Десять лет назад, в июле 1993 года, была основана Йошкар-Олинская и Марийская епархия. С этого времени духовная жизнь края получила новое наполнение - один за другим начали восстанавливаться храмы, выросло число приходов и священнослужителей, активизировалось социальное служение, регулярными стали духовные конференции и выставки. "Марийская правда" опубликовала интервью с главой епархии - епископом Иоанном.

Епископ Иоанн (в миру Тимофеев Иван Иванович) родился 20 января 1958 года в г.Казани. По окончании средней школы был принят послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1978 году поступил в Московскую духовную семинарию, а затем в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. С 1985 года трудился в Казанской епархии. 25 июля 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан епископа Йошкар-Олинского и Марийского.

- Владыка, вспомните, пожалуйста, наиболее яркие моменты в 10-летней истории епархии.

- Десять лет - первая знаменательная дата нашей Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Указом Святейшего Патриарха Всея Руси, Священного синода, была учреждена епархия, и тому были определенные условия, как внешние - увеличение приходов, так и внутренние - необходимость духовно-нравственного просвещения населения нашей республики.

Годы пробежали как одно мгновение. За все - слава Богу. Плохого не было, все Господь устраивает: и скорби, которые нас посещали, и искушения, которые также были Богом попускаемы. Все это было для того, чтобы утвердилась в наших сердцах вера, и мы укрепились в добрых делах, возведении наших храмов, монастырей. Все, что было за десять лет совершено, - это Божие. Господь всем невидимо управлял, Он посылал людей, которые строили храмы, воссоздавали поруганные святыни. Господь посылал людей, которые трудились в деле духовно-нравственного просвещения, социального служения, на ниве воспитания молодежи.

- В последние годы по всей республике идет восстановление храмов. Чьими силами они восстанавливаются и кто помогает финансово?

- В основном храмы восстанавливаются на пожертвования верующих и людей доброй воли. Наш народ настолько добр, что возможность выделить от своих скудных средств на благо воссоздания святых храмов, монастырей является для них как великой честью, так и исполнением своего христианского долга.

Есть храмы, которые восстанавливались при поддержке Президента и Правительства республики. Например, наш Ежовский монастырь вошел в президентскую программу. Это очень отрадно. Одновременно хотелось бы обратиться к людям, имеющим материальные средства, но использующих их только на свое благо и для своего обогащения. Хочу обратиться к ним со словами Спасителя: "Не собирайте себе сокровищ на земле. Нужно собирать сокровища на небесах, сокровища, которые вечны".

- Планируется ли строительство новых храмов?

- В этом году исполняется сто лет со дня прославления преподобного Серафима Саровского. Именно к этой великой дате епархия планирует, после завершения работ в Троицком храме Йошкар-Олы, начать строительство храма в микрорайоне Дубки. В перспективе хотим построить небольшую церковь и в микрорайоне Березово. Кроме того, уже строятся или будут строиться новые храмы в Медведеве, Сернуре, Советском, Шелангере, Суслонгере, Волжске.

- Владыка, в России до сих пор действует закон, провозглашающий принцип отделения Церкви от государства. На Ваш взгляд, должна ли Церковь все-таки взаимодействовать с государственными институтами и в каких вопросах?

- Отделение Церкви от государства ни в коем случае не означает отделение общества и граждан от Церкви. Поэтому Церковь обязана продолжать свое служение - дела милосердия, духовно-нравственное просвещение, социальная работа, окормление военнослужащих, помощь детским домам, интернатам. Везде, где востребован ее потенциал, Церковь готова употребить его на благо нашего общества, нашего государства, на благо Святой Руси. Православная Церковь не вмешивается и не будет вмешиваться в политику, она должна заниматься восстановлением разрушенного духовно-нравственного облика человека, восстановлением семьи и всего общества.

- Вы предвосхитили мой следующий вопрос. Может ли Церковь участвовать в политической жизни?

- Церковь не вмешивалась и не желает вмешиваться ни в выборы депутатов, ни в выборы губернаторов или президентов. Мы в данном случае должны молиться о том, чтобы Господь дал разум народу выбирать таких правителей, которые, прежде всего, заботились бы о благе народа, о благе республики, о благе великой нашей России.

- Все ли экспроприированное у Церкви в Марийском крае после 1917 года ныне ей возвращено? В первую очередь, имею в виду земли и здания.

- Нет, возвращено не все. Уже почти год ведется переписка с Йошкар-Олинской мэрией о возвращении нам зданий и земель женского Богородице-Сергиева монастыря. Еще в 1991 году этот вопрос был официально решен исполкомом совета народных депутатов города. Но почему-то преемственности власти в этом вопросе наша нынешняя горадминистрация не признает и упорно строит на территории монастыря гаражи.

Да, это центр города, это доходы. Если чиновники обезумели от материальных благ, то эйфория эта быстро пройдет и, когда они окажутся один на один перед Богом, им придется дать ответ. Они себя сейчас называют материалистами не верующими в Бога, но предстать перед очами Божьими придется всем. И пускай не забывают: кто участвует в разрушении храмов, монастырей, оскверняет могилы, разрушает свой род, род уничтожается. Если о себе не беспокоятся, пускай подумают о своих детях и внуках. Отцы ели виноград, у детей - оскомина. Отцы сегодня творят беззаконие, протягивая руку к тому, что им не принадлежит, но принадлежит Богу, а оскомина потом будет у детей. Господь поругаем не бывает.

В основном же здания храмов, милостью Божией, постепенно возвращаются. В ближайшем будущем это должно произойти в Красном Стекловаре и Косолапове. Господь вразумляет людей, что нельзя жить одним днем.

- Расскажите о Ваших ближайших планах.

- По милости Божией мы восстановили епархиальное управление (Дом Пчелина), некоторые храмы. В настоящее время необходимо обратить серьезное внимание на духовно-нравственную и социальную работу. Церковь обязана заниматься теми делами, за которые она даст ответ перед Богом. Это ей присуще. На протяжении двух тысячелетий Церковь выполняла социальную работу и будет выполнять ее. Почему мы сейчас так настаиваем на возвращении Богородице-Сергиева монастыря? Там мы хотим открыть социальный монастырь - богадельню и приют. В основном здесь будут работать наши сестры милосердия. Сестринство у нас уже существует более пяти лет, оно оформилось, приобрело определенный опыт, как в патронаже обездоленных и престарелых людей, так и в работе при больницах, домах престарелых. Сестрам необходимо помещение. Они сейчас располагаются в Православном центре. На этих небольших площадях размещаются воскресная школа, хор, благотворительный детский сад, библиотека, миссионерский, просветительский и издательский отделы. Сейчас встал вопрос о высвобождении части помещений под еще одну группу детсада. Значит, без помещения могут остаться сестры милосердия, детская школа и другие. Вот мы и просим, чтобы нам отдали здания (Общество по охране памятников культуры), где ранее размещался монастырь.

Необходимо в городе и во всей епархии создавать определенный духовный микроклимат. А без социального служения этого сделать нельзя. Все о чем мы просим, ходатайствуем или создаем сами, необходимость, насущная потребность. То, без чего мы не можем полноценно осуществлять свое призвание - служение Богу, служение ближнему.