Интервью ИА REGNUM с председателем азербайджанского Фонда Содействия Развитию Предпринимательства и Рыночной Экономики Сабитом Багировым.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете уровень коррупции в Азербайджане?

Традиционно уровень коррупции в Азербайджане в последние полтора десятка лет оставался высоким. Об этом свидетельствовали отчеты Transparency International, мировых финансовых институтов и также исследования местных общественных объединений. Но в начале этого года, а именно после январской речи президента и правительственного совещания в президентском аппарате появились явные признаки снижения низовой коррупции. Было отрадно слышать, что в ЖЭКах, паспортных столах, на таможне, в университетах, в структурах Госреестра имущества и в других местах контакта граждан с представителями госорганов перестали принуждать людей к даче взяток. Если эта тенденция сохранится, то можно ожидать некоторого улучшения индексов коррупции по Азербайджану в названных отчетах. Что же касается коррупции высокого уровня, то здесь ситуация пока непонятная. Последствия принятых руководством страны мер в этой области проявят себя позднее, требуется значительно более длительное время.

ИА REGNUM: Каковы традиционные причины коррупции в стране?

Причины коррупции одни и те же во многих странах. Коррупции нет там, где люди или не приемлют ее по каким-либо идейным или духовным соображениям, или же боятся наказания. Неприемлемость коррупции есть результат воспитания, религиозного или светского. Народы СССР долгие годы воспитывались на коммунистических ценностях, которые также не считают коррупцию добродетелью. Пока эти ценности были в силе, коррупция была на минимальном уровне. Но с годами носители коммунистической идеологии деградировали, лжи становилось все больше, а с ней и коррупция росла. В посткоммунистическом Азербайджане, в отличии от ряда других постсоветских стран, религиозные ценности не были восстановлены. Светское антикоррупционное воспитание также не было в числе идеологических приоритетов. И это при том, что элита страны в значительной степени обновилась. Кроме того, обнаружилось, что коррупция не ослабляет, а порой даже укрепляет пирамиду власти. Зачем же с ней тогда бороться? Ради международных индексов?

Кстати, по поводу обновления элиты хотел бы добавить, что это, на мой взгляд, немаловажный фактор. Обновление элиты в Азербайджане произошло преимущественно за счет представителей провинции, причем в основном молодых людей, свободных от антикоррупционных "предрассудков". Они не были заторможены какими-либо комплексами и быстро воспринимали, поддерживали и даже развивали коррупционные "правила игры" в азербайджанском обществе. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохие люди. В подавляющем большинстве это добрые люди. Просто они не успели запрограммироваться в антикоррупционном отношении даже на минимальном советском уровне.

ИА REGNUM: В чем же тогда основные мотивы начатой борьбы с коррупцией?

Мотивы начала борьбы могут быть обусловлены желанием покончить или значительно ослабить низовую коррупцию, которая не к лицу элите и отрицательно сказывается на международном имидже правительства. Возможно также влияние последних событий в арабских странах. Хотя к этому аргументу следует отнестись осторожно, поскольку первая речь президента страны с антикоррупционными призывами прозвучала в начале этого года, до событий в Тунисе. Но я не исключаю того, что события в арабском мире подхлестнули антикоррупционные меры. Ну и WikiLeaks тоже помог, наверное.

ИА REGNUM: Каков характер начатой борьбы с коррупцией?

Давайте проанализируем комплексность предпринятых мер. Для этого мы можем просмотреть официальную справку, подготовленную в президентском аппарате. Как я уже отметил, в январе текущего года, а именно 14 января состоялось выступление президента страны на заседании Кабинета министров, в котором прозвучал ряд призывов по борьбе с коррупцией. 27 января состоялось заседание Государственной Антикоррупционной Комиссии с участием руководителей всех правительственных структур. На этом заседании состоялся откровенный разговор, буквально были названы размеры взяток, практикуемых на разных участках контактов граждан с государственными органами и были даны строгие поручения по усилению борьбы с коррупцией. В феврале президент страны в ходе посещения ряда районных центров, а именно Казаха и Товуза, вновь озвучил в своих выступлениях перед общественностью антикоррупционные призывы. Первого марта на конференции, посвященной ходу выполнения Государственной Программы социально-экономического развития регионов, президент вновь призвал вести борьбу с коррупцией. В феврале-марте был издан ряд указов, подкрепляющих антикоррупционную борьбу. В частности, разрешено 25% собираемых штрафов использовать в качестве надбавок к зарплате сотрудников дорожно-патрульной службы. Кроме того, уплата этих штрафов теперь допускается не наличными, а через банки или посредством пластиковых карт. Может быть назван и ряд других решений, способствующих устранению произвола в этой области.

