Артем Геворкян: ПРО Белоруссию: механизм конфликта Москвы и Минска
В середине августа 2010 года, помощник президента России
Российско-белорусский скандал, обильно подпитываемый обоюдными оскорбительными выпадами президентов России и Белоруссии, мгновенно набрал обороты. В течение сентября-октября государственные и окологосударственные российские и белорусские СМИ, включая телевидение, внесли незабываемую лепту в историю этого конфликта. Характерно, что о первопричине конфликта - несостоявшемся белорусском признании югоосетинского и абхазского суверенитетов, вошедшие в раж конфликтующие стороны забыли очень скоро.
Более весомого свидетельства в пользу надуманности исходной причины российско-белорусского конфликта и не требовалось. Кроме того, в ноябре 2010 года, в период активной фазы избирательной кампании в Белоруссии, градус российско-белорусского конфликта стал существенно снижаться, что никак не вписывается в логику принципиального политического противостояния.
Вряд ли будет неверным предположение, о том, что скандал, переросший в российско-белорусский конфликт, в большей степени нужен был
Пестуемый
20 ноября 2010 года, по итогам заседания Совета Россия-
Таким образом, в противовес путинскому региональному экономико-политическому проекту Таможенного союза, Дмитрий Медведев предложил Белоруссии участие в трансатлантической военно-политической инициативе. Распорядившись белорусской картой, Дмитрий Медведев, во-первых, создал для Александра Лукашенко пространство для маневра, что позволило белорусским властям полностью игнорировать протесты Запада, в отношение послевыборных событий 19 декабря 2010 года. Можно сказать, что в некоторой степени проблему собственной легитимации после бойни 19 декабря, Лукашенко переложил на Медведева, у которого нет иной альтернативы, кроме, как тащить Белоруссию в ЕВРОПРО. Во-вторых, участие в предложенной Медведевым военно-политической инициативе, оставляет за Лукашенко право рассчитывать на привычные ресурсные преференции и политическую поддержку.
Трансатлантический дрейф Белоруссии моментально заметили в Польше, где отрицательно восприняли публичное, под телекамеры, решение
Именно поляки стали "застрельщиками" антибелорусского демарша в Европе, по итогам которого, Лукашенко фактически было отказано в легитимации. Однако, довольно сдержанная реакция американцев на белорусские события и вмешательство в проект ЕВРОПРО Медведева, оставляют открытым вопрос: смогут ли поляки нейтрализовать неожиданного конкурента в деле строительства ЕВРОПРО или им (полякам) грозит перспектива жить под белорусским "зонтиком".
Российско-белорусская повестка после 20 ноября в Лиссабоне и 19 декабря в Минске, нуждается в кардинально новом осмыслении, несмотря на кажущиеся старыми и знакомыми политические декорации и фамилии участников действа. Пока есть ощущение, что, во-первых, касательно Белоруссии, Дмитрий Медведев, в определенной степени стал заложником изменчивой политической воли белорусского коллеги. Во-вторых, инициатива о конфигурировании общей (территориальной) системы ПРО, порождает, как минимум, два вопроса:
1. масштабы увеличение оборонных расходов, в том числе косвенных, направленных на поддержку Лукашенко,
2. противоречия между существующей оборонной доктриной государства и инициативой участия в строительстве ЕВРОПРО.
Ответы на вопросы прояснятся уже в ближайшее время.