Закончилась вторая неделя работы весенней сессии венгерского парламента. В минувшую среду 23 февраля венгерские парламентарии закрыли дебаты по проекту новой конституции страны. На обсуждение депутатам были вынесены предложения, подготовленные в рамках работы специальной временной комиссии парламента, созданной для подготовки новой конституции страны.

Явно неудачным шагом венгерского правительства и парламента было то, что работу комиссии с осени прошлого года озвучивал заместитель председателя комиссии фидесист Гергей Гуйяш. Ему всего лишь 29 лет. И как юрист он получил разрешение на занятие адвокатской практикой только два года назад. Г.Гуйяш выглядел слишком ненадежным для такого серьезного занятия, как подготовка новой конституции страны.

В работе по новой конституции страны из оппозиционных партий в комиссии участвовали только йоббики. Предложения и замечания оппозиционных партий: социалистов (MSZP) и зеленых (LMP) были фактически отклонены еще на стадии работы комиссии. Поэтому MSZP и LMP оказались вне конституционного процесса и вынуждены были в минувшие месяцы периодически заявлять о бойкоте ими работы конституционной комиссии парламента. В последний момент на прошлой неделе в ходе дебатов социалисты попытались сдержать конституционный процесс. Они потребовали, чтобы новая конституция Венгрии вступила в силу после одобрения ее двумя подряд созывами венгерского парламента. Предложение социалистов было отклонено парламентским большинством. Тем не менее, правящая партия Фидес не закрыла в принципе возможность парламентских интерпелляций по поводу новой конституции. Единственно они ограничены по времени сроком 15 марта. Надо понимать, что новая конституция Венгрии будет принята около этой праздничной для страны даты.

В среду 23 февраля во второй половине дня по окончанию дебатов по проекту конституции премьер-министр Виктор Орбан был принят президентом страны Палом Шмиттом. Высшие руководители Венгрии обсудили "конституционный процесс". Ранее 11 февраля президент уже обращался к представителям парламентских партий с предложением провести с ним консультации по вопросу принятия новой конституции. 14 февраля президент встретился в связи с этим с председателем фракции Фидес Яношем Лазаром.

В среду во вторую половину дня депутаты венгерского парламента продолжили свою работу, приступив к обсуждению модификации злополучного медиа-закона и т. н. "медийной конституции". Закон о венгерских средствах массовой информации, принятый венгерским парламентом в ночь на 21 декабря, сразу же вызвал бурные возражения и протесты на Западе. Его критическое обсуждение вышло даже на уровень руководящих органов ЕС. Он был подвергнут яростной критике в стенах европарламента. А 21 января еврокомиссия направила специальное письмо венгерскому правительству с замечаниями по поводу закона. Она дала две недели венграм для рассмотрения вопроса и ответа. 16 февраля стало известно, что венгерское правительство согласилось с замечаниями и пошло на уступки еврокомиссии. Сейчас ясно, что закон будет смягчен в пунктах о регистрации СМИ и штрафных санкциях. От венгерского правительства проблему модификации закона о СМИ в парламенте сейчас курирует министр юстиции Тибор Наврачич. На этой неделе дебаты по медиа-закону будут продолжены. Крайний срок модификации закона о медиа венгерским парламентом - 16 марта.

По предложению министра экономики Дьёрдя Матолчи 21 февраля были приняты изменения в законе о принципах формирования монетарного совета при Венгерском национальном банке (Magyar Nemzeti Bank - MNB). За изменения проголосовало 286 депутатов, против - 60. Теперь четыре члена монетарного совета должны избираться или сменяться парламентом по предложению парламентской комиссии по экономике и информатике. Цель подобных изменений - постепенное установление полного контроля фидесистского правительства и парламента над национальным банком, руководство которого до последнего времени кадрово не было связано с правящим режимом. По действовавшим до этого правилам, из четырех членов монетарного совета двое предлагались премьер-министром, а двое председателем Венгерского национального банка. Глава парламентской комиссии по экономике и информатике фидесист Антал Роган заявил, что парламент уже в начале марта намеревается обновить монетарную комиссию. По этой причине 24 февраля принятый парламентом закон о монетарном совете был утвержден президентом страны.

