Интервью ИА REGNUM депутата парламента Киргизии от фракции "Ата-Мекен" Равшана Джеенбекова.

ИА REGNUM: Чего добилась Киргизия за 2010 год?

В Киргизии впервые удалось установить новую систему правления. Она кардинально отличается от прежних режимов, которые существовали в республике в течение 20 лет. Мы более-менее смогли ввести демократические ценности. Раньше в стране все решал один человек, теперь есть силы, которые могут противостоять друг другу, таким образом, в стране появился какой-то политический баланс. Потом, мы все-таки в 2010 году смогли избавиться от того режима, который, по-нашему мнению, был неправильным для нашей страны. Но вместе с тем мы допустили достаточно серьезные ошибки, они видны и нам, и всему мировому сообществу. В первую очередь - это ошские события, в результате которых погибли тысячи наших граждан. Это черное пятно в нашей истории, в жизни нашей страны. К сожалению, в то время власть оказалась очень слабой, в какой-то мере некомпетентной, поэтому мы и допустили такую трагедию.

ИА REGNUM: Какова причина межнационального конфликта в Оше?

Я бы не стал обвинять только временное правительство. Конечно, есть и его вина. Но я больше бы винил старый режим. Эта проблема осталась от Советского Союза. Возможно, искусственно или по незнанию советский режим создал демографические проблемы в этом регионе. Второе - нерешенные социально-экономические проблемы, которые имеют место быть последние 20-30 лет. И ни одно правительство, ни один президент не смогли решить их. Возможно, у них не хватало ресурсов, может быть, интеллекта. Третье -конфликт между киргизами и узбеками появился не сегодня, он был и до. Наши прежние власти не делали из предыдущих столкновений никаких выводов, не были наказаны чиновники, которые допустили межнациональный конфликт еще в советское время и позже. Когда мы не делаем выводов, не анализируем и не устраняем причины возникновения противостояний, они, безусловно, повторяются. Надеюсь, новая власть сделает выводы, накажет виновных и поставит акцент на решении тех проблем, которые в этом регионе заморожены, особенно социально-экономические.

ИА REGNUM: Есть информация, что на то или иное место назначают руководить людей не по профессиональному признаку, а по партийной принадлежности. К примеру, директором "Кыргызалтына" стал человек, специализировавшийся ранее на фармацевтике. Почему так происходит?

Вы правы. Сферы влияния разделили три партии, входящие в коалиционное большинство. Оставшиеся две - в оппозиции, и они не имеют властных рычагов. В соответствии с конституцией они получают в парламенте комитет по бюджету и комитет по правопорядку; одну треть членов счетной палаты, треть членов центрально-избирательной комиссии и треть совета по отбору судей. Других портфелей для оппозиции нет. Но на счет трех партий, которые сегодня разделили портфели, как говорят, "распилили" все бизнес-структуры, государственные предприятия и политические должности, вы правы. Они в некоторых случаях назначают непрофессиональных людей. Я думаю, это неправильно, и я был одним из первых, кто поднял этот вопрос и высказался за то, что так нельзя. В конце 50-х годов, например, голландско-британская компания "Shell" столкнулась именно с такой проблемой. 60 процентов акций компании принадлежали голландской стороне, 40 - британской. И что удивительно, они тоже делили все должности внутри компании в соответствии с долей. И это привело к тому, что в конце 50-х годов у компании возникли серьезные проблемы с прибылью, управлением. И они как раз таки доказали на собственном примере, что нельзя делить должности по долям.

ИА REGNUM: Как распределяются доли в киргизском случае?

У нас три партии делят по долям, по 33%, всю государственную власть и государственные компании. Обычно, когда в других странах коалиционные партии делят власть, они делят только политические должности, то есть министерства. Они даже агентства, службы не делят. А у нас все распределяют, так как выгодно. Я абсолютно уверен, премьер-министр Алмазбек Атамбаев как глава правительства потеряет контроль. И премьер-министр должен выступить против такого распила. К сожалению, когда я встречался с премьером, он, наоборот, поддержал такую позицию и сказал, что делить все портфели правильно. Я ему в лицо заявил, что он неправ, премьер-министр должен быть премьер-министром и решать вопросы назначений в стране. Поэтому, я думаю, в ближайший месяц-два Алмаз Атамбаев потеряет контроль. Потому что те министры, назначенцы на госпредприятия подчиняться премьер-министру полностью не будут, а станут подчиняться только своим партиям, своим лидерам.

