Сегодня в ходе форума "Расширение межрегионального сотрудничества Киргизской Республики и Российской Федерации как фактор обеспечения устойчивого развития экономики" премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил: "местные политики не должны испытывать терпение России... К сожалению, и сегодня происходят всевозможные провокации, направленные на торможение киргизско-российских отношений, но власти республики осознают, что без России будущее Киргизии весьма зыбко... Нами принято принципиальное решение: Киргизстан будет в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве".

В связи с этим ИА REGNUM представляет краткий обзор ряда наиболее "болезненных" вопросов во взаимоотношениях между Россией и Киргизией:

ГСМ

Один из наиболее важных вопросов в киргизско-российских отношениях. Киргизия беспошлинно получала российские ГСМ до апреля 2010 года. При этом российский керосин, предназначенный для внутреннего потребления, поставлялся на американскую военную базу "Манас". Компания-посредник в разные годы оказывалась в центре обвинений в получении многомиллионных прибылей и связях с президентскими родственниками. По приблизительным подсчетам, дополнительная прибыль от подобной деятельности в год составляла не менее 40 млн долларов. Жители страны, покупая топливо без пошлины экономили в год до 400 млн долларов - эту же сумму недополучал российский бюджет.

Окончательно поссорившись с президентом Киргизии Бакиевым, Москва 1 апреля 2010 ввела пошлины и тем самым перекрыла дополнительный источник дохода для "семьи". Спустя неделю в стране произошла смена власти, Курманбек Бакиев бежал.

В декабре 2010 в Москву прилетел свеженазначенный киргизский премьер Алмазбек Атамбаев. После переговоров с Владимиром Путиным пошлины были сняты, но лишь на определенный объем топлива. Киргизским жителям об ограничениях власти не сообщили. К середине февраля лимит топлива был исчерпан, пошлины вновь вступили в силу. Киргизские чиновники предпочитали ситуацию не комментировать, в профильных министерствах специалисты отказывались говорить, ссылаясь на собственную неосведомленность. За это время в стране начал проявляться дефицит ГСМ, фермеры не могли купить дизтопливо, начали расти цены на бензин. Эксперты, упоминая о росте цен на топливо, заговорили о росте недовольства среди населения, а также о возможности срыва посевной компании. Очередной визит Атамбаева в Москву принес очередную отмену пошлин. Киргизия вновь может беспошлинно купить чуть больше 600 тысяч тонн ГСМ. При этом, по словам Атамбаева, Россия возместит нефтетрейдерам, поставляющим российские ГСМ, сумму выплаченных пошлин.

Военные базы

По официальным данным, на территории Киргизии находится 4 российских военных объекта: авиабаза Кант, узел связи ВМФ в окрестностях села Чалдовар, торпедно-испытательный полигон в городе Каракол и сейсмологическая станция в районе города Майлуу-Суу. До последнего времени Россия платила за пребывание своих солдат по 4,5 млн долларов в год. В счет оплаты Москва поставляла Бишкеку оружие, технику, а также обучала киргизских офицеров. В прошлом году, изыскивая средства для пополнения бюджета, Киргизия заявила о необходимости поднять оплату за российское военное присутствие в 4(!) раза.

Во время упомянутого визита в Москву киргизский премьер Атамбаев сообщил об отмене Киргизией повышения арендной платы: "вопрос был снят, так как нельзя торговаться в вопросах безопасности своей страны".

ГЭС

С улучшением межгосударственных отношений аппетиты киргизских чиновников начали расти на глазах: министр энергетики Киргизии Аскарбек Шадиев сообщил, что Россия планирует вложиться в строительство Камбаратинской ГЭС-1 (местный долгострой, в окупаемости которого многие сомневаются). При этом изначально необходимая на строительство объекта сумма составляла 1,7 млрд долларов, однако теперь стало известно, что затраты (в случае начала строительства) вырастут до 3 - 4 млрд. Двукратный рост стоимости и так недешевого проекта энергетик объяснил необходимость возведения более устойчивой (а следовательно и более дорогой) конструкции.

С учетом того, с каким треском "распилили" выделенные на строительство "Камбараты-2" (в результате воровства и халатности ущерб исчисляется сотнями миллионами рублей, а только что построенная станция требует скорейшего ремонта), вероятность выделения денег на данный проект можно считать низкой и реализуемой исходя исключительно из геополитических, а не экономических интересов. В любом случае - ни гарантий выделения Россией ожидаемых энергетиком денег, ни гарантий получения ею адекватных киргизским реалиям условия сохранения Россией своих инвестиций и собственности - сегодня не даст никто. "Дастан"

Еще один спорный вопрос - передача акций военного завода "Дастан" (он же завод "Физприборы") российской стороне. Это не менее "бородатая" история, чем строительство ГЭС. Идея "пусть Москва выкупит подороже у нас завод" витает в коридорах киргизской политики с начала обретения суверенитета. Москве данный объект может быть интересен тем, что на нем производят компоненты российских торпед "Шквал". Кроме того, сам завод занимает большую площадь дорогой земли в центре киргизской столицы. За два десятка лет Бишкек, которому сам по себе "Дастан" просто не нужен в отсутствии ВМФ, пытался договориться о продаже "Дастана" с россиянами, казахами, американцами и турками. Переговоры по этому поводу проводятся с завидной регулярностью, но "воз и ныне там".

