Коррупция и операция в Москве: Венгрия за неделю
На прошлой неделе текущее состояние российско-венгерских отношений оказалось в фокусе политической борьбы в Венгрии.
17 января 2011 г. министр национального развития и по совместительству венгерский сопредседатель венгеро-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Томаш Феллеги совершил запланированный визит в Москву. Пресс-отдел министерства развития сообщил, что он провел переговоры с главой корпорации "
В связи с этим визитом член парламентской комиссии по иностранным делам социалист Вилмош Сабо сразу же подал запрос в министерство иностранных дел, на который 19 января ответил сам министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоньи. 20 января ответ был опубликован.
На этом дело не завершилось. В воскресенье 23 января ответственный за связи с общественностью представитель Венгерской социалистической партии (MSZP) Жолт Тёрёк сделал заявление корреспонденту ведущего венгерского информационного агентства MTI о неудовлетворительном состоянии венгеро-российских отношений при новом венгерском кабинете партии Фидес. В частности, он отметил тот факт, что при каждом новом визите в Москву министра национального развития Т.Феллеги принимают на все более низком правительственном уровне. Оппозиционный политик заявил буквально следующее: "Мы вовсе не ждем того, что господин министр привезет бочку бензина. Хотя можно уже и больше сделать для страны, чем вести безуспешные переговоры".
На следующий день 24 января Жолт Тёрёк от имени своей партии провел пресс конференцию. Отчет о ней опубликовала поддерживающая оппозицию влиятельная венгерская газета "Непсабадшаг". На означенном мероприятии социалисты задали прямой вопрос премьер-министру страны
В тот же день, т. е. 24 января, пресс-служба министерства национального развития Венгрии вынуждена была опровергнуть все эти обвинения со стороны оппозиции. С точки зрения Т.Феллеги, он был принят в Москве на достойном его ранга уровне. Ведь глава "Росатома" Сергей Кириенко является бывшим премьер-министром России. Что касается "украинского следа", то пресс-служба министерства национального развития признала тот факт, что помимо российской Т.Феллеги ведет дела в соответствующих венгеро-украинской и венгеро-китайской комиссиях. Однако во всех случаях "министр руководствуется венгерскими интересами в деле оживления восточных экономических связей, особенно в энергетической, транспортной, финансовой и торговой сферах сотрудничества".
Что же случилось на самом деле 17 января в Москве во время блиц-визита туда Т.Феллеги? Кто здесь прав: оппозиция или фидесистское правительство? Обратимся к имеющемуся у нас материалу конца прошлого года. 22 декабря в венгерском экономическом издании Napi Gazdaság было опубликовано интервью с министром национального развития Т.Феллеги. В нем, помимо прочего, министр коснулся и планов своей будущей поездки в Москву. Так, Т.Феллеги заявил, что в январе 2011 г. будет достигнуто соглашение с русскими относительно авиакомпании
Репликой на эти "русские сюжеты" интервью Т.Феллеги стала публикация 4 января 2011 г. в венгерской газете "Непсава" статьи под названием "Русские не сделают подарка венгерскому правительству". Эта публикация основывалась на мнениях ведущего венгерского эксперта по современной российской политике Золтана Биро. Последний предупредил, что нельзя ожидать прорыва на предстоящих в январе переговорах в Москве.
Итак, становится ясным, что венгерская сторона имела, по крайней мере, в конце декабря более широкие планы для январского визита министра национального развития Т.Феллеги в Москву. И планы эти, как теперь становится ясно, в основной своей части не осуществились. Российский сопредседатель венгеро-российской межправительственной комиссии, заместитель российского премьера
Спешность, с которой было подготовлено письмо венгерского посла в ИА REGNUM, объясняет его основной недостаток. В нем содержится известный дисбаланс между венгерскими пожеланиями и предоставляемые российской стороне возможностями. Ведь за основу был принят документ МИДа, адресованный оппозиции в Венгрии. Поясним это анализом текста письма венгерского посла.
