В азербайджанском обществе не ощущается необходимости в "выдавливании" у официальной Москвы извинений за устроенную Кремлем бойню 20 января 1990 года. Здесь понимают, что Москва 1990 года и Москва последующих лет - это разные столицы. Тогда расстреливать своих собственных граждан в столицу Азербайджана бросила войска не Российская Федерация и не дружественный азербайджанцам русский народ, а прогнившее советское руководство во главе с Михаила Горбачевым, руки которого обагрены кровью алматинцев (1986), тбилисцев (1989), бакинцев (1990), вильнюсцев (1991). Что касается России, в Азербайджане понимают, что она не может нести ответственность за преступления режима Политбюро и советских руководителей, не гнушавшихся расстрелом своего народа ради сохранения власти. Для Азербайджана вполне достаточно, что руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин возлагает венок к мемориалу "Вечный огонь" в центре города в память о жертвах январской трагедии 1990 года. Этот мужественный шаг символизирует осуждение официальной Москвой действий Кремля в 1990 г. и соболезнование азербайджанскому народу.

В конце 1989 года КГБ СССР было поручено подготовить необходимые условия для отмены предстоящих весной 1990 года выборов в Верховный Совет Азербайджанской ССР, в ходе которых ожидалась почти стопроцентная победа Народного Фронта Азербайджана (НФА) во всех избирательных округах. НФА не скрывал, что первым декретом станет объявление о восстановлении государственной независимости, что стало бы самым первым актом выхода союзной республики из состава СССР, опережающим даже прибалтийские республики. С этой целью в ведомстве Крючкова была начата работа по созданию соответствующей атмосферы для оправдания последующего ввода войск и отмены выборов. Обстановка в Азербайджане стала искусственно накаляться, что работало против НФА, стремившегося поддерживать спокойствие перед выборами, и на руку практически развалившейся Советской власти.

13-14 января в столице Азербайджана неизвестными была организована наигнуснейшая провокация - массы азербайджанских беженцев из Армении были вновь, как и два года до этого в Сумгаите, направлены против горожан армянской национальности, в ходе чего погибли десятки людей. 20-тысячный контингент внутренних войск СССР в течение недели, спокойно наблюдая за происходившим, не вмешивался в беспорядки, в то время как спасением и эвакуацией жителей армянской национальности и успокоением толпы погромщиков занялись активисты НФА. В ночь с 19 на 20 января, т.е. через неделю после прекращения погромов, когда о них практически все уже забыли, в Баку неожиданно были введены советские войска, которые расстреливали всех на своем пути, включая любопытных озирателей из окон многоэтажек. Погибли 132 человека, в том числе женщин, детей, стариков, людей разных национальностей и возрастов. Формальным поводом для ввода армии было "предотвращение погромов и спасение жизни советских граждан" - тезис, подхваченный позднее армянской государственной пропагандой. Ни одна жизнь не была спасена, зато ради отмены выборов в Верховный Совет Азербайджанской ССР та же "армия-спасительница" не остановилaсь перед убийством 132 мирных бакинцев - таких же советских граждан, не имевших ничего общего с политикой.