В 2009 году Россия предложила тогдашнему президенту Киргизии вариант - в счет погашения внешнего долга, среди прочего - передать 48% акций ОАО "Транснациональная компания "Дастан" (ориентировочная стоимость - 19,5 миллиона долларов). Тогда стороны, казалось бы, договорились, однако спустя некоторое время в киргизском Белом Доме передумали. При всем этом сам завод находится не в лучшем состоянии - не хватает заказов, скандалы вокруг права собственности бьют по производству. По данным директора предприятия по внешним связям Оскара Даминова, "завод в 2005-2006 годах работал мощно и слаженно. В год объем производства товаров доходил до 1,2 миллиарда долларов. Но в 2007 году на заводе произошел рейдерский захват и мы начали терять мощность. Мы надеялись, что после апрельских событий (смены власти в 2010 году - ИА REGNUM) ситуация улучшится, но этого не происходит". Более того: периодически появляется информация о том, что продукция "Дастана" очень понравилась Ирану.

"Кыргызгаз" Озвученное Атамбаевым на встрече с российским премьером намерение продать "Газпрому" 75% "Кыргызгаза" также не ново. В 2009 году компанию уже пытались продать тому же "Газпрому". Тогда предприимчивые киргизские чиновники в нагрузку к "Кыргызгазу" (стоимость - 15 млн долларов) попытались продать непрофильный актив - санаторий "Аврора" (по цене около 50 млн долларов). Санаторий российским газовикам оказался неинтересен (и состояние его интерес исключает), сделка не состоялась. Особой ценности "Кыргызгаз" не представляет - предприятие несет убытки из-за изношенной инфраструктуры, а также высокого уровня потерь (в том числе - воровства).

Компанию окружают скандалы, то и дело всплывают случаи, когда предыдущие руководители оказывались замешанными в хищении средств. Газовщики хронически никак "не могут" справится с коммерческими потерями, когда контролеры за взятку "не замечают" врезки в обход счетчика. Также "Кыргызгаз" с завидной регулярностью оказывается должен по несколько миллионов долларов поставщику газа - узбекской компании "Узтрансгаз". Кстати о потерях - в "Кыргызгазе" они сейчас, по данным компании, составляют 13%, при этом, по данным СМИ, "в Казахстане общие потери при транспортировке газа равны всего 4 процентам, в Европе - 2 процентам". Если "Газпром" выкупит "Кыргызгаз" - с высокой долей вероятности, учитывая неплатёжеспособность потребителей в Киргизии - массовую нищету населения и деградацию промышленности, - его ждут затяжная и малоперспективная борьба с хищениями и "разбор завалов".

MegaCom

Конфликт вокруг крупнейшего сотового оператора страны сотрясает киргизское медийное и политическое пространство уже 3 месяца. В боях за компанию стоимостью в 500-600 млн долларов участвуют сразу несколько группировок, из которых наиболее крупными и активными можно назвать представителей российских инвесторов Eventis Telecom (вложивших в создание компании более 100 млн долларов), и группу заседающих на упомянутом форуме высокопоставленных государственных чиновников, интересы которых до этой недели при поддержке Мингосимущества и Финполиции представлял экс-глава Фонда по управлению национализированным имуществом Азамат Мурзалиев. Борьба между российскими бизнесменами и киргизскими чиновниками развернулась вокруг 51% акций MegaCom. В горячую стадию конфликт перешел в декабре прошлого года. Сначала финансовая полиция завела уголовные дела в отношении топ-менеджмента компании, затем в компании провели обыск, изъяли финансовую документацию и сменили руководство, уволив всю "верхушку" MegaСom'a. Таким образом, представители российского инвестора Eventis Telecom, имевшие 51% акций компании были изгнаны с руководящих постов и по сути лишились собственности. На смену им пришел бывший глава Мингосимущества Азамат Мурзалиев. Чиновник, возглавивший компанию, обвинял российских топ-менеджеров в выводе денег из компании, незаконном предпринимательстве, а также уклонении от уплаты налогов. "Разоблачительные" статьи на платной основе были опубликованы в ряде местных изданий (такие статьи были предложены и ряду изданий в России). Интересно, что за материалы, оправдывающие его присутствие в компании, чиновник платил из кассы MegaCom.

10 марта на защиту Eventis'a встал депутат Государственной думы РФ Семен Багдасаров. Парламентарий заявил, что "в скандале вокруг оператора мобильной связи MegaCom замешан первый вице-премьер-министр Киргизии Омурбек Бабанов". Вскоре обвинения Багдасарова поддержал ряд киргизских политиков. Сам Бабанов все обвинения в свой адрес, разумеется, отрицает.

На данный момент уголовное дело в отношении руководства MegaCom прекращено генпрокуратурой республики "в связи и с отсутствием события и состава преступления". В отношении Мурзалиева заведено несколько уголовных дел. За 3 месяца в конфликте вокруг сотового оператора успели так или иначе поучаствовать: президент Киргизии, премьер России, множество более мелких чиновников, киргизский парламент, Генпрокуратура, Российское посольство, сотрудники нацбезопасности республики, бойцы киргизского СОБРа и Финполиции, журналисты нескольких десятков СМИ. После того, как скандал вышел на "самый верх" и за происходящее перед Владимиром Путиным пришлось объясняться Алмазбеку Атамбаеву, решение вопроса начало приближаться к развязке. Как сообщил СМИ советник киргизского премьера Фарид Ниязов, по вопросу MegaCom "стороны пришли к единому мнению, что ситуация должна как можно скорее разрешиться в полном соответствии с законодательством и с соблюдением законных интересов акционеров. Киргизская сторона обозначила, что вопрос о национализации 51 процента не стоит, главное, чтобы компания добросовестно выполняла налоговое законодательство и платила государству положенные дивиденды".