Венгры хотят получить от России:
- надежные и постоянные поставки энергоресурсов;
- подключения к российским программам национального развития (проекты строительства и реконструкции жилищ, развитие аграрно-промышленного и продовольственного комплекса, сфера здравоохранения, строительство и оснащение лечебно-оздоровительных комплексов, поставка энергетического оборудования);
- сотрудничество в области высоких технологий, в том числе нанотехнологий, инфокоммуникаций;
- участие в региональных проектах развития, прежде всего по подготовке Олимпиады 2014 г. в Сочи;
- прямое сотрудничество с российскими регионами;
- участие в двухсторонних проектах модернизации;
- участие в двухстороннем культурном сотрудничестве;
В обмен венгры дают России:
- очередной конгресс финно-угорских народов, который состоится в Венгрии в 2012 г;
- в рамках ЕС способствуют переговорам по упрощению визового режима и введению всеобщего безвизового режима;
- в рамках ЕС способствуют вступлению России в ВТО;
- в рамках ЕС способствуют проведению саммитов ЕС-Россия;
- обещают перспективу сотрудничества со странами "Вышеградской четвёрки".
При подобном балансе видно, что текст явно адресован венгерскому читателю. Если бы письмо посла в ИА REGNUM на деле являлось посланием к россиянину, то все должно быть ровным счетом наоборот. Получается, что Венгрия предлагает России то, от чего у российской государственности болит голова (пункт 1). Предлагают то, что от венгров меньше всего зависит (пункты 2, 3, 4). Предлагают то, чего нет и неизвестно, когда будет (пункт 5). Но одновременно мы узнаем из письма посла, что Венгрия "сохраняет устремление на диверсификацию" энергетического импорта, на самом деле активно работает в этом направлении, сделав его одним из ключевых в своем председательстве в ЕС. Что никак не может приветствоваться нынешним российским руководством. Очевидно, что текст письма венгерского посла содержательно недоработан в его аппарате. В итоге получилось то, что называют в Венгрии "русской работой".
Дальше хотелось бы прокомментировать отдельные положения означенного письма. Прежде всего, показательна оценка венгерского МИДа переговоров на высшем уровне в Москве 30 ноября 2010 г.: "Они позволили чётко и искренне изложить взаимные позиции. Отрадно отметить, что это была возможность взаимно выслушать друг друга и быть услышанными". Хотелось бы спросить венгерскую сторону: стоило ли полгода перед этим готовить переговоры, чиновникам по несколько раз ездить в Москву и Будапешт, чтобы только потом премьерам 30 ноября "выслушать друг друга"?
Следующий интересный момент из письма господина чрезвычайного и полномочного посла Венгерской республики Иштвана Ийдярто: министерство иностранных дел Венгрии приводит как достижение в русско-венгерских отношениях уровень взаимных инвестиций: 2 млрд. долларов венгерской стороны в Россию и соответственно 3 млрд. российских в Венгрию. Хотелось бы спросить венгерского посла, учитывается ли в этом объеме 2 млрд. за пакет акций MOL "Сургутнефтегаза"? Если да, то не означает ли это, что уровень российских капиталовложений в Венгрию уменьшится на две трети после выкупа этих акций, на чем так настаивает венгерская сторона? Если же нет - и акции, принадлежащие российской корпорации, в этом объеме не учитываются, то почему тогда венгры упорно не признают законные права российских инвесторов? Ведь речь в конкретном случае "Сургутнефтегаза" не идет о контрольном пакете акций MOL! В любом случае очевидно, что имеющийся относительно низкий объем российских инвестиций связан с искусственным сдерживанием венграми русского капитала. Ему до сих пор не позволено занимать подобающее место в реальном секторе экономики и финансах Венгрии. Более того, правительство В.Орбана, придя к власти, начало настойчивую работу по его выдавливанию из страны.
