реалии жизни заставили Фидес следовать той же политике.

* * *

Текущий дефицит бюджета

4 апреля венгерский премьер-министр Виктор Орбан, выступая в парламенте, заявил, что "за прошедшие 20 лет именно сегодня Венгрия стала сильнее и независимей". Однако опубликованные 7 апреля Министерством национальной экономики Венгрии сведения о текущем состоянии бюджетного дефицита заставляют задуматься. Оказывается, что дефицит бюджета Венгрии в первом квартале 2011 г. составил 742,1 млрд Ft (28 млрд. €). Это составляет 108% от запланированного на целый год правительством уровня - 687,4 млрд Ft. Настораживает то обстоятельство, что количественный показатель дефицита бюджета превышает таковой в аналогичный период предшествующего года. Для сравнения - в первом квартале 2010 г. он составил 609,9 млрд Ft.

Министерство национальной экономики Венгрии сообщило и о структуре текущего бюджетного дефицита. Так, в марте 2011 г. дефицит бюджета составил 182,4 млрд Ft. Из этой суммы 157,3 млрд. Ft составил дефицит текущей деятельности государства. Дефицит по социальному страхованию составил всего 23 млрд Ft. Это означает, что именно венгерское государство остается главным затратным учреждением, которое никак не может свести концы с концами в своих доходах и расходах. Венгерское общество с его пенсиями и больничными листами на сегодняшний момент выглядит в этом плане лучше.

Чиновники из Министерства национальной экономики Венгрии пытаются успокоить общество и заявляют, что и второй квартал 2011 г. окажется затратным в смысле сохранения бюджетного дефицита (468,5 млрд Ft). Но зато в третий и четвертый квартал, заверяют они, доходы и расходы будут сведены со значительным профицитом, который и позволит выйти на нужный уровень для Венгрии по ее обязательствам перед ЕС. Соответственно для третьего квартала профицит бюджета планируют в 220,6 млрд Ft и четвертого -302,6 млрд. Ft. Во вторую половину года дыры в бюджете будут заполнены поступившими средствами от фирм, обложенных чрезвычайными антикризисными налогами, и поступлениями со счетов национализированных пенсионных фондов.

Мы будем и дальше внимательно следить за текущей бюджетной политикой Венгрии, поскольку именно ее состояние позволяет судить о действенности экономических мер нового венгерского правительства и устойчивости политического режима в целом.

* * *

Обсуждение новой конституции завершено

На прошлой неделе в венгерском парламенте продолжались и были закончены дебаты по проекту новой венгерской конституции. Из оппозиционных партий только йоббики участвовали в них.

Из вынесенных на голосование предварительно рассмотренных 150 предложений только одно исходит от независимого депутата. Все остальные предложены депутатами правящей в Венгрии коалиции Фидес и христианских демократов. Таким образом, даже состоящим в оппозиции йоббикам правящее парламентское большинство не дало ни одного пунктика, который оправдал бы участие этой оппозиционной партии в конституционном процессе. Подобное обстоятельство еще лишний раз демонстрирует, что тактика социалистов и зеленых по бойкоту конституционного процесса была правильной. Голосование по изменениям и дополнениям в проект новой венгерской конституции состоится в понедельник 11 апреля.

Перечислим важнейшие изменения и дополнения, которые будут внесены в проект новой конституции. Прежде всего сама конституция 2011 г. впредь будет именоваться "Венгерский основной закон". В проекте новой конституции предполагается увеличить количественный состав конституционного суда с нынешних 11 до 15 членов. Надо полагать, что Фидес попытается ввести посредством этого решения своих людей в нынешний состав этого органа для того, чтобы изменить его позицию. При этом председателя конституционного суда по новой конституции будет определять парламент, а не сами конституционные судьи, как было прежде. Кроме этого, в основном законе будет оговорено возвращение всех полномочий конституционному суду в том случае, если государственный долг страны сократится до 50% от ВВП (сейчас он находится на отметке около 80%). В настоящее время специальными постановлениями парламента из полномочий конституционного суда выведены законы, касающиеся текущей бюджетной политики. Таким образом, нынешние авторитарные политические тенденции во взаимоотношениях ветвей власти обуславливаются в новой конституции законодательно. Напомним, что одной из политических проблем Венгрии с осени прошлого года был острый конфликт парламента и фидесистского правительства с конституционным судом. Ограничение полномочий конституционного суда имело тогда нежелательный для нынешнего политического режима в Венгрии международный резонанс.

