Зафар Гулиев: Азербайджан и Совет Европы: 10 лет игры в демократию
25 января исполняется 10 лет со дня принятия Азербайджана в
Рассмотрим ситуацию с юбиляром - Азербайджаном. Более 5 лет страна упорно добивалась вступления в эту авторитетную европейскую организацию и только весной 2000 года Совет Европы приступил к реализации плана принятия Азербайджана. В марте 2000 года Азербайджан подписал большой пакет обязательств как условие для его принятия в СЕ. В требованиях СЕ особое внимание уделялось предстоящим в ноябре 2000 года парламентским выборам. Повышенный интерес к выборам был обусловлен как соображениями развития демократии, так и обеспечением правовых механизмов преемственности власти и сохранения прозападного курса страны. Таким образом, парламентские выборы 2000 года имели тестовый характер для Азербайджана.
Отличительной чертой периода подготовки и проведения этих парламентских выборов явилась очень активная роль западных наблюдателей и то, что основные субъекты данного процесса (власть и оппозиция) старались максимально усилить свои позиции и политические аргументы в контексте обсуждения вопроса о принятии Азербайджана в СЕ. В апреле 2000 года СЕ отложил принятие, увязав это с необходимостью либерализации избирательного законодательства. Но президент
Сразу после завершения в Азербайджане парламентских выборов в Страсбурге состоялось заседание Комитета министров Совета Европы на уровне послов, где обсуждался вопрос вступления Азербайджана и Армении в СЕ. Были заслушаны доклады руководителя международной миссии наблюдателей от Парламентской ассамблеи СЕ
Азербайджан обязали в течение месяца - ко дню торжественной церемонии принятия страны в СЕ - представить доклад, отвечающий на критику международной группы наблюдателей в связи с допущенными нарушениями на парламентских выборах и исправлением выявленных фальсификаций. Было заявлено, что если к указанному времени все проблемы будут успешно решены, двери в СЕ откроются для Азербайджана.
Несомненно, что СЕ в ходе мониторинга собрал достаточный материал для доказательства того, что Азербайджан не выдержал тест на демократические выборы. И предоставленный шансовый месяц ничего по существу изменить не мог. Тем не менее, как это уже не раз бывало ранее и многократно повторялось впоследствии, Запад "закрыл глаза" на недемократичные выборы и принял Азербайджан в свои ряды. Эмиссары СЕ в основном пытались уговорить властные структуры и оппозицию пойти на взаимные компромиссы: первым внушали необходимость повышения квоты оппозиции в Милли Меджлисе, вторым рекомендовали пойти на повторные выборы и участвовать в работе парламента. В итоге часть оппозиции решила участвовать в работе парламента. К этому времени уже никто не сомневался в положительном вердикте Совета Европы. Так и произошло.
Значение приема Азербайджана в Совет Европы трудно переоценить. Для республики и ее граждан открывались большие перспективы во многих областях европейского сотрудничества. Безусловно, членство в СЕ было также важно с точки зрения развития демократии в Азербайджане и решения многих проблем страны. Но решение СЕ о принятии Азербайджана сразу после скандальных выборов выглядело как награда власти за фальсификацию и потому вызвало в обществе массу недоуменных вопросов. Ведь Азербайджан был принят по итогам странной игры в демократию вокруг недемократичных парламентских выборов. Показательно, что СЕ вынес положительный вердикт после того как убедился в нежелании Г.Алиева выполнить рекомендации по демократизации выборного процесса. Президент провел выборы по своему сценарию и добился принятия страны в СЕ. Возможно, обе стороны этой странной игрой в демократию камуфлировали прагматические мотивы: президент с авторитарным "талмудом" входит в СЕ, но в обмен предоставляет Западу иные (геополитические и энергетические) компенсации. В этой игре Г.Алиева вряд ли можно упрекнуть в непоследовательности, а вот Запад озадачил своей беспринципностью. И, несмотря на радость от принятия страны в высшее европейское сообщество, многие тогда в Баку пытались найти ответ на вопрос: почему СЕ, забыв свои же требования, пошел на явные уступки? Такое странное поведение пытались объяснить в рамках двух версий:
* одни полагали, что геополитические реалии и реальная угроза "события Х" (в связи с нарастающей болезнью Гейдара Алиева) побуждают СЕ поскорее интегрировать Азербайджан в свою структуру, чтобы закрепить прозападный курс страны и иметь возможность для активного влияния на развитие ситуации;
* другие считали, что авансовым кредитом доверия, Совет Европы стремится стимулировать движение Азербайджана в прозападном и демократическом направлении и ускорить реализацию желаемых преобразований в стране.
