Об основных политических трендах 2010 года в Центральной Азии корреспондент ИА REGNUM побеседовал с руководителем Евразийской медиа-группы, доктором политических наук Вартаном Тоганяном.

ИА REGNUM: Г-н Тоганян, 2010 год выдался для региона весьма насыщенным. Обрисуйте основные тенденции, которые, по вашему мнению, несли системный характер и получат продолжение в наступающем году...

В 2010 году Центральная Азия продолжала оставаться плацдармом столкновения интересов крупнейших геополитических игроков - России, США, Китая. Однако произошло весьма существенное изменение их приоритетов и, как следствие - видоизменение составляющих баланса сил в регионе. Внимание США и Европейского союза в прошедшем году оттянули на себя ближневосточные проблемы, а также усилия по восстановлению собственных экономик после глобального финансового кризиса. В связи с этим у России появился шанс и новые возможности для маневра на постсоветском пространстве. Китай, традиционно дистанцирующийся от обвинений в попытках закрепления политического влияния в этом регионе, продолжал достигать своих приоритетов путем наращивания экономического присутствия в Центральной Азии. Что касается пяти центрально-азиатских республик - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, - то для них 2010 мог бы вполне стать годом открывающихся возможностей, однако далеко не все они смогли этим воспользоваться.

ИА REGNUM: Раскройте последнюю мысль...

Киргизия, последние годы сохранявшая хрупкое политическое равновесие между различными силами, в 2010 сорвалась в пропасть гражданского и межнационального конфликтов. Свержение Курманбека Бакиева и киргизо-узбекская бойня в Оше продемонстрировали паралич властных структур в республике, также неспособность политических сил страны к компромиссу и принятию волевых действенных решений.

Для Узбекистана 2010 год ознаменовался, по традиции, лавированием между интересами США и России, а также попытками президента Ислама Каримова перестроить политическую систему - из президентской в президентско-парламентскую. В Узбекистане понимают необходимость перекраивания сложившейся структуры власти, что обусловлено меняющимися реалиями, однако вопрос своевременности этих мер остается острым.

Казахстан, напротив, вовремя открывший себя для внешнего воздействия, в 2010 начал пожинать плоды такой политики. Саммит ОБСЕ в Астане, впервые прошедший в постсоветском государстве, хоть и не стал точкой преодоления глубокого внутреннего кризиса организации, но для Казахстана стал моментом политического триумфа, к которому власти страны шли долгие годы.

Таджикистан в 2010 году столкнулся с мощной радикализацией общества и был вынужден поспешно принимать меры против этих проявлений. В ситуации, когда крупные региональные игроки дистанцируются от его проблем, Душанбе фактически оказался один на один с неконтролируемым ростом радикальных сил и давлением маргинальных режимов. Наслаивание этих факторов на внутриполитические, межнациональные и социальные проблемы может в ближайшем будущем вызвать в Таджикистане элементы дестабилизации.

ИА REGNUM: Сложилось впечатление, что поступательное укрепление своих международных позиций зафиксировал Туркменистан. Насколько верна такая оценка?

Действительно, Туркменистан относительно эффективно использовал открывшиеся возможности. С другой стороны, состояние этой страны необходимо оценивать с учетом той стартовой базы, с которой начал свое правление Бердымухамедов. А она была крайне низкая. Запустив газопроводы Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай и Туркмения-Иран, заложив основу для другого крупного международного проекта - нового газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, Ашхабад, тем самым, диверсифицировал экспортные потоки. Более того, он объявил о возможности снабжать газом и Европу. Таким образом, проект диверсификации внешней экономической политики Туркменистана обрел конкретные очертания. За очень короткий период времени Бердымухамедов заложил основы для превращения своей страны в регионального лидера. Отсутствие внутренних проблем, которые могли бы спровоцировать дестабилизацию в этой стране, а также инновационный поход к общественному обустройству. Учитывая молодой возраст Бердымухамедова, можно сказать, что при сохранении такой динамики Туркмения в ближайшие десятилетия станет основным игроком в регионе.