К предложениям, вызвавшим споры даже в самой фракции правящей партии Фидес, относится пункт об уменьшении крайнего возраста работы судьи с нынешних 70-ти лет до официального теперь в Венгрии пенсионного возраста, т. е. 62 лет. Чистка судейского корпуса на основе возрастного критерия рассматривается некоторыми обозревателями в Венгрии как политическая мера. Не будем упускать из виду и то обстоятельство, что на освободившиеся судейские места будут, разумеется, посажены "люди Фидес". Высший суд по тексту новой конституции будет называться "курией", в чем критики опять усмотрели ностальгию по королевским временам.

В текст конституции будет внесен пункт о том, что денежным средством в Венгрии является форинт. Это означает, что для предполагаемого введения евро в будущем придется изменять сам основной закон страны, для чего потребуется конституционное большинство в парламенте.

К важнейшим дополнениям конституции следует отнести и пункт, который отменяет прежнее строгое правило, что правительство должно каждый год готовить, а парламент принимать в качестве закона бюджет страны. Теперь станет возможным принимать бюджет на пару лет. Тем самым контроль парламента и наблюдение общества за текущей бюджетной политикой ослабляется.

Избрание председателя Венгерского национального банка сроком на шесть лет и его заместителя отнесено к компетенции президента страны. По нынешним правилам назначение своего заместителя определяет сам председатель Венгерского национального банка при утверждении премьер-министром и президентом. Для текущей политики экономии и централизации важной мерой представляется ограничение возможности муниципалитетов одалживать средства. Теперь все кредиты местных самоуправлений возможны только с разрешения центрального правительства.

* * *

Процесс по делу банды убийц цыган продолжается

25 марта, как мы уже сообщали ранее, в столичном Пештском областном суде начался показательный процесс против четырех венгров, жителей восточной области Хайду-Бихар, создавших банду, занятием которой стал систематический террор против местного цыганского населения. Сейчас на суде преступное сообщество обвиняют в том, что в 2008-2009 гг. оно совершило 9 заранее спланированных разбойных нападений, в ходе которых бандиты произвели 78 выстрелов, бросили в дома своих жертв 11 бутылок с зажигательной смесью. При этом они угрожали жизни 55 человек, убили 6, пятерым нанесли увечья, сопряженные с опасностью для жизни, пятерым - тяжелые увечья. Среди убитых и раненных бандитами есть женщины и дети. Спустя две недели после начала процесса в суде стали известны очень неприятные для властей обстоятельства. Так оказалось, что один из подсудимых - Иштван Чонтош является завербованным осведомителем венгерской военной контрразведки. Фактически речь может идти о провокаторе, действовавшем в составе банды Кишш.

Иштван Чонтош, по профессии облицовщик, после прохождения срочной военной службы подписал контракт и остался служить в венгерской армии. С июля 2007 г. по февраль 2008 г. он в составе венгерского воинского контингента участвовал в выполнении миротворческой миссии KFOR в Косово. В марте 2008 г. И.Чонтош был уволен из армии по причине якобы психического заболевания. Теперь стало известно, что еще во время прохождения воинской службы он был завербован в качестве осведомителя венгерской военной контрразведкой. Помимо этого обстоятельства, на суде открылось и то, что сразу же после участия в бандитском нападении 22 апреля 2009 г. на цыган в деревне Тисалёк, И.Чонтош встречался со своим "куратором" из спецслужб. Это обстоятельство не воспрепятствовало продолжению разбоя и повторению кровавых событий на этот раз в деревне Кишлета 2 августа 2009 г. Только после них участники банды Кишш 21 августа были задержаны в Дебрецене. И.Чонтош тогда после установления личности был сразу же освобожден и лишь позднее вновь арестован. На процессе И.Чонтош помимо прямого участия в бандитских вылазках обвиняется и в том, что он через свои связи в армии доставлял банде Кишш патроны.

