Кто бы что ни пытался утверждать, но отношения с Российской Федерацией и будущее белорусско-российского Союза является одной из главных (а может и самой главной) тем нынешней президентской кампании в Белоруссии. Каждый из участвующих в гонке кандидатов в президенты в своих предвыборных выступлениях неизменно затрагивает белорусско-российскую проблематику.

Но если такой соискатель президентского кресла, как заместитель председателя националистического Белорусского народного фронта Григорий Костусев, открыто призывает Республику Беларусь выйти из Таможенного союза, Союзного государства и других интеграционных объединений на постсоветском пространстве и тем самым "порвать цепи, привязывающие Беларусь к Кремлю", а также лишить русский язык государственного статуса, то такой прозападный деятель, как Андрей Санников, пытается скрывать свое далеко не дружественное отношение к России, белорусско-российскому союзу и русскому языку.

Если до начала избирательной кампании Санников, предъявляя претензии на роль верховного вождя всей антироссийской оппозиции, при всяком удобном случае вменял России некие "имперские амбиции", то сейчас он прикусил язык на этот счет. Обратимся, к примеру, к официально опубликованной предвыборной программе Андрея Санникова. В ней мы не найдем явных антироссийских выпадов в стиле "а-ля БНФ", но зато сей документ полон взаимоисключающих посылов, которые при ближайшем рассмотрении есть не что иное, как прикрытие антироссийской и антирусской сути г-на Санникова.

Взять хотя бы раздел "Выбор Беларуси: Европейский союз и партнерство с Россией", первая же строка которого гласит: "наша цель - вступление в Европейский союз". При этом Санников заявляет о намерении (в случае своего прихода к власти) втянуть Белоруссию в Евросоюз в течение 5-7 лет. А спустя два абзаца речь уже идет о чем-то прямо противоположном: " Россия - не только наш великий сосед, но и главный союзник, надежный партнер".

При чтении данной программы может сложиться впечатление, что Санников страдает таким серьезным недугом, как раздвоение сознания. Действительно, ведь нельзя же одновременно быть союзником Российской Федерации и состоять в конкурирующем с Россией Евросоюзе. Ну а так как Андрей Санников все же производит впечатление вполне здорового человека, то выходит, что этот господин в условиях растущей обеспокоенности сограждан нынешним уровнем белорусско-российских отношений довольно цинично использует союзную риторику для маскировки антироссийских целей.

Важно заметить, что программа Санникова имеет не только антироссийскую, но и антибелорусскую направленность. Ведь окончательный отрыв Белоруссии от России (а что в первую очередь может означать членство РБ в ЕС, как не это?) - это не только геополитическое предательство, но и выламывание Белой Руси из материнской общерусской (восточнославянской) цивилизации.

Республика Беларусь и Российская Федерация на официальном уровне могут спорить, конфликтовать и даже ругаться между собой, но слова о том, что "белорусы и русские - единый народ" и "наша Россия" - это не пустые звуки для народа Белой Руси. Белоруссия и Россия - это один Русский мир, но вот как раз этого в силу разных причин не дано понять таким политическим персонажам, как Санников. Кстати, этот якобы пророссийский кандидат (вообще непонятно, откуда взялся это фальшивый посыл) все свои предвыборные мероприятия проводит под синим флагом Евросоюза, а отнюдь не с использованием российского триколора.

Помимо этого Санников собирается еще упразднить и государственность русского языка и тем самым лишить белорусов их исконной причастности к русской культуре. Об этом он неоднократно и публично заявлял, но включившись в президентскую гонку, стал явно темнить. Свою предвыборную агитацию Санников стал вести в основном по-русски, а в программе записал некую туманную формулировку: "Мы вернем нации самоуважение. Наши символы - флаг, герб, язык - должны занять подобающее место в нашей жизни".

О каких же "наших символах" так печется А.Санников? Ничего нового. Речь идет о "бело-красно-белых" эмблемах полицаев-коллаборационистов времен фашистской оккупации, которые уже побывали в качестве государственной символики Республики Беларусь после развала СССР, когда у власти в Белоруссии находились деятели, не скрывавшие своей симпатии к гитлеровским приспешникам.

Зачем же бывшему комсомольскому активисту и воспитаннику советской дипломатической школы вытаскивать на государственный уровень эти запятнанные кровью, в том числе и узников минского гетто, коллаборационистские знаки? Но "ларчик открывается просто". Появление в Белоруссии "бело-красно-белой" символики в качестве государственной должно стать сигналом Западу, что Республика Беларусь в политическом смысле окончательно оторвана от России и что можно без оглядки проводить цивилизационную ломку белорусского общества.

При этом Санников не просто жаждет власти, но намерен (в случае, если все-таки сумеет заполучить ее) поставить под сомнение все интеграционные проекты на постсоветском пространстве: Союзное государство, Таможенный союз, ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС, да и само СНГ.

Из всех так называемых альтернативных кандидатов только экономист Виктор Терещенко открыто выступает за дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией и незыблемость государственного двуязычия в Белоруссии: "Ещё на референдуме в мае 1995 года языковой вопрос был решён в нашей республике самым демократическим образом. Белорусский народ однозначно высказал мнение о том, что в стране должно быть два государственных языка - белорусский и русский, и я не имею никакого права ставить под сомнение волю нашего народа. Что касается отношений с братской нам Великой Россией, то для меня является самой значимой ценностью белорусско-российский союз. Я убеждён, что Беларуси для современного развития и процветания необходим реально действующий стратегический Союз с Россией сегодня, завтра и на века" (www.tereshchenko.org 26.11. 2010 г.)

Конечно, Терещенко не так "раскручен", как некоторые из его нынешних конкурентов, десятилетиями играющих в оппозицию. Но все-таки его не стоит упускать из виду. Терещенко при сборе подписей уже поддержало более ста тысяч белорусских граждан, а 19 декабря (день выборов) ни политика, ни история не заканчиваются.