Так или иначе, но Азербайджан через 10 лет после обретения государственной независимости - 25 января 2001 года - стал полноправным членом Совета Европы. С тех пор также прошло 10 лет. Срок немалый для подведения итогов.
В момент вступления страны в СЕ в азербайджанском обществе преобладали оптимистические ожидания. Многие полагали, что под неусыпным мониторинговым контролем Европы и перманентно усиливающимся с ее стороны политическим давлением азербайджанское общество в короткий срок трансформируется в демократическое. За прошедшие 10 лет СЕ на самом деле добился только того, что в Азербайджане в сугубо имитационном ключе произошли некоторые реформы, свидетельствующие о формальной либерализации общества. Достигнут определенный прогресс в решении проблемы политических заключенных. В стране уже который год функционирует институт омбудсмена. С осени 2005 года наконец-то начало свою работу Общественное телевидение. Были также пересмотрены (не всегда в лучшую сторону) многие положения Избирательного кодекса и осуществлены некоторые корректировки в ряде законодательных актов. Все эти новации, невзирая на их формальный и имитационный характер, тем не менее, можно условно отнести к позитивам многолетнего сотрудничества Совета Европы с руководством Азербайджана.
Вместе с тем немалая часть требований СЕ (и обязательств Азербайджана), сформулированных 10 лет назад, так и остались на бумаге. Более того, в последние годы в Азербайджане наблюдается явный откат даже от тех мизерных демократических завоеваний, которые были достигнуты ранее. Таким образом, можно констатировать "провал" продекларированного официальными лицами СЕ курса на демократизацию Азербайджана. В то же время, необходимо признать "успех" стратегии руководства страны по защите собственных авторитарных позиций и саботированию целого ряда своих обязательств перед СЕ. Как бы то ни было, но итог всех этих имитационных игр в том, что Азербайджан за последние годы не только не стал ближе к демократии, но ещё более удалился от неё.
На сегодня всё ещё остается нерешенной до конца проблема с политзаключенными и более того - действующая система власти перманентно продолжает практику преследования лиц по политическим мотивам. Функционирование института омбудсмена протекает в теневом режиме "защиты интересов власти" и практически не оказывает заметного влияния на либерализацию азербайджанского общества. Наиболее наглядно имитационность проявилась в трансформировании национального телевидения в общественное. Формально телеканал уже давно работает, но его вряд ли можно назвать независимым, плюралистическим и открытым для всего общества: он по-прежнему обслуживает интересы правящей элиты и потому проблематично рассчитывать на реализацию позитивной его миссии. Таким образом, и в этой сфере ожидания общества были девальвированы: причем СЕ предпочел "закрыть глаза" на этот нонсенс, как до этого не замечал другие. В стране уже который год действует негласный запрет (даже в период проведения выборов) на свободу собраний, манифестаций, митингов и т.д. Продолжается, к тому же, в нарастающем ключе, политика ограничения свободы слова и преследования журналистов. Который год откладывает принятие закона "О диффамации". Нет ощутимых подвижек в процессе мирного урегулирования карабахской проблемы. Что же касается выборной демократии, то с переходом Азербайджана к системе абсолютно формальных советских выборов, эта тема уже почти снята с повестки дня СЕ.
Кстати, все указанные негативные тенденции Совет Европы в прежние годы формально фиксировал в своих отчетах, осуществлял периодически мониторинги и официальные обсуждения по ситуации в нашей стране, подвергал руководство Азербайджана дежурной критике и давал конкретные рекомендации по устранению имеющихся проблем. Правда, толку от этой мониторинговой активности, дежурной критики и пустых рекомендаций было не очень много. Ведь руководство Азербайджана, по сложившейся традиции, очень часто ограничивалось имитационными шагами или просто "игнорировало" рекомендации Совета Европы и продолжало свою недемократическую практику. Тем не менее, были редкие примеры (амнистия политзаключенных, реформы избирательного кодекса, блокирование поправок в закон об НПО и т.д.), когда Совет Европы проявлял настойчивость и "принуждал" власти Азербайджана к осуществлению каких-то новаций или к отказу от определенных шагов. Эти редкие примеры лишь подтверждают горькую истину, что "провал" курса демократизации Азербайджана обусловлен не столько тем, что Совет Европы и официальные круги Запада не могут влиять на ход развития процессов в нашей стране, сколько тем, что они в этом пока серьезно не заинтересованы.
