"Министр финансов выступил с традиционной для Минфина позицией, основанной на стремлении минимизировать дефицит бюджета, стерилизовать дополнительные доходы, урезать расходы", сообщила корреспонденту ИА REGNUM руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая, комментируя выступление министра финансов России Алексея Кудрина 18 февраля на Красноярском экономическом форуме.

Кудрин высказался против инновационной модели развития России, наставая на консервативном сценарии, считает Становая. "Недавно МЭР подготовило прогноз развития страны до 2030 года, выделив инновационный и консервативный (сырьевой) сценарии. Первый построен на идеологии Минэкономики - государство должно тратить больше, чем зарабатывает, увеличить ассигнования на здравоохранение и образование, мириться с дефицитным бюджетом ради ускорения роста и перехода от сырьевой к инновационной модели развития. Второй вариант предполагает импонирующую Минфину жесткую экономию, отказ государства от роли ключевого инвестора и прощание с дефицитом бюджета в 2016 году за счет пересмотра уже озвученных решений повышать пенсии любой ценой и перевооружить армию за астрономические 20 триллионов рублей", - пояснила политолог.

"Инновационный сценарий предполагает, что среднегодовой рост промышленного производства в период с 2011 по 2030 год составит 4,1%, при этом оборот розничной торговли будет увеличиваться в среднем на 4,8% в год. Необходимые для выполнения условий данного варианта уровень госинвестиций и параметры бюджета развития потребуют сохранения дефицита федерального бюджета в размере 2-3% ВВП в 2015-2025 гг., государственный долг после 2025 года превысит уровень 30% ВВП. Консервативный (энерго-сырьевой) сценарий рассматривает развитие экономики, опирающееся на использование конкурентных преимуществ России в сырьевом секторе. В сценарии не предполагается комплексная реализация всех инновационных возможностей экономики, но при этом упор делается на развитие инноваций, ориентированных на модернизацию сырьевого сектора и обеспечение обороноспособности", - пояснила Татьяна Становая. Кудрин, напомним, заявил, что инновационный сценарий "не имеет права на жизнь".

"Дефицит бюджета, безусловно, играет на усиление позиций Минфина, и Кудрин за многие годы доказал, что Владимир Путин, и будучи президентом, и будучи премьером, прислушивается в конечном счете именно к доводам финансового ведомства, - добавила эксперт. - Особенно учитывая, что, например, проблема наращивания социальных расходов, гораздо более политически важная для Путина, оказывалась за рамками спора между консерваторами и сторонниками стимулирования роста. В итоге вопросы развития и использования госинвестиций оказывались вторичными для премьера... Однако сейчас ситуация меняется, потому что теперь сам Путин демонстрирует интерес к моделям экономического роста. Поэтому, с одной стороны, сопротивление Минфина является классическим и во всех смыслах нормальным. Но, с другой стороны, запрос на новые стимулирующие модели роста значительно вырос. И этот запрос, судя по всему, получил уже политическую поддержку тандема, что выражено в создании 21 экспертной группы с участием наиболее авторитетных экономистов и экспертов страны".