* * *

Дело Керки. На минувшей неделе скандал вокруг продажи здания венгерского торгового представительства в Москве продолжился. Напомним суть дела. Венгры продали то ли в конце 2005, то ли в 2008 г. при неясных обстоятельствах и якобы по заниженной цене одной оффшорной компании здание венгерского торгового представительства в Москве по адресу Красная Пресня 3. Посредник потом перепродал означенную недвижимость уже российскому правительству якобы по цене, многократно превышающей сумму, уплаченную первоначальному владельцу здания. Как мы ранее уже определили, "дело Керки" имеет две отдельные составляющие: российскую и венгерскую. Каждая из них имеет разное содержание и, помимо юридической ответственности, еще и разные политические цели. Исходной точкой развития российской составляющей "дела Керки" стали аресты в Будапеште 8 февраля 2011 г. трех бывших крупных венгерских чиновников. Напомним, что аресты прошли на следующий день после визита в Москву министра иностранных дел Венгрии Яноша Мартоньи. Два события оказались в тесной связи. Обозреватель ведущей венгерской газеты "Непсабадшаг" Томаш Салаи сразу же оценил аресты в Будапеште, как акцию, бросающую тень на русско-венгерские отношения. К сожалению, он остался одинок в венгерских СМИ с такой оценкой. Остальные предпочли смотреть на аресты 8 февраля как на сугубо внутреннее дело Венгрии.

Перечислим важнейшие события последних двух недель венгерской составляющей коррупционного скандала:

- публикация журналистом Андрашом Сабо 14 февраля на сайте Origo.hu очередной разоблачительной статьи из серии расследования "дела Керки";

- публикация 18 февраля в "Непсабадшаг" пересказа интервью бывшего венгерского посла в РФ Арпада Секея;

- 23 февраля допрос в прокуратуре в качестве свидетеля дела бывшего министра иностранных дел Венгрии, а ныне евродепутата Кинги Гёнц.

Далее мы расскажем о венгерской составляющей "дела Керки", хотя отметим, что в информационном плане венгры напряженно следят о ходе инициированного ими скандала в России. Все свежие известия с новостных лент из России по "делу Керки" они сразу же, как говорится, "с колес" сообщают заинтересованным венгерским читателям. Так, в частности, случилось со статьей 21 февраля "Продал России" из "Ведомостей". Она была тут же пересказана ведущими венгерскими СМИ.

Общая тенденция венгерской составляющей "дела Керки" - постепенное вовлечение в него высшего уровня бывшего политического руководства Венгрии. Этому делу и служит очередная публикация под названием "Круг Дюрчаня мимоходом за важными делами решил судьбу московской недвижимости" венгерского журналиста Андраша Сабо. Напомним, что Андраш Сабо с сентября 2009 г. ведет "журналистское расследование" обстоятельств "дела Керки". Фактически, его публикации на Origo.hu - это основной "канал слива" в венгерское общество политического компромата, который осуществляла сначала состоящая в оппозиции, а теперь у власти партия Фидес. На этот раз статья А.Сабо нацелена прямо против бывшего премьер-министр Венгрии социалиста Ференца Дюрчаня.

Главным изобличающим документом, привлеченных к делу по продаже торгпредства чиновников, является письмо бывшего госсекретаря венгерского МИДа Марты Фекси Хорватне, датированное 15 мая 2008 г., и адресованное главе венгерских национальных имуществ Миклошу Татраи. В письме содержится такая оценка сделки по торгпредству: "Определенная в договоре купли продажи сумма неприемлемо невыгодна для Венгерского государства". После этого предупреждения венгерское правительство, однако, не остановило сделку, а провело в Москве формально ничего не значащий тендер. Андраш Сабо в своей статье сообщил вывод расследования Управления правительственного контроля (Kormányzati Ellenőrzési Hivatal - Kehi) о том, что окончательное решение о продаже торгпредства было принято на заседании венгерского правительства в Добогокё 10-11 июня 2008 г. Сейчас глава Kehi утверждает, что или тогдашний министр иностранных дел Венгрии Кинга Гёнц, или министр финансов Янош Вёреш дали ход продаже московского торгпредства на этом заседании. Однако участники заседания в Добогокё совета министров сейчас уже не помнят о том, что вопрос о продаже торгпредства стоял в повестке дня заседания. Слишком мелким он был для такого мероприятия, на котором решались вопросы стратегии развития Венгрии. Звуковой или видеозаписи тогдашнего заседания не сохранилось, подробного протокола или стенограмм не велось. Однако, о том, что вопрос был решен именно на заседании правительства в Добогокё свидетельствует одно попавшее в руки следствия письмо от 19 июня 2008 г., которое госсекретарь МИДа Марта Фекси Хорватне направила послу Арпаду Секею в Москву. Итак, вопрос о продаже московского торгпредства был решен именно на означенном заседании совета министров, решен формально, мимоходом, без дискуссий. К этому времени торгпредство было фактически продано. В возникшей ситуации опять же скорее можно усмотреть должностную халатность, заорганизованность, но никак не коррупцию.

