Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" (Баку) Эльханом Шахиноглу.

ИА REGNUM: После арабских стран волна протеста достигла и Ирана. Как вы думаете, может ли режим в Иране пасть?

Вообще-то всё с Ирана и началось. Все мы помним, как полтора года назад оппозиция в Иране опротестовала результаты президентских выборов. Лидеры так называемого оппозиционного "Зеленого движения" и главные оппоненты нынешнего президента Махмуда Ахмадинеджада Мир Гусейн Мусави и Мехти Керруби вывели на улицы десятки тысяч человек. Полиция и военизированные силы басидж отбили натиск оппозиции, были убитые и раненные. Сейчас в контексте мощного революционного движения в арабских странах, лидеры оппозиции Ирана по второму кругу начали призывать людей к демонстрациям. Но пока больших шансов на успех у них нет. Основная причина в том, что главный массив протестного электората Ирана - азербайджанцы - ещё не сказал своего слова.

ИА REGNUM: Так почему же южные азербайджанцы не поддерживают оппозицию?

То же самое спрашивают активные сторонники оппозиции на своих сайтах у южных азербайджанцев: "Почему, когда Мусеви призывает людей к акциям протеста, ярые противники режима азербайджанцы молчат и не выводят на улицы городов своих сторонников?"

Дело в том, что когда несколько дней тому назад сторонники оппозиции вышли на улицы Тегерана, в азербайджанских городах Ирана, в Тебризе, в Ардебиле и других действительно было спокойно. Но это отнюдь не означает, что азербайджанцы пассивны в своих требованиях к иранскому руководству. Например, после того как в Тегеране произошли столкновения, в Тебриз приехал президент Турции Абдулла Гюль. Так вот, в Тебризе его встретили выкриками на азербайджанском языке "Да здравствует Турция", "Да здравствует Турция-Азербайджан". Кортеж президента Турции не мог передвигаться по городу, так как огромные толпы людей то и дело останавливали машину, приветствуя Гюля. Никто в Тебризе не услышал выкриков типа "Да здравствует Турция-Иран", никто с Гюлем не разговаривал на фарси. Все это означает, что, несмотря на полицейский режим в Иране, южные азербайджанцы политически активны. А то, что азербайджанцы не поддерживают лидеров оппозиции Ирана, на то есть веские причины.

ИА REGNUM: О каких причинах идет речь?

Лидеры движений южных азербайджанцев не верят ни Мусави, ни Керруби. По мнению южных азербайджанцев, лидеры оппозиции Ирана ведут борьбу только за президентское кресло: после того, как они придут к власти, они забудут о демократических реформах, правах человека и найдут общий язык с духовным лидером страны Хаменеи. Этому есть примеры. Ведь в 1997 году, когда Мухаммед Хатами избирался президентом, он тоже позиционировал себя как реформатор. Но за все 8 лет своего президентства он ничем не запомнился, не сделал ни одного шага, который мог бы разгневать духовного лидера Ирана. Или возьмем нынешних лидеров оппозиции. Мусави был премьер-министром при покойном духовном лидере Хомейни и верно служил ему, а Керруби был спикером парламента, который тоже немало сделал для усиления нынешнего режима. Конечно возможно, что после перехода в оппозицию их взгляды изменились, но лидеры движений азербайджанцев мало верят этому. За все время избирательной президентской кампании Мусаеви ни разу не коснулся темы, какие права он обещает азербайджанцам. Несмотря на это, некоторые лидеры южных азербайджанцев хотели с ним встретиться. Но его офис в Тебризе наотрез отказался от встреч. После этого циркулировала информация, что те лидеры, которые хотели с ним встретиться, были арестованы. Кроме того, у азербайджанских активистов есть встречный вопрос к сторонникам Мусави и Керруби: "А когда мы выступали против режима в 2006 году, когда вывели на улицы десятки тысяч человек, протестуя против оскорбительной для азербайджанцев карикатуры в одном из тегеранских журналов, то почему вы молчали и почему молчите сейчас, когда в тюрьмах пытают азербайджанских активистов?". Так что не все так просто.

ИА REGNUM: Значит ли это, что южные азербайджанцы будут пассивно стоять в стороне, ожидая лучших времен?

Я так не думаю. Все основные революции и перемены в Иране были осуществлены за счет активности азербайджанцев, а плодами всегда пользовались другие. Возьмем, например последнюю исламскую революцию 1979 года. Сам покойный Хомейни утверждал, что не будь активности южных азербайджанцев и многолюдных митингов в Тебризе против шахского режима, революция не состоялась бы. Но ведь южные азербайджанцы, выходя на улицы, требовали прав и свобод не только для страны в целом, но и для себя. А эти обещания не были выполнены. Взамен были многочисленные аресты и пытки в тюрьмах. Так что на этот раз азербайджанцы решили действовать независимо от планов других. Но если лидеры "Зеленого движения" предложат руководителям азербайджанских движений общий план действий и план будущих реформ, включающий права и свободы для азербайджанцев, то не исключен вариант, когда и весь север Ирана подключится к митингам и протестному движению.