Проект "Время полярных стран": Арктика должна стать близкой и интересной людям
Архангельск посетил автор проекта "Время полярных стран" Иван Сидельников. Проект стал детищем Арктического и антарктического научно-исследовательского института
ИА REGNUM: Иван, каковы цели вашей поездки в Архангельск?
Цель нашего проекта сформулирована просто - превратить полярное в популярное. Это не пропаганда или просвещение. Это длительный проект, наверное, для нашей студии он будет длиться не один год. Моя задача - вбросить идеи для обдумывания. За первые годы мы только разобрались, кто есть кто в Арктике, кто за что отвечает, начали серьезно понимать конфигурацию сил. Поэтому мы уже можем предложить первые выводы своему зрителю. Эти выводы, я надеюсь, будут не только интересны, но и полезны. Мы уже выпустили три фильма, и сейчас приступаем еще к трем. Я приехал в Северный УГМС с вопросом, сможем ли бы на судне "
ИА REGNUM: На какого зрителя вы рассчитываете?
Конечно, на особого. Это, прежде всего, управленческий аппарат, люди из сферы принятия решений, крупный бизнес. Во вторую очередь, это сфера образования - студенты, выпускники. Те, кто еще умеет мечтать. В Арктике без мечты сложно, все процессы там длятся очень долго. И если у тебя нет мечты, ты сделать в Арктике ничего не сможешь. "Пришел, увидел, победил" - это не про Арктику. Там приходится много фантазировать, чтобы спрогнозировать какие-то перемены и их осуществить. Мы собираемся отправиться в экспедицию, чтобы сделать две серии фильма "История освоения Арктики" в экономическом разрезе. Арктика же всегда была местом хорошего заработка.
ИА REGNUM: Но в Северном УГМС заработки людей, которые живут на полярных станциях составляют, насколько я знаю, около 5 тыс руб в месяц...
С точки зрения геополитики и геоэкономики, такие низкие зарплаты можно назвать недоразумением. Это было не всегда и будет не всегда. Был уже период в истории освоения Арктики, когда гидрометеорологии получали совсем другие деньги. Я думаю, что это изменится. И это время не за горами, те процессы, которые идут в Арктике глубинно, в очередной раз меняют ее роль. Это 20 лет назад Гайдар говорил, что Арктика ничего нам не может принести. А тем не менее, даже после худших для Арктики 90-х годов, все еще 25% национального дохода дает арктический сектор. В основном это добыча сырья и его первичная переработка. В каждом веке был этап утраты интереса к Арктике. Иногда это случалось по политическим мотивам. Борис Ельцин в свое время ее "закрыл", а потом снова "открыл". Потому что нашей стране, которая на 2/3 находится в Арктической зоне, хочешь - не хочешь, а осваивать Арктику придется, потому что у нее нет других ресурсов. Поэтому скоро она снова будет в центре внимания. До сих пор каждый вложенный в нее рубль приносит 6 рублей, но при этом, к сожалению, только каждый 16 рубль реинвестируется. Это хороший косвенный показатель пространственного эффекта. То есть из Арктики мы забираем гораздо больше, чем в нее вкладываем. Мы оттуда забираем невосполнимые ресурсы, но оборудование и товары, позволяющие поддерживать инфраструктуру, мы закупаем только на каждый 16 рубль, полученный оттуда. Как это позволяет развивать территорию, мы прекрасно видим на примере Архангельска. Оглянитесь! Вокруг одна сплошная помойка. Вот такую же помойку мы скоро увидим во всей Арктике, куда бы мы не приехали. Это либо груды ржавых бочек, разливы нефти и прочий отстой.
ИА REGNUM: Вы планируете это показывать в своих фильмах? Или это закрытая тема?
Зачем закрывать то, что очевидно. Вопрос, нужно ли это бичевать и на этом останавливаться? Нашей творческой группе кажется, что нужно показывать, как эти проблемы можно решать. Мы, разумеется, ничего не скрываем. Это будет нечестно, и эту нечестность сразу увидят люди, которые живут в приполярных территориях.
ИА REGNUM: Вы, наверное, слышали о том, что полгода назад Путин поручил разработать программу утилизации брошенных ГСМ? Вы не знаете, кто этим занимается?