Другая группа решений касается таможенной службы. Так, разрешено использовать до 25% внебюджетного фонда для выплаты надбавок к зарплате таможенникам. Кроме того, даны поручения по внедрению в течение 3 месяцев принципа "единого окна" для таможенного оформления, регистрации и получения номера для ввозимых в страну транспортных средств. Важным с антикоррупционной точки зрения является также решение об осуществлении таможенных платежей только через банки или посредством пластиковых карт.

Способствовать снижению коррупции должны также решения об упрощении норм, регулирующих взаимоотношения между дорожной полицией и гражданами, об уточнении списков вещей ограниченного или запрещенного ввоза или вывоза из страны и вывешивании этих списков на пропускных пунктах. Даны поручения по установке на пропускных пунктах в течение 6 месяцев электронных устройств, позволяющих получить справку о таможенных пошлинах и т.д.

Все эти и ряд других решений и проектов законов, переданных в парламент страны, безусловно, давно назрели и крайне важны для снижения уровня коррупции в стране.

ИА REGNUM: А каковы результаты всех этих мер и перспективы осуществляемой компании борьбы с коррупцией?

Результаты уже просматриваются. Граждане, осознавшие возможность без взяток получить какие-то справки или оформить какие-то документы сейчас интенсивно начали обращаться в соответствующие госорганы. Даже образовались очереди. Но, боюсь, как бы эти позитивные перемены не оказались временными. Коррупционное сообщество, по ряду уже проявляющих себя признаков, начинает сопротивляться и высшему руководству страны, видимо, придется нелегко. Судите сами, большая часть среднего и высшего управленческого аппарата привыкла к так называемым конвертам с неофициальной надбавкой к зарплате. Конечно, есть министерства, где этого не было. Я знаю, как минимум, два таких министерства. Но остальные составляли большинство. Как же теперь быть этим госслужащим, зарплата которых далеко не достаточна, чтобы обеспечить тот же жизненный уровень. Терпеть в течении продолжительного времени они не смогут. Это означает, что кто-то вернется к коррупционной практике, а кто-то покинет госслужбу. И то и другое плохо.

ИА REGNUM: В чем Вы видите роль СМИ и общества в данном вопросе?

Роль СМИ и гражданских организаций могла бы быть очень значимой, Однако в прошлые годы, к сожалению, немало СМИ и гражданских объединений оказались втянутыми в коррупционные игры на разном уровне. Поэтому и им не так-то просто будет перестроиться. Но для новой антикоррупционной кристаллизации в обществе, безусловно, имеются чистые и относительно чистые от коррупции группы, вокруг которых такая кристаллизация может пойти. Я думаю, вот такие антикоррупционные группы должны объединиться и начать мониторинг самых болезненных точек, каковыми в области низовой коррупции являются ЖЭКи, структуры Госреестра имущества, паспортные столы, университеты и т.д. Эти группы должны стать опорой и президенту страны, объявившему борьбу с коррупцией. На кого-то же он должен опираться, если еще не потерял желания покончить с низовой коррупцией. Причем, в его выступлениях было также отмечена необходимость усиления общественного контроля и мониторинга. Я уже наблюдаю, как ряд неправительственных организаций взял на вооружение эту фразу президента.

ИА REGNUM: Какие, на ваш взгляд, ещё необходимы шаги?

Как показывает опыт других стран, успешных в ограничении коррупции, важную роль играет периодическая ротация управленческих кадров. Кроме того, необходимо срочно начать тотальный антикоррупционный анализ всех законодательных актов. Это огромная работа, но есть способы, могущие значительно сократить сроки. Я могу назвать ряд важных практических указов президента для снижения коррупции и в других сферах. Мы готовим соответствующие предложения и представим их на этой неделе президенту. В целом очень многое предстоит сделать в области Good Governance или "хорошего управления".

ИА REGNUM: В заключение хотелось бы услышать ваши прогнозы в этой области.

Прогнозы пока рано давать. Особенно в сфере снижения коррупции в сферах деятельности крупного бизнеса, государственных закупок и заказов. Кстати, число объявлений о тендерах значительно возросло в последний месяц, однако их содержание пока, как мне кажется, оставляет открытыми коррупционные "окна возможностей". Мы планируем проведение опроса по стране среди представителей малого бизнеса в июне-июле этого года. Этот опрос очень многое выявит и по его завершении я с удовольствием дам очередное интервью.