21 января в Минске состоялось действо, ради которого не только последние месяцы, но и годы в Белоруссии кипели политические страсти. В этот день во Дворце республики состоялась инаугурация (так и хочется сказать коронация) вновь избранного президента Республики Беларусь. Очередные пять лет Белоруссия будет находиться под "государевой дланью" Александра Лукашенко.

Прошедшее коронационное действо нельзя было назвать полным триумфом нового старого президента. Ведь на нем демонстративно отказались присутствовать послы стран Евросоюза, которые накануне всем составом уехали из Минска в Вильнюс. Отсутствовал на инаугурации и посол США. И это неудивительно. Ведь представители западных государств всерьез рассчитывали увидеть на белорусском "престоле" совсем иную фигуру. Причем не просто с иной фамилией, а деятеля, который должен был самым радикальным образом изменить геополитическую ситуацию в регионе в пользу Запада с неизбежным разрушением Союзного государства, Таможенного союза, ОДКБ и последующим прекращением любых интеграционных процессов на постсоветском пространстве направленных на сближение и единение с Российской Федерацией.

И только абсолютно политически неискушенные люди (а таковых в республике оказалось все же не так уж и мало) могли принять за чистую монету разглагольствования Некляева и Санникова об их доброжелательном отношении к России.

В западных столицах, похоже, действительно полагали, что президентское кресло под Лукашенко может всерьез пошатнутся. Отсюда столь болезненная реакция Евросоюза и США на полицейскую операцию, проведенную властями против оппозиции вечером 19 декабря и требование провести в Белоруссии перевыборы президента. Понятно, что ничего подобного ждать от Лукашенко не приходится и Западу придется или принять новый президентский срок последнего, или начинать новую антилукашенковскую политическую игру, Но подобная игра Западу не внове.

А вот российской стороне крайне необходимо самым внимательным образом пересмотреть в значительной степени легковесное отношение к внутрибелорусским общественным процессам. В данном случае речь, конечно, идет не о каком-то политическом вмешательстве. Но разве можно считать нормальным то обстоятельство, когда из года в год снижается процент белорусских граждан, поддерживающих белорусско-российский Союз? А ведь никаких объективных причин для возникновения этой отрицательной тенденции не существует. Она целиком является производной от уже многолетней целенаправленно антироссийской "гуманитарной" работы, которая ведется в Белоруссии, в том числе и на самом высоком государственном уровне.

Вот только два весьма показательных примера. Как известно, в 2012 году будет отмечаться 200-летие Отечественной войны 1812 года. Для организации мероприятий по этому поводу в Белоруссии создана специальная правительственная комиссии, которую возглавил министр культуры Павел Латушко. Комиссия намерена предложить белорусской общественности отметить в будущем году не юбилей всенародной войны против иноземного нашествия, а всего лишь круглую дату русско-французской войны (определение Отечественная война предполагается исключить из официального употребления), во время которой "в рядах Великой армии Наполеона и армии императорской России сражались и гибли десятки тысяч наших соотечественников". Таким образом, налицо стремление внедрить в общественное сознание откровенно провокационный посыл о том, что для белорусского народа в 1812 году была не Отечественная война с вторгшимися завоевателями, а некая "гражданская война между белорусами", которые (если принимать подобные утверждения всерьез) ухитрялись бороться как с Наполеоном, так и против него.

21 января, после ритуала официального вступления Александра Лукашенко в должность президента, состоялся праздничный концерт. "Гвоздем" программы были польско-шляхетские танцевальные миниатюры, которые, надо полагать, должны были недвусмысленно показать, что государственные истоки современной Республики Беларусь лежат не где-нибудь, а в Речи Посполитой. И хотя нынешняя Польша буквально в штыки встретила итоги прошедших в Белоруссии президентских выборов, но, как видим, идеи "польщизны" (польскости), в первую очередь как отрицание русскости белорусов, прочно засели в головах идеологов белорусского президента.

И на это обстоятельство никак нельзя закрывать глаза. Конечно, в данный момент отношения с Западом испортились, и для дальнейшего продвижения интеграции с Российской Федерацией могут открыться дополнительные возможности. Однако ход белорусско-российских объединительных процессов не должен все-таки зависеть от умонастроений и расположения духа одного человека, пусть и самого высокопоставленного.

Поэтому пришло время самым серьезным образом отнестись к вопросам интеграции Белоруссии и России в гуманитарной области, к восстановлению национальной целостности белорусской и великорусской ветвей русского народа. Это чрезвычайно важная и непростая задача, ведь губительный процесс этнокультурного отчуждения белорусов и великороссов (запущенный еще большевиками) до сих пор так и не остановлен. Поэтому "коронация" главы белорусского государства, привычно блуждающего между Востоком и Западом, проводится на польско-шляхетский манер.