Строительство жилья

"Частного инвестора нужно сохранить, но в сфере уникального строительства, считает Москвин-Тарханов", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 29 ноября, ссылаясь на слова председателя комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова. ""Нужно строить за бюджетные деньги и на привлеченные средства москвичей по социальным программам, например, по рассрочке или ипотеке", - сказал Москвин-Тарханов на заседании комиссии по государственной собственности и землепользованию в понедельник. По его словам, в случае строительства жилья инвесторами порядка 60% площадей по закону отдаются им, и инвесторы выносят их на "открытый рынок". "В связи с этим большая часть выставляемых на открытый рынок площадей приобретается не москвичами", - добавил депутат. Он сообщил, что в результате в столице появляются новые люди, которых нужно обеспечить необходимой социальной инфраструктурой, а решение жилищной проблемы тормозится".

Коммерческая недвижимость

"Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) в ходе проверки выявил 68 самовольно возведенных объектов, расположенных вблизи станций метрополитена, крупных транспортно-пересадочных узлов и автомагистралей. В основном это магазины и торговые павильоны", пишут "Известия" в номере от 25 ноября. "Проверку Мосгосстройнадзора инициировал мэр Москвы Сергей Собянин "в связи с неудовлетворительной транспортной ситуацией"... В ходе проверки Мосгосстройнадзора выяснилось, что в Южном административном округе расположено 18 самовольно возведенных строений, в Центральном и Юго-Восточном административных округах - по 11, в Восточном - 7, в Западном и Северо-Западном - по 6, в Юго-Западном - 5, в Северном - 3 и в Северо-Восточном - 1", уточняет газета. "Префектуры о части самостроев знали. По 24 объектам еще до проверки были поданы иски в суд. Часть исков была удовлетворена. В настоящее время в Юго-Западном, Западном и Восточном административных округах производится снос четырех самостроев. По вновь обнаруженным магазинам и палаткам префектуры готовят материалы для подачи исков о сносе в суды".

"Вокруг строительства гостиницы в Малом Козихинском переулке, 11, накаляются страсти", констатирует "Российская газета" в номере от 29 ноября. "Напомним, конфликт разгорелся из-за шестиэтажного апартотеля (площадью 5 тысяч квадратных метров) с подземной стоянкой на 42 места, инвестором которого является студия "ТРИТЭ" Никиты Михалкова. Согласно проекту, гостиница должна вырасти на месте двух уже снесенных зданий XIX века. Отведенный под это участок расположен между Садовым и Бульварным кольцами, ограниченным Тверской улицей и Патриаршими прудами... Но жильцы близстоящих домов и общественники настроены решительно против стройки. Их претензии начинаются с предпроектной документации - по их версии, в ней подтасованы данные о гидрогеологической экспертизе. Городские власти также "забыли" провести общественные слушания и археологические работы, без которых путь рабочим на площадку должен быть закрыт... С обвинениями не согласны ни городские власти, ни застройщики. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, общественные слушания все-таки проводились, но сейчас об этом почему-то все забыли. Однако он признал на градостроительном совете: "С жителями велась работа плохо. Профессионалы все обсудили, а про людей, которые там живут, забыли". Представитель застройщиков на заседании заверил: проект гостиницы разработан в соответствии с градостроительными нормами. Имеются все необходимые документы, в том числе заключения экспертизы от 2009 года", пишет газета. ""Я думаю, что сейчас ситуация такая, что просто остановить стройку нельзя, - подвел итог обсуждению первый заммэра Владимир Ресин. - В противном случае ее надо консервировать, а это выйдет дороже. Необходимо вести работы, продолжать интенсивнее и следить за безопасностью". Еще недавно на этом была бы поставлена точка. Гостиница росла бы этаж за этажом. Однако хотя Ресин и дал отмашку, но окончательное "добро" гостиница не получила. Главный строитель столицы признал, что застройщики и независимые эксперты - представители Союза архитекторов России и "Архнадзора", должны сесть за стол переговоров и вместе обсудить, продолжать строительство гостиницы или нет. "После этого и примем окончательное решение", - пообещал Ресин".

