Мы заинтересованы в том, чтобы городская экономика развивалась: Интервью мэра г.Красноармейска ИА REGNUM
Город Красноармейск Московской области пользуется известностью как своего рода экспериментальная площадка, на которой в течение ряда лет отрабатываются эффективные подходы к муниципальному управлению и ведется поиск новых подходов к развитию городского хозяйства. О некоторых аспектах опыта города рассказал в интервью ИА REGNUM мэр Красноармейска Виталий Пашенцев.
- Виталий Васильевич, Красноармейск с его населением в 26 тыс. человек, наверное, может быть назван типичным малым городом России. Вероятно, типичны и проблемы, с которыми приходится сталкиваться администрации города?
- Все не так просто. По своей структуре город Красноармейск относится к категории наукоградов, хотя статуса такого официально не имеет - наши документы пока находятся на рассмотрении в правительстве Российской Федерации. Во второй половине XIX здесь был фабричный поселок при Вознесенской бумагопрядильной мануфактуре - одной из крупнейших в Центральном регионе России, в середине 30-х гг. по приказу маршала Тухачевского был основан боеприпасный полигон, а статус города и название Красноармейск мы получили в 1947 году. Сейчас это город областного подчинения. На начало 90-х гг. у нас было четыре градообразующих предприятия, и все они работали на армию, даже текстильная фабрика, которая производила кирзу для той же армии. Оборонные предприятия были представлены НИИ "Геодезия" - это испытания ракетно-артиллерийской техники, КНИИМ (Красноармейский научно-исследовательский институт механизации) - технология снаряжения боеприпасов и ГНПП "Базальт" - разработка средств ближнего боя (гранатометы) и авиационные боеприпасы. В 2001 г. мы отметили 60-летие первых испытаний "Катюши", которые прошли за неделю до начала Великой Отечественной войны в нашем городе. Батарея капитана Флёрова проходила обучение на красноармейском полигоне, и от нас "Катюша" ушла под Оршу. У нас 40 лет назад был создан знаменитый гранатомет РПГ-7, разработчики которого стали лауреатами Ленинской премии.
В 90-е годы мы вошли как город монофункциональный, вся инфраструктура которого была ориентирована на оборонку. Понятно, что мы пережили очень тяжкий кризис, когда все это в начале 90-х резко полетело в тартарары. Чтобы помочь градообразующим предприятиям выжить, мы в течение полугода приняли в муниципальную собственность все ведомственные объекты. Приведу пример - на начало 1993 года у нас в муниципальной собственности было и финансировалось из бюджета города только 4 процента социальной инфраструктуры города и 96 процентов составляла ведомственная инфраструктура. То есть жилье, детские сады, дома культуры, спортивные сооружения - все было на балансе у предприятий и финансировалось за их счет. Когда мы закончили 1993 год, 100 процентов городской инфраструктуры стало муниципальным. Мы полностью приняли и жилье, и детские сады, и инженерную инфраструктуру; в результате город стал муниципалитетом по европейским меркам. Мы столкнулись с нехваткой средств, с нехваткой кадров, но из кризиса все-таки вышли, спасли предприятия от краха и сейчас город активно развивается. Достаточно сказать, что за последние три года он дважды входил десятку городов Московской области, имеющих наиболее высокие темпы развития.
- Речь идет о восстановлении производства на старых предприятиях?
- Не только. Это и диверсификация оборонных предприятий, и создание в городе совершенно новых предприятий и производства новых видов промышленной продукции. Как результат - налоговые отчисления в бюджеты всех уровней у нас за три года увеличились в два раза. Скажем, городской бюджет, который два года тому назад составлял 70 млн. рублей, сейчас достиг 140 млн. рублей.
Год тому назад, утверждая стратегию развития города, мы поставили для себя задачу к 2012 году утроить объемы выпуска продукции. Сейчас мы реализуем несколько амбициозных проектов. Во-первых, "город - наукоград", во-вторых - создание в городе постоянно действующего Центра вооружений, военной техники и военных технологий и еще целый ряд коммерческих проектов.
Конечно, проблем - море, и они типичны для всех городов. Главное это изношенная городская инфраструктура. По расчетам, для того, чтобы ее восстановить, надо единовременно вкачать в город еще один бюджет - 150 миллионов рублей. А поскольку сейчас у нас на эти цели ежегодно предусматривается всего 3 миллиона, такими темпами нам придется потратить на восстановление все 50 лет, что неприемлемо. Поэтому мы и говорим о том, что нам надо развиваться более быстрыми темпами, чтобы получать больше средств и быстрее восстанавливать городскую инфраструктуру.
- Судя по тому, что вам удается поддерживать такие высокие темпы экономического развития, это значит, что муниципалитеты сами по себе способны развивать экономику поселения?
- Муниципалитет способен это делать, но создается впечатление, что государству это не нужно. Сейчас политика государства выстраивается в том направлении, что муниципалитеты не должны заниматься экономическим развитием, поэтому и рычагов для влияния на городскую экономику у муниципалитетов быть не должно - ни через налоги, ни через стимулирование. Этот вывод впрямую вытекает из законодательства по реформированию системы местного самоуправления, которое сейчас принимается.
- А у вас есть какое-то собственное ноу-хау?
