Самое скандальное событие на минувшей неделе - массовый выброс нефтепродуктов на побережье Балтийского моря. Более 100 километров побережья - от военно-морской базы Балтфлота до курортного Зеленоградска - были покрыты черным слоем мазута. Количество выброшенных нефтепродуктов, по разным источникам, отличалось с колоссальной разницей. От 317 кг - данные Калининградской специализированной морской инспекцией ("Интерфакс Северо-запад"), до 40 тонн - по подсчетам регионального экологического движения "Экозащита" ("Янтарный край"). По версии специалистов Спецморинспекции, источником загрязнения пляжей Калининградской области является затонувший китайский сухогруз "Фу Шанхай", на борту которого было 1,6 тонны горючего и около 66 тонн удобрений. По сведениям журнала "Морской флот", 31 мая 2003 года произошло столкновение "Фу Шанхая" с польским сухогрузом "Гдыня", работающим под кипрским флагом. На борту китайского судна прогремела серия взрывов, причиной которых, вероятно, стала химическая реакция соединения морской воды и удобрений. Никто из 27 членов команды не пострадал, но сухогруз пошёл ко дну и теперь покоится на глубине 65 метров - к северу от датского острова Борнхольм. Между тем, прибывший в область замминистра природных ресурсов РФ Максим Яковенко назвал эту версию "сомнительной". По словам М. Яковенко, 450 километров - расстояние достаточно большое для того, чтобы на калининградских пляжах смогло оказаться несколько сот килограммов загрязняющего вещества. Версия, что источником выброса нефтепродуктов стало разрабатываемое "ЛУКОЙЛом" месторождение "Д-6", также была официально опровергнута. "Проект "Д-6" прошел положенную государственную экологическую экспертизу, - заявил замминистра природных ресурсов. - Исследования собранных на побережье Куршского залива образцов, которое провела лаборатория Калининградского филиала и испытательного центра ЗАО "Петролеум-Аналистс", свидетельствуют о том, что нефтепродукт, содержащийся в представленном образце, можно отнести к мазутным фракциям. А их физико-химический состав позволяет утверждать, что это мазут не местного происхождения". ("КП"-Калининград"). Гендиректор "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" Юрий Каджоян в интервью газете "Жизнь-Калининград" заявил, что проект "Д-6" разрабатывался с учетом самых строгих экологических требований. "Мы учли все, вплоть, до изменений сейсмической обстановки, ледохода и гипотетического уничтожения платформы", - сказал Ю. Каджоян. Вместе с тем, гендиректор "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" признал, что риск загрязнения Балтики и в первую очередь заповедной Куршской косы, внесенной в списки мирового наследия ЮНЕСКО, существует только "в случае нештатной ситуации - предполагаемой аварии". Говоря о том, что региональные общественные экологические группы бьют тревогу по поводу возможного загрязнения Куршской косы, Ю. Каджоян посоветовал экозащитникам "собирать пластиковые бутылки по побережью - пользы будет больше".

Намечавшийся визит главы Минэкономразвития Германа Грефа в Калининград сорвался по невыясненным причинам. Накануне запланированного визита Г. Грефа администрация области сообщила, что главным вопросом совместного обсуждения Г. Грефа и В. Егорова должен быть стать ход подготовки Закона "Об Особой экономической зоны". Но за день до прилета министра информагентство "Каскад" со ссылкой на источник администрации области сообщило, что причина несостоявшегося визита Германа Грефа - болезнь министра. В пресс-службе Минэкономразвития опровергли эту версию. "Визит сорвался по технической причине, - сказал "Комсомолке в Калининграде" пресс-секретарь Грефа Константин Богданов. - Накануне прилета Герман Оскарович связывался с калининградским губернатором, но чьей именно инициативой был перенос визита на неопределенный срок, я не знаю". "Каскад" предполагает, что речь идет о "политической болезни" министра. Похоже, Минэкономразвития и областная администрация пока не сумели преодолеть имеющиеся разногласия, связанные с прохождением Закона "Об ОЭЗ". Не исключено, что Москве не понравилось решение Владимира Егорова создать администрацию ОЭЗ, которую возглавил не директор федерального государственного унитарного предприятия, как предполагали в ведомстве Грефа, а вице-губернатор Калининградской области Михаил Цикель.