ИА REGNUM: Если произойдет кризис, чем это обернется для премьера, для коалиции?

Если премьер-министр почувствует, что теряет контроль, он попытается восстановить свои полномочия по назначению в государственных структурах. Но, я уверен, те фракции, которые уже сегодня ощутили силу, определенные ресурсы, не будут идти обратно, чтобы вновь бороться за портфели, которые они уже получили. Начнутся проблемы внутри коалиции, и, скорее всего, коалиция начнет разваливаться.

ИА REGNUM: К чему это приведет?

Попытка сформировать новую коалицию начнется заново. Я уверен, что если коалиция развалится, то новая коалиция будет создана быстро. Потому что сегодня депутаты и министры почувствовали вкус власти, и они просто так ее не отдадут. Второе - они вложили очень много ресурсов, и не хотели бы их потерять.

ИА REGNUM: Многие отмечают, что политическая элита не обновляется, насколько это так?

Я бы сказал наоборот. Если вы заметили, политическая элита начала меняться. Можете себе представить, сегодня во главе парламента сидит 43-летний бывший руководитель. Он достаточно опытный человек, но и достаточно молодой для спикерства. Первый вице-премьер-министр - 40-летний предприниматель и бывший вице-премьер-министр. Все политики новые. Да, они были во власти, но они молодые. Из старых у нас остается только Феликс Кулов, Омурбек Текебаев, Алмазбек Атамбаев. Остальные - те, кто показывают свои амбиции, или рвутся к власти, или находятся уже во власти.

ИА REGNUM: Чем они отличаются?

Они отличаются от старшего поколения политиков. Да, не кардинально, но все равно мышление 40-летних людей другое. Они более прагматичны.

Если Текебаев, Атамбаев и Кулов более идеалисты, то эти более прагматичны, они могут найти общий язык и с идеалистами, которые есть во власти, и с прагматиками.

ИА REGNUM: Во время выборов в парламент у партии "Ата-Мекен" не сложились отношения с Москвой и московскими влиятельными группами. Как сейчас обстоят дела? Как депутат от фракции "Ата-Мекен" я скажу, что, да, у нас были проблемы, но любой политик, любой член нашей партии понимает, что Киргизия без России не может существовать. И Киргизия многим обязана России как нашему основному внешнеполитическому и стратегическому партнеру, потому что государственность Киргизии в какой-то мере была обеспечена Россией. И то, что мы имеем сегодня такую страну как Киргизия, - это заслуга России. И мы все это понимаем. И говорить, что партия "Ата-Мекен" будет работать только с западными странами и Америкой, это, я думаю, ошибочно. Россия для нас есть и останется основным стратегическим партнером.

ИА REGNUM: Почему депутаты, как только начал работать парламент, стали обсуждать вопросы, которые не очень сильно волнуют большинство граждан и не требуют быстрого решения - создание молельных комнат и прочее?

Вы правы, парламент должен больше заниматься социально-экономическими проблемами, законотворчеством в этих областях. Но, к сожалению, парламент - большой организм, и управлять парламентом одному человеку или группе лиц очень тяжело. Поэтому иногда какие-то популистские предложения проходят, особенно те, которые касаются религии, привилегий, создания новых государственных организаций, потому что они интересны депутатам и группам парламента. Спикер должен стараться управлять парламентом и решать в первую очередь, чем должен заниматься Жогорку Кенеш в ближайшее время.

Мы должны больше заниматься решением социально-экономических проблем. Потому что сегодня экономика в Киргизии на грани развала, даже можно сказать, что развалена. Социальный сектор еле дышит. Бастуют врачи, учителя, возможно, скоро поднимутся милиционеры. И когда на фоне этих проблем мы начинаем заниматься вопросами молельных комнат в парламенте, это выглядит не совсем прилично.

ИА REGNUM: Количество депутатов увеличилось, и постепенно парламентарии начинают потреблять значительные ресурсы...