Как выяснилось теперь, факт причастности венгерских спецслужб к делу банды Кишш был установлен еще специальной парламентской группой, которая негласно провела собственное расследование. Ей стало известно еще одно странное обстоятельство. Оказалось, что за одним нынешним подсудимым годами тайная полиция вела негласное наблюдение. Однако оно было прекращено по непонятной причине сразу перед началом преступной деятельности обвиняемого в рядах банды Кишш.

Отметим и то, что в ходе судебного разбирательства возникло подозрение, что не все участники кровавых преступлений против цыган из банды Кишш оказались на скамье подсудимых. Кто-то, из причастных к делу, остается еще на свободе.

Мы уже отмечали показательное значение в Венгрии суда над участниками банды Кишш. В стране уже прошли суды против погромщиков-цыган. Нынешний процесс должен продемонстрировать стране и миру, что Венгерское государство одинаково борется против насилия на этнической почве, как исходящего от венгров, так и цыган. Однако мы уже отмечали одно странное обстоятельство. Действия цыганских погромщиков всегда были стихийны, спонтанны и импульсивны. Что касается банды Кишш, то ее преступная активность представляется запланированной и организованной акцией. В политическом плане дело банды Кишш должно компрометировать радикальных националистов с их военизированными организациями. В этом отношении подозрительной представляется ставшая известной причастность венгерских спецслужб к этому грязному делу.

* * *

Российско-венгерские отношения

6 апреля занимающаяся экономическими проблемами специальная коллегия столичного суда Будапешта отклонила апелляцию российской компании "Сургутнефтегаз" на решение суда второй инстанции по спорному делу с MOL.

Весной 2009 г. "Сургутнефтегаз" приобрел у австрийской OMV пакет акций (21,22%) венгерской нефтегазовой компании MOL. Пользуясь поддержкой венгерского правительства, правление компании MOL стало оспаривать сделку. Оно отказалось признать "Сургутнефтегаз" акционером MOL. Для придания законной силы этому своему решению правление MOL задним числом 20 апреля 2010 г. внесло изменение в устав своей компании, требующее от номинального держателя акций раскрытия своих бенефициаров. В противном случае он не включался в реестр акционеров. После этого регистрационная палата Будапешта отказалась внести "Сургутнефтегаз" в список иностранных фирм, действующих в Венгрии. Российская компания попыталась оспорить решение правления MOL в венгерском суде. В ноябре 2010 г. "Сургутнефтегаз" проиграл уже в суде второй инстанции свой процесс против MOL о законности решения правления от 20 апреля 2010 г. Теперь его апелляция на решение этого суда была отклонена в суде высшей инстанции.

Своеобразным комментарием венгерской стороны к случившемуся стало интервью ответственного работника венгерского МИДа Эрнё Кешкеня, данное им в тот же день околоправительственному изданию "Мадьяр Немзет". Характерно, что в самом интервью нет ни слова о судебном решении по делу "Сургутнефтегаза" в Венгрии. Кажется, что подобные "лукавые" приемы стали обычными для венгерской дипломатии в деле информирования общественности двух стран о проблемах в двусторонних отношениях. Э.Кешкень является заместителем с венгерской стороны председателя Венгеро-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Он занят в венгерском МИДе вопросами "внешнеполитической стратегии" Венгрии в отношениях со странами СНГ и Россией.

Э.Кешкень признал, что "унаследованные из прошлого дела", и самое заметное их них - проблема "Сургутнефтегаза", являются главным препятствием к развитию двусторонних венгеро-российских отношений. Напомним, что до середины марта этот факт скрывался венграми. Э.Кешкень заявил, что у венгерского правительства нет "фобии" относительно российского капитала. Оно только приветствует его деятельность в Венгрии, если она "прозрачна" и отвечает, как венгерским, так и евросоюзным предписаниям. Таким образом, венгры в очередной раз твердо продемонстрировали, что помощи русским по вопросу защиты их инвестиций в энергетический сектор экономики Венгрии не будет. Правда, в отличие от прежних утверждений, уже не звучало уверение в том, что венгерское правительство якобы никак не может повлиять на позицию менеджмента MOL, так как это якобы "частная" компания. Они изначально несостоятельны, поскольку всем известно, что в случае с MOL именно венгерское правительство является держателем "золотой акции" этой компании.