Столичным властям предстоит решить и проблему другой гостиницы - в отличие от вышеупомянутой, построенной уже давно и даже успевшей стать памятником истории и культуры. "ОАО "Гостиничная компания", 51% которой владеет американский бизнесмен Рональд Лаудер, может так и не получить в собственность "Националь" - одну из самых знаковых гостиниц Москвы. Передать компании этот отель, построенный в 1903 году, пообещала еще команда Юрия Лужкова. Судьбу "Националя" в январе должен решить мэр Сергей Собянин. Чиновники не исключают, что гостиница, стоимость которой более $50 млн, останется на балансе города", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 30 ноября. "ГУП "Националь" и гостиница "Будапешт" уже преобразованы в ОАО, и в скором времени будет принято решение о дальнейших действиях мэрии Москвы относительно пакетов акций этих отелей... Еще год назад власти города планировали внести в уставный капитал создаваемого ОАО "Гостиничная компания" (ГК) пакеты акций 15 гостиниц, в том числе "Националя" (206 номеров) и "Будапешта" (116 номеров). Взамен город получал 49% в ОАО, остальные 51% - Russia Real Estate Fund парфюмерного магната Рональда Лаудера, который должен был внести в ГК 31,7 млрд руб. Впрочем, как сообщил "Ъ" один из чиновников столичной мэрии, вопрос о передаче "Националя" и "Будапешта" в уставный капитал ГК будет решаться в январе на совещании у мэра Сергея Собянина. "Велика вероятность, что "Националь" останется на балансе ДИГМ",- утверждает другой чиновник. "Националь" был акционирован в сентябре этого года и все 100% акций до сих пор находятся на балансе ДИГМ, сообщила "Ъ" представитель отеля Анна Амосова. "Что же касается "Будапешта", то городской пакет может быть выставлен на торги",- не исключает один из собеседников "Ъ". Вокруг "Будапешта" давно идут судебные тяжбы. Владелец MCG Group Павел Фукс, который получил в аренду "Будапешт" и в собственность рядом стоящий отель "Петр I", оспаривает в арбитражном суде распоряжения правительства столицы об акционировании ГУП "Будапешт" и передаче его на баланс ГК. Представитель ГК Юлия Белова отказалась комментировать ситуацию вокруг "Националя" и "Будапешта"", отмечает "Ъ". "Одним из немногих знаковых объектов, доставшихся ГК от города, остается реконструируемая гостиница "Москва". Мэрия внесла в СП с Рональдом Лаудером свои 49% акций ОАО "Декмос" - владельца отеля (еще 25% принадлежит структурам Сулеймана Керимова, по 12,5% - совладельцу СМП-банка Аркадию Ротенбергу и супруге его партнера по банку Константина Голощапова). Но над "Москвой" нависла угроза национализации. В начале ноября депутаты Госдумы от ЛДПР Максим Рохмистров, Игорь Лебедев и Сергей Иванов внесли в нижнюю палату парламента проект закона о передаче "Москвы" в федеральную собственность. Ситуация вокруг гостиницы оказалась в центре скандала, объясняют свою инициативу депутаты. В начале сентября депутат Госдумы Ашот Егиазарян, в отношении которого Генпрокуратура РФ возбудило уголовное дело по факту мошенничества, обвинил Сулеймана Керимова, Аркадия Ротенберга и Константина Голощапова в том, что они отобрали у него долю в "Москве". Суд Никосии по иску господина Егиазаряна наложил арест на акции "Уралкалия", "Полюс Золота" и "Декмоса", принадлежащие Сулейману Керимову. Законопроект предлагает наложить мораторий на повторную приватизацию объекта в течение пяти лет со дня принятия закона. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту... предлагается возместить затраты нынешних собственников отеля (около $800 млн) после повторной приватизации "Москвы"".