О заседании совета министров в Добогокё в июне 2008 г. и участии в нем тогдашнего министра иностранных дел и спрашивали, помимо прочего, следователи главной прокуратуры Венгрии 23 февраля 2011 г. Кингу Гёнц. Допрос бывшего министра иностранных дел Венгрии, проходящего сейчас по "делу Керки" свидетелем, состоялся спустя две недели после того, как средства массовой информации заговорили о причастности К.Гёнц к коррупционному скандалу. Напомним, что К.Гёнц, дочь первого президента Венгрии Арпада Гёнца, в настоящее время является депутатом Европарламента. Следующим, по всей видимости, кто получит повестку для явки в прокуратуру для дачи показаний будет экс-министр финансов социалистического кабинета Янош Вёреш. Так постепенно нынешние правители Венгрии подбираются к Ференцу Дюрчаню - единственному оставшемуся на фоне общей серости способному политику в рядах нынешней оппозиции.

Если статья А.Сабо на Origo.hu была информационно нацелена на венгерскую составляющую "дела Керки", то изложение интервью А.Секея в "Непсабадшаг" 18 февраля прямо адресовано русским. Отметим сразу, плохо, что интервью не приведено в форме прямой речи бывшего венгерского посла в Москве. Возникают недоговорки и неясности. В пересказе интервью самым существенным и новым, представляется нам, рассказ бывшего чрезвычайного и полномочного посла в Российской Федерации Арпада Секея о том, что сделке по торгпредству предшествовала его встреча в управлении ФСБ с двумя генералами из этого ведомства. На этой встрече А.Секею была указана зарегистрированная в Люксембурге фирма Diamond Air, как рекомендованный российским правительством доверенный участник сделки по торгпредству. Из самого текста интервью не ясно присутствовали на той же встрече упоминаемые два высших менеджера компании Renova. По крайней мере, о том, что какие-то управляющие известили А.Секея уже на начальном этапе сделки, т. е. осенью 2005 г., о том, что за фирмой Diamond Air на самом деле стоит крупный российский предприниматель Виктор Вексельберг, на Origo.hu сообщалось уже в декабре 2009 г. Теперь из новой публикации становится ясно, что об обстоятельствах встречи в московском центре ФСБ посол А.Секей известил госсекретаря Марту Фекси Хорватне собственноручно написанным письмом, которое он лично передал ей при встрече. В мае прошлого года на встрече с главным прокурором Венгрии Имре Керестешем А.Секей, по сведениям "Непсабадшаг", назвал имена четырех русских, причастных к сделке. И.Керестеш будто бы ответил А.Секею, что "знаком с этим документом, но имена не желает вносить в протокол, потому что не хочет в связи с ними межгосударственных проблем" (т. е., надо понимать, проблем во взаимоотношениях между Венгрией и Россией). Возникает текстуальная неопределенность и недоговоренность. До этого момента в тексте статьи в "Непсабадшаг" были упомянуты два генерала ФСБ и два менеджера вексельберговской Renova. Всего - четыре. Но почему тогда обнародование имен этой четверки так опасно для межгосударственных отношений, когда имя В.Вексельберга было названо? Или же речь идет совсем о другой "четверке" - четырех важных российских политических сановниках, давших санкцию А.Секею на сделку с В.Вексельбергом? Если второе, то тогда становится понятным, почему обнародование венграми их имен создаст угрозу взаимоотношениям двух стран. И, оказывается, еще в распоряжении венгерских властей имеется документ - письмо посла госсекретарю МИДа, в котором "опасные" имена "четырех" русских названы. И письмо это, как совершенно секретный документ, было написано лично послом.

На фрагмент "о четверке" из интервью А.Секея уже обратил внимание "Коммерсант" в статье от 28 февраля под названием "Посол объяснил разницу в цене". Ранее любопытным образом отреагировало на известие "Непсабадшаг" российское издание "Ведомости". 21 февраля оно поместило на своих страницах статью "Продал России", в которой речь пошла совсем о другой "четверке". Цитируем: "Виктор Вексельберг, который сейчас возглавляет Фонд развития инновационного центра "Сколково", выступил посредником между венграми и российским правительством, рассказали четыре человека, близких к сделке. То же самое заявил Секей венгерской Nepszabadsag". Итак, и здесь возникает какая-то "четверка" "близких к сделке". Далее, в тексте статьи названы имена вице-премьера Александра Жукова, вице-премьера, а в 2007 г. министра регионального развития Дмитрия Козака, его преемника на посту министра Виктора Басаргина и руководителя Росимущества Юрия Петрова. Эта четверка, согласно информации "Ведомостей", и санкционировала приобретение министерством регионального развития РФ злополучного здания у Renova. А кто же тогда в правительственных верхах санкционировал венграм продажу торгпредства оффшорной компании? Бомба российской составляющей "дела Керки" скрыта здесь.