Несмотря на то, что проблема "Сургутнефтегаза" надежно загнана венгерской стороной в тупик, как свидетельствует дальнейшая часть интервью Э.Кешкеня, венгры считают возможным дальнейшее расширение своего присутствия на российском рынке товаров и услуг. Кроме того, они собираются уже в ближайшем будущем начать консультации с Газпромом по продлению заканчивающегося в 2014 г. контракта на поставку российского газа Венгрии. Россиянам по-прежнему предлагают участвовать в тендере по проекту модернизации венгерской атомной электростанции в Пакше. Однако здесь им скорее всего предстоит соревноваться в рамках тендера с американцами, японцами, финнами, южными корейцами и французами. По планам венгерской стороны, на станции предстоит построить еще два новых энергоблока. Эта работа растянется на десятилетие. Можно ожидать, что победа в тендере "Росатома" гарантирована только в случае позитивного для венгров решения проблем российских инвестиций в Венгрии и расширения венгерского экспорта в Россию.

В означенном интервью "Мадьяр Немзет" ответственный работник венгерского МИДа коснулся и "дела Керки" - коррупционного скандала, имеющего как российскую, так и венгерскую составляющие. Э.Кешкень считает, что продажа здания венгерского торгпредства в Москве была "ошибкой". Торговое представительство, по его мнению, хорошо бы послужило расширению венгеро-российских торговых связей. Что касается прочего, то Э.Кешкень отказался от дальнейших комментариев, поскольку, по его словам, "следствие по делу еще не закрыто".

В своем интервью Э.Кешкень подтвердил желание венгерской стороны продвигать проект т. н. "Венгеро-российского гражданского форума" - создание параллельной структуры уже существующему и действующему обществу Венгеро-российской дружбы. Конкретные шаги в направлении создания "Венгеро-российского гражданского форума" по понятным нам причинам не афишируются венгерской стороной. Так, в ведущих СМИ Венгрии не было никакой информации о том, что в конце марта Будапешт посетил спецпредставитель президента России Дмитрия Медведева Михаил Швыдкой, ранее намеченный венграми в качестве ключевой фигуры с российской стороны в деле "новых культурных отношений" и споров о "чувствительных вопросах истории" между Россией и Венгрией. М.Швыдкой имел рабочую встречу с государственным секретарем Министерства национальных ресурсов Венгрии Я.Халасом. В здании венгерского парламента М.Швыдкой встретился с депутатом Рихардом Хёрчигом, назначенным от Фидес "комиссаром", надзирающим за венгеро-российскими культурными отношениями.

М.Швыдкой и Р.Хёрчиг договорились о мероприятиях в деле подготовки "Венгеро-российского гражданского форума". После принятия правительствами двух стран нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Форума, стороны решили провести этим летом в Москве подготовительное рабочее совещание, на котором обсудят повестку первого заседания форума, которое намечено провести осенью 2011 г. в Будапеште. Показательно, что председатель Общества венгеро-российской дружбы профессор Дюла Свак на этой встрече не присутствовал.

"Венгеро-российский гражданский форум" является своего рода "троянским конем" фидесистов в сложившейся уже системе культурных отношений между Россией и Венгрией. Главная проблема Форума очевидна. Компетентного в вопросах двусторонних отношений гражданского общества в России нет или оно находится только в зачаточном состоянии. Подобное же гражданское общество в Венгрии в результате политики неохортистов (правительства Орбана) находится сейчас под ударом и частично свертывается. Поэтому реальной основы для "народной дипломатии" нет. Очевидно, что в существующих условиях персональный состав Форума будет определяться на основе манипуляций венгерской стороной. Он не будет отражать настроений, что особенно важно, российского общества. В этой связи весьма характерно, что российскую половину Форума собирается возглавить М.Швыдкой.