Наша партия всегда выступала за сокращение числа госслужащих и требует этого, нужно сократить хотя бы для начала на 20%. Мы - за оптимизацию государственных расходов. Сегодня, когда мы имеем дефицит бюджета официально около 18 млрд сомов, неофициально около 30 млрд сомов, не можем позволить себе увеличивать количество госслужащих даже на одного человека. К сожалению, мы в оппозиции и представляем в парламенте меньшинство. А большинство решает вопросы по-своему.

ИА REGNUM: Насколько парламентарии умеют находить между собой компромисс? Вы могли бы сложить со второй оппозиционной партией "Ар-Намыс" блок?

Мы ведем переговоры. "Ар-Намыс" и "Ата-Мекен" уже совместно разработали экономическую программу оппозиции, и она в ближайшее время будет опубликована в СМИ. И это будет альтернативным видением развития экономики нашей страны. Безусловно, этого недостаточно, потому что только экономической программой мы не можем решить проблемы. Параллельно нужно проводить реформы в судебно-правовой системе. Мы должны продолжать реформы в политике. Реформировать систему образования. Без этого экономическая программа ни одной партии, какой бы сильной она не была, не будет работать.

ИА REGNUM: До сих пор стоит вопрос национализации. Обсуждают судьбу "Мегакома", "Джеруя", иссыккульских пансионатов. Почему эта тема до сих пор или не завершена, или не выведена на открытую плоскость?

20-30 лет судебно-правовая система была полностью коррумпирована и служила одной семье, одному режиму. Поэтому сегодня, когда поднимается вопрос национализации, всегда будут подозрения к тем органам, которые затронули этот вопрос, то есть сделали ее правовое оформление. Общество сегодня не доверяет ни генеральной прокуратуре, ни милиции, ни службе национальной безопасности и даже парламенту. Одна из главных проблем новой власти - это вопрос доверия населения. И над этим необходимо работать. Поэтому когда встает вопрос национализации, возникает вопрос доверия. Общество не доверяет, парламент не доверяет генеральной прокуратуре. Поэтому вновь поднимается вопрос национализации.

Создана депутатская комиссия, членом которой я являюсь, и мы скоро начнем расследование по всем национализированным объектам. Сегодня официально национализированы около 30 объектов, хотя по нашей информации их около 90. Сотрудники правоохранительных органов за вознаграждения снимали со списка национализированных объектов и оставили 30. Хотя список был очень большой. Надеюсь, что депутатская комиссия разберется во всех этих проблемах.

ИА REGNUM: Собираются ли подвергнуть экспертизе еще и какие-то декреты временного правительства?

Депутаты постараются выяснить все проблемы, которые существовали последние 9 месяцев.

Как вы прокомментируете то, что в новый парламент прошли люди, которые достаточно тесно сотрудничали со свергнутым президентом Бакиевым и как так получилось?

Да, это факт. Но это не наша вина. Если эти люди пришли в парламент и во власть, значит, за ними есть определенный электорат. И они имеют определенную поддержку. И мы должны с ними считаться. Да, в какой-то мере это обидно, но мы не можем посадить в тюрьму и выгнать из страны всех бакиевских людей благодаря новой системе, которая у нас установилась. Не одна политическая сила не может сегодня доминировать, и нам всем, хотим мы этого или нет, приходится договариваться и терпеть. И это уже новая политическая культура в Киргизии. Это система сдержек и противовесов, потому что наши избиратели ни кому не отдали предпочтение, и всех поставили в одинаковые условия, чтобы мы могли одинаково влиять на политические процессы и чтобы мы могли договариваться и терпеть друг друга. Общество так решило и мы должны с этим считаться.

Справка:

Равшан Джеенбеков, 39 лет, киргиз. Родился в селе Арал, Таласской области Киргизии. В 1992 году закончил Кыргызский Национальный Университет г. Бишкек, в 1996 - ДипАкадемию МИД РФ, в 2008 - Школу управления Слоун, Массачусетского Технологического Института. Магистр юридических наук, магистр по международным отношениям, мастер бизнес-администрирования. Кандидат политических наук. В разные годы работал в МИДе, парламенте, правительстве. Возглавлял Государственный комитет по управлению госимуществом, был управляющим в Исламском Банке Развития в Киргизии. Заместитель председателя партии "Ата-Мекен" с 2007 года. Женат, имеет трех детей.