В этой связи интересно поведение венгерских средств массовой информации после публикации "Продал России" от 21 февраля "Ведомостей". "Безответственная и неумная" правая "Мадьяр Хирлап" и "серьезная, но ангажированная" левая "Непсабадшаг" стали намекать на причастность к коррупционному скандалу президента РФ Д.А.Медведева, а "скучная" правая и проправительственная фидесистская "Мадьяр Немзет" - премьера В.В.Путина (публикация от 23 февраля). Дело подогрело награждение российским президентом в понедельник 21 февраля В.Вексельберга орденом "За заслуги перед Отечеством" 4-ой степени "за большой вклад в сохранение и популяризацию культурно-исторических ценностей России". В этих условиях в "Ведомостях" на следующий день (т. е. 22 февраля) после публикации "Продал России" было опубликовано интервью с вице-премьером Игорем Сечиным "Мы другая страна", из которого стало абсолютно ясно всем то, что так старалось скрывать с декабря прошлого года фидесистское правительство Виктора Орбана - конфликт в российско-венгерских отношениях есть. И его причина - судьба российских инвестиций в Венгрии, прежде всего "Сургутнефтегаза" в MOL. Венгерская биржа на заявление И.Сечина тотчас же ответила ростом котировок акций MOL.

* * *

"Дело Керки" - не единственный коррупционный скандал в Венгрии. На прошлой неделе получило продолжение громкое дело по организации казино в Шукоро. 23 февраля под домашним арестом оказался бывший заместитель бургомистра Будапешта социалист Миклош Хадьо. Он обвиняется в махинациях во время исполнения своих обязанностей в муниципалитете венгерской столицы с государственной компанией общественного транспорта BKV. В столичном суде идет дело бывшего ректора Военной академии Зриньи. Помимо него расследуются дела служащих министерства обороны Венгрии и высших офицеров венгерской армии. Идет т. н. "дело философов" - вопрос о злоупотреблениях с финансированием научных учреждений в системе Венгерской академии наук. В средствах массовой информации в связи с коррупционными делами все чаще звучит имя члена парламентской комиссии по конституционным делам юстиции и регламента депутата фидесиста Дюлы Будаи. Он стал играть роль своего рода правительственного и партийного "комиссара" и координатора идущей в стране кампании по борьбе с коррупцией.

Шума в Венгрии вокруг борьбы с коррупцией пока много. Однако возникает опасение, что при созданной в этой стране правовой системе, реальной независимости судий, сляпанные наскоро коррупционные дела при их доведении будут разваливаться в судах. Мы вовсе не хотим отрицать явление коррупции в Венгрии, в том числе, в правление социалистов. Она является фактом и имеет характерные для этой страны особенности. В частности, коррупция в Венгрии не определяет, как в России, характер взаимоотношений власти и частного предпринимательства. Она проявляется главным образом при распределении бюджетных средств, прежде всего - госзаказов. Однако, для правильного судебного завершения каждого коррупционного дела нужна сильная доказательная база. Даже признаний в вине обвиняемых недостаточно. В делах по коррупции нужны номера счетов, конкретная собственность, стоимость которой явно превышает суммы доходов обвиняемых и т. д. Здесь - слабое место в коррупционных скандалах, и, если дела не будут доводиться до суда или разваливаться в судах, то идущая в Венгрии антикоррупционная кампания имеет значение только, как средство партийной пропаганды правящего режима и не более того. Получается, что партии Фидес необходимо время от времени унижать своих политических противников, демонстрируя их обществу в наручниках и на поводке полицейского надзирателя.

В начале прошедшей недели стало известно, что государственные служащие Венгрии, работники налоговых органов, таможни и др., начали получать специальные извещения, уведомляющие их о том, что их служебная деятельность может стать предметом расследования спецслужб Венгрии. До этого санкцию тайной полиции на ведение следственных мероприятий в отношении граждан мог дать только суд. И для этого должны были быть веские основания. Теперь спецслужбы смогут осуществлять слежку по отношению к любому служащему без всякой санкции, без всяких причин и в любое возможное время. Показательно, что для начала подобной практики в Венгрии не потребовалось каких-либо изменений в законодательстве. Получивших уведомление особо смущает тот факт, что они должны расписаться под ними и отослать извещения обратно властям. У людей возникли тревога и сомнения. Нервозную атмосферу объясняют ставшие известными планы правительства по сокращению числа занятых в государственном и муниципальном аппаратах управлении. Что, если отказ от визирования означенной повестки, станет основанием для увольнения, - задают себе и окружающим вопрос получившие извещения.

Итак, маленький шажок в направлении полицейского государства в современной Венгрии сделан. И по русскому, теперь уже скоро 130-ти летнему опыту, мы знаем, что практика подобного рода отнюдь не способствует укреплению в стране законности и правопорядка. Скорее наоборот.