- Наше ноу-хау предельно простое. Мы заинтересованы в том, чтобы городская экономика развивалась, и мы добиваемся этого теми малыми силами, которыми располагаем. У нас есть муниципальное имущество, которое мы предоставляем в аренду предпринимателям для развития производства. Когда им недостаточно аренды, мы решаем вопросы продажи имущества, проводим для этих целей торги. Но эти торги нацелены не на то, чтобы продать подороже, а на то, чтобы в результате торгов предприниматели приобрели возможность для развития производства, создания новых рабочих мест для горожан. В результате - жители получают достойную зарплату, город - налоги.
Два года назад мы продали бывшую городскую баню, которая была закрыта еще в 80-х годах, а построена была в начале 30-х. Это большое двухэтажное здание, когда-то хорошее, но за последние десятилетия оно было полностью разгромлено - стоял один остов. Наш городской предприниматель обратился с просьбой продать здание ему для организации кондитерского производства. Мы организовали торги, он на них победил. Для того, чтобы ускорить создание производства мы предоставили ему рассрочку платежа. Мы дали ему такую возможность, хотя бюджету очень нужны деньги. В результате мы получили миллион не сразу, а в течение двух лет, но по итогам этих двух лет мы получили действующее производство с рабочими местами, с объемами производства, с заработной платой, с налогами в бюджет. Мы приблизили тот момент, когда "курочка начала нести золотые яички", и, на мой взгляд, этой технология способны воспользоваться все. Мы считаем, что таким образом создаем в городе климат, благоприятный для развития предпринимательства.
- Ваши предприниматели все местные?
- Практически все местные, но сейчас активно приходят и внешние инвесторы. В прошлом году к нам пришла русско-американо-немецкая фирма "Современный садовник", которая производит и продает технику для дач - газонокосилки, минитрактора и т.п. Они тоже выкупили здание и организовали у нас предпродажную подготовку своей продукции и обучение персонала. В прошлом году они вышли с инициативой об организации у нас сборочного производства. Городские власти предоставили им муниципальные помещения, и в этом году они заканчивают там ремонт и запускают в городе свое производство.
Сейчас мы выставляем на торги бывшую текстильную фабрику, которая уже несколько раз банкротилась. Этим предложением уже заинтересовались крупные фирмы, которые хотят привести в город современное производство, выпускающее комплектующие для компьютеров. Мы считаем, что это производство может стать локомотивом городского развития - таким же, каким в свое время были наши оборонные предприятия.
- А проект Центра вооружений? Это тоже способ развития города?
- Да, безусловно. Мы считаем, что это очень амбициозный проект, но для его реализации у нас есть все условия. Прежде всего, это полигон - порядка 160 квадратных километров территории, который принадлежит федеральному предприятию НИИ "Геодезия" Российского агентства по боеприпасам. На базе этой площадки мы предложили правительству создать постоянно действующий Центр вооружений, военной техники и технологии, который сможет играть роль переговорной площадки между инозаказчиком и разработчиками средств вооружений, которые смогут тут же у нас на полигоне в динамике, в реальных условиях продемонстрировать свои изделия заказчику.
Как следует из комментариев разных правительственных чиновников средствам массовой информации, правительство согласилось с тем, чтобы на базе будущего Центра раз в два года проводить у нас международную выставку сухопутных войск - аналог МАКСа (Международного аэрокосмичекого салона) и Военно-Морского салона, который прошел в этом году в Санкт-Петербурге. Это должен быть МАКС для сухопутных войск, для ракетно-артиллерийской техники.
Преимущества Красноармейска как места проведения третьего подобного салона понятны - город расположен рядом с Москвой, нет проблем ни с транспортом, ни с размещением иностранных гостей, имеется практически готовая база. Многое, конечно, надо будет еще сделать, чтобы увеличить демонстрационный эффект, но инфраструктура самого Центра как постоянно действующего на сегодня уже есть, и она работает. Наши разработчики вооружения каждодневно работают с инозаказчиками, мы проводим на территории полигона демонстрационные стрельбы для заказчиков. Мы видим, что благодаря созданию Центра можно будет не только придать второе дыхание боеприпасному полигону, но и использовать его потенциал и потенциал тех людей, которые связаны с оборонкой, в интересах города, в интересах области и государства.
- Можно ли это сравнить с тем, как МАКС влияет на город Жуковский?
- На самом деле красноармейская идея коренным образом отличается от Военно-морского салона и от МАКСА. МАКС - это мероприятие, которое проводится раз в два года. Это всегда некое шоу. А в Красноармейске мы планируем создание постоянно действующего центра. У нас подводную часть айсберга должна составить каждодневная работа с инозаказчиком по разработке и демонстрации вооружений, и только раз в два года - салон.
- Если Красноармейск действительно станет местом проведения международного салона сухопутных вооружений, какова будет в этом случае судьба выставки "Russian Expo Arms", которая традиционно проходит в Свердловской области - в Нижнем Тагиле?
- Федеральными чиновниками озвучено решение, что только три выставки на сегодня - сухопутных войск, Военно-морской салон и Авиакосмический салон - получат федеральный статус. МАКС в Жуковском фактически уже состоялся, Петербург, скорее всего, тоже получит такой статус. За третий сейчас борются Красноармейск и Нижний Тагил, и я надеюсь, что Красноармейск победит. Все специалисты считают, что региональные выставки вооружений, которые проходили и проходят в Омске (танковая выставка) и в Нижнем Тагиле (демонстрация вооружений для сухопутных войск), могут сохраниться как отраслевые и как региональные, как выставки, которые проводят товаропроизводители для демонстрации качеств своей техники. Но идея Красноармейска принципиально другая.
- Когда станет известен результат борьбы?
- Я думаю, скорее всего, либо в конце этого, либо в начале следующего года.