Обращает на себя внимание то, что в письме венгерского посла дважды заходит речь о коррупционной составляющей, сопутствовавшей предшествующей стадии венгеро-российских отношений. Процитируем: "Там, где возникает подозрение насчёт коррупции или недобросовестного использования денежных средств, злоупотребления служебным положением, проводятся соответствующие расследования"; "мы не намерены брать на себя преемственность в вопросах, чреватых причастностью к коррупции или недобросовестному отношению". Очевидно, что речь идет о следственных делах в отношении венгерских должностных лиц, причастных к ведению дел с Россией в предшествующий период (2002-2010 гг.). Это серьезное обвинение, поскольку затрагивает оно и российскую сторону.
Теперь венгерскому МИДу предстоит прояснить: кому адресовано обвинение в коррупции? Идет ли попутно речь об ответственных лицах в российском государственном аппарате, или же о высшем менеджменте в российских корпорациях? Вопрос однозначно должен быть прояснен. В любом случае возникшее коррупционное дело, окажись оно выдумкой или реальностью, негативно отразится на текущем состоянии венгеро-российских отношений. Хотелось бы задать и такой вопрос: а не является ли дело о коррупции попыткой наказания нынешним венгерским правительством тех деятелей в своей стране, которые, с точки зрения известного глобального игрока, проводили излишне самостоятельную политику по отношении к России?
И, в заключение, об одном аспекте русской культурной политики Венгрии, о том, что говорится и не договаривается в письме господина чрезвычайного и полномочного посла Венгерской республики Иштвана Ийдярто в редакцию ИА REGNUM. Так, он утверждает, что венграм "взаимно полезным видится сотрудничество как с Институтом Европы
Для этого есть простое объяснение: Дюла Свак не устраивает нынешнее фидесистское руководство Венгрии из-за своих связей с Венгерской социалистической партией. Группа Д.Свака не нравится Фидес еще по одному существенному известному нам мотиву. Не будем его здесь называть, но мотив этот, вне сомнения, известен также осведомленным венгерским читателям. Отстранить Д.Свака от контроля над культурными отношениями с Россией фидесисты хотят постепенно, без резких движений и скандалов. В этом деле им должна помочь доктор исторических наук Л.Н.Шишелина -заведующая Отделом восточноевропейских исследований Института Европы РАН, профессор Российского государственного гуманитарного университета, профессор Университета им. Я. Кодолани. Л.Н.Шишелиной предстоит создать в России Ассоциацию исследователей Венгрии и взять под свой контроль в интересах Фидес всю текущую публичную информацию о Венгрии в России. О том, каким образом она может это делать, свидетельствует ее открытое письмо в редакцию ИА REGNUM от 12 января 2011 г. Теперь нам прояснились и конкретные интересы Л.Н.Шишелиной в Венгрии.
20 января министр иностранных дел Венгрии Я.Мартоньи объявил, что при Центре Восточной и Центральной Европы Высшей школы в Ниредьхазе (Восточная Венгрия) будет создан Информационный кабинет по развитию сотрудничества с Институтом Европы РАН по формуле V4+Россия (V4 - это давно умершая "Вышеградская группа", неформально объединявшая Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию до их вступления в ЕС. Примечательно, что "кабинет" этот Венгрия создаёт без согласования с коллегами). Очевидно, что означенная структура создается фидесистами под Л.Н.Шишелину. Правда, хотелось бы заранее предупредить их, что с таким "легионером", как Любовь Николаевна, матчи с ее участием для Венгрии будут завершаться со счетом ШЕСТЬ - НОЛЬ.
Далее фидесистам предстоит создать вокруг Ниредьхазы неконтролируемую Д.Сваком Ассоциацию венгерских русистов. Сделать это трудно. Ключевую роль в этом деле, по-видимому, должен сыграть Эрнё Кешкень. Он является заместителем Т.Феллеги в совместной венгеро-российской комиссии и осуществляет ее текущую деятельность. Э.Кешкень является секретарем венгерского министерства иностранных дел, в котором курирует вопросы отношений Венгрии с государствами
Редакция ИА REGNUM, приглашённая к дискуссии послом Венгрии в Москве, проявившим экстраординарную эпистолярную активность, с интересом будет ждать его реакции на изложенные выше факты и наблюдения. Или отсутствие таковой реакции. Что само по себе будет красноречивей и громогласней любых писем.