Пока никто. Мы же понимаем, что некоторые вещи наши руководители вынуждены говорить, потому что так надо. Мы понимаем, что далеко не все слова их подкрепляются реальными действиями. У нас уже который год Медведев говорит об инновационной экономике, но рядовой россиянин ничего от этого пока не имеет. С другой стороны, если проблема сформулирована, то процентов на 20 уже проложен путь к ее решению. Не факт, кто на следующий день она будет решена, но со временем - будет. Жить хорошо мы будем тогда, когда каждый начнет думать головой. Видишь, что где-то плохо - предложи, как сделать лучше! У нас до сих пор есть расчет на то, что за все отвечает государство, и, в частности, на то, что государство будет в Арктике все организовывать. Но в реальности государство уже давно старается ни за что не отвечать. Во многих вопросах оно переложило ответственность на чужие плечи. В результате появились десятки направлений, где все безхозное. Это и ГСМ в Арктике, и отсутствие программ повышения качества жизни... Это явление будет существовать до тех пор, пока определенная часть общества - пассионарии - не будет артикулировать имеющиеся проблему и подталкивать элиты к решению этих проблем.
Приведу короткий пример. В 60-х годах 20 века Америка была загажена, американские фильмы были в основном о том, что красоты страны уничтожают. У них существовали бесконечные экологические движения, они постоянно стучались к президенту, но это не работало долгие годы. Поняв, что пытаясь закрыть собой трубы, ничего не изменить, директор Еллоустонского национального парка собрал директоров национальных парков и заповедников, министра просвещения и руководителей университетов. Они посовещались и приняли проект, согласно которому каждый второй школьник и студент за время своего образования должен был посетить "горячую десятку" красивейших мест Америки. Программу приняли, школьники и студенты стали путешествовать, а экологи работали уже не с руководителями заводов, а с молодежью. Экологи показывали, что Америка - это не только индустриальный бум, но и розовые фламинго на флоридских озерах, это Ниагарский волопад и много чего еще. За 15 лет люди выросли, стали инженерами, работниками администраций, работниками крупных компаний. Появился целый слой людей, которым уже не нужно было объяснять, что технологии нужно использовать с учетом того, что все ЭТО у Америки должно остаться. Это было для них естественно, люди уже думали по-другому. И сейчас Великие американские озера - одна из главных достопримечательностей страны, где туристы ловят рыбу.
У нас пока Арктикой широкий круг населения интересуется время от времени, когда, например. Чилингаров спускается на дно океана, или когда Путин на вертолете пролетит. Мало кого заботит экология... А между тем, Арктика многопланова, вопросов в ней море. Взять, хотя бы, профессии, которые должны в ней появиться: полярные логисты, менеджеры по туризму и так далее. Мы в своем проекте затрагиваем Арктику со всех сторон. Мы должны обозначить пласт тем, над которыми нашему народу нужно размышлять. Народу Арктика должна стать близкой и интересной, люди должны увидеть в ней то, куда можно приложить голову и руки.
ИА REGNUM: Сколько стоит туристические путешествие в Арктику?
Это стоит в районе 300 тысяч рублей, но кто сказал, что туда можно поехать только туристом? Можно, например, поехать на Шпицберген в "Арктикуголь" поработать переводчиком. Работу найти в Арктике можно, а для этого нужно начать ее искать. Можно прийти к совершенно непостижимым результатам. Разве я мог когда-то подумать, что буду снимать фильмы про Арктику? Нет! А сейчас я понимаю, что эта такая тема, по которой и за несколько лет не высказаться. Наша аудитория - это люди, у которых есть вопросы, которым интересно. Если мне удастся этот проект грамотно представить в 50 вузах и в сети интернет, то эффект от зрителей 5-11 классов будет выше, чем от Медведева и Путина.
ИА REGNUM: А какой будет эффект?
Студенты пойдут в вузы. 60 человек в одном вузе, 80 в другом, 30 в третьем. Один пошел учиться на капитана, другой - на лоцмана, третий - на оператора бурильных установок, четвертый пошел туристический бизнес развивать, пятый задумался о том, как сюда айсберг привезти и как льдом торговать. Вчера не было льда как товара, а завтра он будет. Мир подвижен. И наша задача - показать, что есть непознанный кусок мира, как космос. Узнавайте его!
ИА REGNUM: Такие мероприятия, как установка российского флага на дне Ледовитого океана играют какую-то роль?
Они играют позитивную роль. Экспедиция, подобная той, в которой участвовал
ИА REGNUM: В Арктике нужен достаточно узкий круг специалистов, не все подряд. Ваша задача еще и в том, чтобы заинтересовать многих, чтобы потом из этих многих можно было отобрать нужных?
Да, именно так. Далеко не каждый человек, очарованный Арктикой, там пригодится. Количество полярных капитанов, которые могли бы работать на трассах Северного морского пути, - не больше 10 человек. Их меньше чем космонавтов. Потому что чтобы человек мог работать на СМП, у него должны по-особому работать мозги, чтобы он мог чутьем предсказать, как поведет себя при таком-то ветре вот этот ледовый массив. Данные о нем капитан получил, но ему нужно проложить маршрут во льдах оптимальным образом. Это редкие люди. И такие люди Арктике нужны: технари, экономические управленцы и многие другие.
Фото позаимствованы с сайта проекта "Время полярных стран".