Губернатор Калининградской области Владимир Егоров впервые официально высказался по поводу первых неудач, связанных с транзитом через Литву россиян по новым правилам. В интервью "Калининградской правде" глава области заявил, что "соседи не чинят нам искусственных препятствий - на несколько тысяч уже оформленных УТД-ЖД приходятся всего три отказа, причем однозначно мотивированных". По словам В. Егорова, конфликты на литовско-российской границе объясняются "гораздо проще": "Наши люди или вообще "ничего не знали", или не считали, что это серьезно, или надеялись, что "как-нибудь обойдется". Губернатор подчеркнул, что о том, что с 1 июля Литва вводит новые правила пересечения границы, знали все и знали давно. Калининградский губернатор считает, что только благодаря принципиальной позиции президента Владимира Путина, настойчивости его спецпредставителя Дмитрия Рогозина и кропотливой работе МИДа удалось добиться компромисса. Одновременно о "настойчивости" Д. Рогозина в решении калининградской проблеме резко высказался заместитель председателя Госдумы Владимир Жириновский, посетивший на прошлой неделе Калининградскую область. "То, что сделал Рогозин по калининградской проблеме, это унижает нас, - заявил В. Жириновский в интервью "Комсомольской правде-Калининград". - Моментально поехать в Калининград я не могу. Это унижение. Нужно было просто жестко поставить условия перед Литвой. Мы освобождали от немцев Прибалтику. А по сытому лицу Рогозина видно, что ему этого ничего не надо. Он сел в поезд, прокатился (Речь идет об "испытательной" поездке Д. Рогозина из Калининграда в Москву в первый день введения новых правил транзита в вагоне-СВ. - ИА REGNUM ). Потемкинский вариант: вот я проехал, проблем нет". Вместе с тем, Владимир Егоров спрогнозировал "новые сюрпризы", связанные с новыми правилами транзита через Литовскую республику: "Например, возникла необходимость срочного выезда, но за 28 часов до отхода поезда билеты на него уже не продаются. Или, скажем, приходится ехать старикам, инвалидам - теперь они обязаны лично приобретать билет, а некоторым идти в кассу затруднительно. Остро стоит пока и вопрос с проездом детей. Хотя постановление Правительства России № 361 от 23 июня о вклеивании фотографий детей в паспорта родителей существует, но нет внутриведомственного распоряжения, поэтому паспортно-визовые службы пока еще эту услугу не оказывают".

На прошлой неделе в Калининграде гостила делегация чиновников Нижегородской области во главе с губернатором Геннадием Ходыревым. "Нижегородцы приехали в Калининград, потому что после таких визитов товарооборот увеличивается в несколько раз, - заявил В. Ходырев на встрече с калининградским губернатором. - Вы находитесь в довольно льготной таможенной зоне, многих наших руководителей промышленных предприятий, независимо от формы бизнеса, заинтересовала эта деталь. Попробуем организовать совместные предприятия, а если не удастся, по крайней мере, будем покупать ту продукцию, которую вы сами производите, в том числе используя комплектующие из-за границы, в результате все получается дешевле и качество не хуже". ("Балтик Плюс"). В составе делегации нижегородцев - генеральный директор "Горьковского автозавода" Алексей Баранцев, генеральный директор ЗАО "Новые региональные самолеты" Виталий Мирошкин, представители дорожно-транспортного хозяйства, строители, рыбопереработчики. Как сообщает "Калининградская правда", согласно подписанному протоколу, руководство обеих областей обязуется оказать содействие созданию совместного производства, в котором одним партнером будет Калининградский авиационный ремонтный завод, другим - нижегородский авиазавод "Сокол", выпускающий мини-самолеты "Гжель". Если удастся наладить производства самолетных двигателей, воспользовавшись преимуществами Свободной экономической зоны, то экономисты прогнозируют удешевление стоимости самолетов "Гжель" на 20%.