Александр Малнач: Рижская дума закрывает старейшую русскую школу
В январе Рижская дума задним числом утвердила принятое мэром города
Приурочив оглашение приговора одной из старейших русских школ Риги к безвременью рождественских и новогодних праздников, Рижская дума сумела, как минимум, отсрочить реакцию русской общественности, и без того питающей известную слабость к "русскому мэру". Только на 8 февраля были назначены слушания по Ломоносовской школе в Совете общественных организаций Латвии (СООЛ, представляет русский спектр латвийских негосударственных организаций).
На тот момент приказа из Департамента образования Рижской думы о ликвидации Ломоносовской школы еще не поступало, но надежды сохранить учебное заведение уже не было. "Мы просили сохранить школу, дать нам другое помещение, куда мы могли бы увести детей. Вряд ли появятся варианты. Решения нет, бумаги нет, но присоединение [к 40-й школе] будет", - сказал пока еще директор Ломоносовской школы Николай Баборыкин.
Надежды юношей питают
Действия самоуправления разъяснял на заседании СООЛ депутат Рижской думы, член думского Комитета по образованию, культуре и спорту
Ломоносовскую школу Рижская дума повела по стезе ликвидации. "Учебные программы школы им. Ломоносова передаются 40-й школе: от одной неуспешной к другой успешной", - пояснил Глухов. При этом он подчеркнул два момента: ликвидируемое учебное заведение "оказалось не вполне успешным в течение последних лет", а также полную свою объективность - "ничего личного". "Неуспешность" Ломоносовской школы Глухов проиллюстрировал тем, что в той маленькие, незаполненные в соответствии с нормой классы, и не такой высокий рейтинг, как у 40-й, которую, в свою очередь, буквально распирает от престижности и избытка учащихся (322 и 900 соответственно).
На вопрос одного из участников собрания, чем же руководствовалось самоуправление, когда в 2009 году присоединяло к "неуспешному в течение последних лет" учебному заведению школу им. Л.Толстого, Глухов ничтоже сумняшеся ответил: "Дума надеялась, что возникнет одно хорошее учебное заведение. К сожалению, эти надежды не осуществились".
Что мы теряем?
Закрытие любой школы - это большая утрата для детей, родителей, учителей и общества в целом. "Тот, кто закрывает школы, будет открывать тюрьмы", - говаривал один отставной политик. Ликвидация школы с русским языком обучения - это трагедия. Трагичность ситуации с Ломоносовской школой в том, что речь идет об учебном заведении с богатой историей. Оно ведет свою родословную от основанной в 1868 году по настоянию и на средства русского купечества Риги Ломоносовской женской гимназии.
"Оптимизация - процесс объективный. Но что мы теряем? Школа им. Ломоносова - исторически культурное наследие, которое мы потерять не вправе", - указала директор частной школы Maxima Ольга Исакова. Чтобы подчеркнуть особое значение этого учебного заведения, она напомнила, что именно с него началось возрождение традиции празднования Татьяниного дня в Латвии.
Эвакуированная из Риги в 1915 году Ломоносовская женская гимназия второе свое рождение пережила в 1919 году, когда в принадлежавшем ей прежде здании начала работу Рижская городская русская средняя школа. Она продолжала считаться Ломоносовской, хотя официально и не носила этого имени. Правда, в 1923 году молодое Латвийское государство отняло у школы здание, построенное в свое время для ее нужд по бульвару Наследника (ныне - Райниса), но гимназия продолжила работать, квартируя то в одной, то в другой школе (учиться приходилось во вторую смену) и в 1928 году обзавелась, наконец, собственным зданием по улице Колодезной (Акас), в котором и находится по сию пору. Ликвидированная формально в 1935 году по решению Рижского самоуправления, она, по сути, продолжила свое существование под именем Рижской правительственной русской гимназии. Занятия в школе не прекращались даже в годы
Кстати, Исакова отметила, что в первоначальном плане оптимизации сети учебных заведений Риги школа им. Ломоносова не значилась. Между тем уже год назад директор 40-й школы Галина Ефремова заявила на педсовете о том, что Ломоносовскую школу присоединят к 40-й. Глухов, который участвовал в том педсовете, факт сей не опроверг. Не отрицал он и того, что ему лично Ефремова предлагала вести уроки математики в "присоединенной" школе. Глухов тогда согласился. На вопрос автора этих строк, не видит ли он здесь конфликта интересов (как депутат самоуправления Глухов должен служить избирателям, как работник 40-й школы - Ефремовой), депутат-педагог ответил отрицательно.