В подтверждение этих слов можно вспомнить грустное откровение самих представителей СЕ. Так, А. Херкель ранее откровенно признал провал миссии СЕ по демократизации Азербайджана и объяснил это негативным влиянием нефтяного фактора на поведение некоторых европейских политиков, что и "фальсифицирует" процесс демократизации в этой стране. Он открыто указал, что некоторые западные государства и их эмиссары испытывают зависимость от таких нефтедобывающих стран как Азербайджан и, если такая ситуация не будет своевременно "исправлена", то такое поведение может "разрушить" идеалы и принципы демократического бытия европейского сообщества. Другими словами, он констатировал факт тайного и небескорыстного сотрудничества недемократичного азербайджанского режима с некоторыми западными государствами и международными организациями, в ущерб, конечно же, самой демократии.
Таким образом, за 10 лет членства в СЕ Азербайджан, если и совершил продвижение, то лишь в сторону квазидемократии. Так что, СЕ может "заслуженно гордиться" тем, что азербайджанская нефтекратия вносит заметный компрометирующий штрих в ее демократический имидж. За время членства Азербайджана в СЕ произошли существенные изменения и в настрое азербайджанцев: если раньше многие очень рассчитывали на демократическую последовательность Европы, то теперь осознали иллюзорность прежних завышенных прозападных ожиданий. Примечательно, что в последние годы СЕ, по сути, заметно ограничил свою формальную активность и словно отказался даже от имитационной игры в "защиту демократии в Азербайджане". По мере роста в последние годы геополитической и энерготранзитной значимости Азербайджана, вопросы демократизации этой страны фактически полностью выпали из повестки дня СЕ. Всё реже проходят мониторинги и официальные обсуждения по ситуации в нашей стране, все меньше должного внимания к проблемам либерализации Азербайджана. Многие негативы СЕ предпочитает просто не замечать или забыть: полную дискредитацию выборов, пожизненное президентство, репрессии против СМИ и оппозиции, томящихся в тюрьмах журналистов и политзаключенных, систематические нарушения прав граждан и т.д. Критический прессинг в адрес руководства страны большей частью носит дежурный характер, но даже в те редкие периоды, когда залпы критики внезапно усиливаются, они мотивируются не столько заботой о судьбе демократии в Азербайджане, сколько тщательно завуалированными геополитическими и энергетическими соображениями.
Приходится с сожалением констатировать, что негативное влияние нефтяной геополитики на процессы либерализации Азербайджана и на демократическую миссию ЕС все более возрастает. До недавнего времени "нефтяной фактор" оказывал как бы "рикошетное" воздействие на процессы демократизации Азербайджана - влиял в закулисной и "незримой форме". Теперь же, в условиях новой энергетической стратегии, наступила эпоха однозначного и открытого "давления" этого фактора (нефтяной геополитики и нарастающего потока нефтедолларов) на все стороны жизни не только самого Азербайджана, но и на наши взаимоотношения с Западом (СЕ, ЕС,
Конечно же, сегодня на кону иные ставки, обусловленные энергетической безопасностью Европы, острой конкуренцией Запада и России, а также возросшей географической, нефтегазовой и транзитной значимостью Азербайджана. Выполняя волю своих правительств, структуры СЕ, видимо, реализуют негласную геополитическую установку на сохранение в Азербайджане действующей системы власти, служащей оплотом реализации конъюнктурных интересов Запада и гарантом удержания страны в подневольно стабильном состоянии. Понятно, прагматичный мир больше нуждается не в процветающем и демократическом, а в стабильном и функционально послушном Азербайджане. Проблемы же демократизации Азербайджана, как и других стран СНГ, мало кого интересуют в СЕ и могут опять подождать. Возможно, до следующего юбилея.