Власть употребили
Перед муниципальными выборами 2009 года, которые, как известно, вознесли "Центр согласия" на олимп власти в латвийской столице, тогдашний кандидат в мэры от "согласистов", а ныне городской голова Нил Ушаков бил себя в грудь: "Самоуправления должны взять на себя ответственность за сохранение системы образования. Несмотря на кризис, мы не должны допустить сокращения числа школ. Нельзя допустить проведения так называемой оптимизации, в ходе которой будет закрыта половина школ. [...] Школы не должны закрываться, школы должны ремонтироваться и содержаться в порядке" (2).
В свою очередь, Виктор Глухов в преддверие муниципальных выборов 2009 года утверждал, что за четыре года работы в Рижской думе убедился: самоуправление может поддержать школы национальных меньшинств. "Главное - не обделять эти школы: ремонтировать, оборудовать компьютерные классы и кабинеты естествознания, благоустраивать территорию, строить спортзалы, бассейны... Такая забота - это сигнал для родителей о том, что школа самоуправлению нужна, что она будет существовать, будет развиваться. И тогда родители со спокойным сердцем будут вести своих детей в школу", - заявил он в одном из интервью (3). Следует также отметить, что политическая карьера Глухова начиналась с отстаивания образования на русском языке в Латвии и именно на волне массовых акций в защиту оного Глухов впервые избрался депутатом Рижской думы.
Через полтора месяца после убедительной победы "Центра согласия" на выборах, возглавляемая "русским мэром" Рижская дума выдала целый список "оптимизируемых" школ. Для начала оправдываемая экономией бюджета "так называемая оптимизация" касалась латышских и русских примерно в равной степени. Однако в конечном счете за три года (2009-2011) созданная на основе волеизъявления русских граждан правящая коалиция в Рижской думе закрыла 11 русских, 4 латышских и одну смешанную школу. Как отметил координатор СООЛ Виктор Гущин, никакого экономического обоснования для этого не было.
Кстати, в уже цитировавшемся интервью Глухов сказал следующее: "Вовсе не недостаток средств диктует необходимость оптимизации! Абсолютно недопустима реорганизация сети школ исключительно ради экономии! Основная задача оптимизации - улучшение условий работы рижских школ. До сих пор десять рижских школ работают в две смены, что создает колоссальные неудобства для учеников, их родителей, учителей. Проблема особенно актуальна для школ центра города. Одна из задач оптимизации - подыскать для этих школ дополнительные помещения и ликвидировать, наконец, вторую смену" (4).
Вот Рижская дума и принялась осуществлять оптимизацию по-глуховски: не то экспроприацию, не то передел собственности. Кстати, в 40-й школе вторая смена имеется (запретить работу в две смены вовсе, чтобы заполнить детьми страдающие от некомплекта школы, Рижская дума не додумалась). Между прочим, версию о том, что последней просто приглянулось здание, которое занимает школа им. Ломоносова, на заседании СООЛ озвучил представитель родительского комитета этой школы.
1) Рижская городская русская гимназия (бывшая Ломоносовская) 1919-1935. Сборник воспоминаний и статей. Р., 1999 с.4-11;
2) Нил Ушаков: "Центр согласия" - это предложение, отвечающее ожиданиям людей" // "Твоя газета", N7, май 2009, с.3;
3) Виктор Глухов: "Недопустимо жертвовать качеством образования!" // "Твоя газета", N7, май 2009, с. 4;
4) Там же.