Дорожно-транспортное строительство

""Пора определиться с первоочередными планами переустройства воздушных линий электропередачи в кабели и строительстве на их месте дорог", - заявил вчера на оперативном совещании мэр Москвы Сергей Собянин", сообщает "Российская газета" в номере от 30 ноября. "Он привел следующие цифры. Только ЛЭП мощностью 110 киловольт занимают в столице 660 километров, еще 200 километров - 220 киловольт, 40 километров - мощностью по 500 киловольт. Итого 900 километров. Учитывая, что у каждой линии электропередачи имеется еще и охранная территория, в которой запрещено капитальное строительство, размером в среднем по 50 метров и с той, и с другой стороны, они отнимают у города громадную территорию. По оценке экспертов, 8 процентов общей площади города... То, что и дальше нельзя так распоряжаться столь значительными территориями, столичные власти поняли давно. Еще в 2008 году в городе начал разрабатываться проект реконструкции ЛЭП под новые эстакады. Тогда же, в 2008 году, одна немецкая фирма сделала москвичам необычное предложение: не убирать ЛЭП с поверхности земли, как прежде планировали это делать в российской столице, а начать прокладывать дороги поверх них. Пространство же под ЛЭП использовать под прокладку коммуникаций, строительство социальных объектов и паркингов. Правда, и этот проект так тогда и остался лишь проектом. "А воз и ныне там", - вынужден был констатировать вчера Сергей Собянин. Он считает, что мириться и дальше с чисто теоретическим подходом к проблеме нельзя, так как это громадный ресурс для города. "Я предлагаю взять за основу и определить концепцию строительства дорог в зонах ЛЭП с выходом на Четвертое транспортное кольцо и Московскую область, чтобы снять нагрузку на трафик с существующих магистралей Москвы и Подмосковья"", цитирует газета слова мэра. "Первоочередными проектами, по мнению архитекторов, может стать строительство дублера Варшавского шоссе из Московской области через МКАД до Четвертого транспортного кольца, а также новые дороги вдоль МКАД - на востоке в районе развязки Вешняки - Люберцы, а на юге - в районе Бесединской развязки с выходом на Каширское шоссе".

"Новый трамвай до Балашихи доведет. Скоростные рельсы протянутся из столицы в область", продолжает тему транспортного строительства "РГ" в номере от 2 декабря. "Сергей Собянин по-хозяйски прикинул, что на реконструкцию 100 километров потребуется 6 миллиардов рублей - примерно как на строительство одного километра дороги. Он счел, что это вполне "подъемный ресурс для города". А по реконструированным путям можно открывать скоростное движение... в числе первоочередных мер планируется протянуть трамвайные ветки от платформы "Лианозово" в сторону московского поселка Северный (см. схему), а также в районе Гольяново и по Рязанскому шоссе до Жулебино. Кроме этого предлагается проложить 22,5 километра трамвайных путей до Балашихи по шоссе Энтузиастов. Ничего не мешает сделать эту линию сразу скоростной. И тогда подмосковные пассажиры смогут без проблем добираться до Курского вокзала в центре Москвы".

Меторострой

"Станцию метро "Технопарк" на юге столицы начнут строить в следующем году", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 1 декабря. "Новая станция будет расположена между остановками "Автозаводская" и "Коломенская" Замоскворецкой линии. Ее должны были сдать в эксплуатацию еще в 2009 году, однако из-за кризиса работы были приостановлены... Ранее мы уже собщали, что сегодня Технопарк посетил мэр Собянин, который заявил, что город выполнит взятые на себя обязательства по строительству метро и другой транспортной инфраструктуры".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"Московские краеведы в письме к президенту России Дмитрию Медведеву заявили, что готовящиеся изменения в федеральное законодательство могут лишить страну множества исторических и культурных памятников. Строители получат возможность перестраивать уникальные здания, что полностью лишит их аутентичности и ценности. Реставраторы и культурологи обещают организовывать митинги и пикеты в Москве, Санкт-Петербурге, а также в регионах, чтобы привлечь внимание к данной проблеме", сообщает "Независимая газета" в номере от 3 декабря. "Мы будем выходить на митинги и пикеты и протестовать против планируемого принятия поправок в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации", - заявили в среду краеведы. Эксперты уверены, что данные изменения законодательства приведут к легализации реконструкции памятников архитектуры и сильно упростят процедуру снятия памятников с государственной охраны... В первую очередь экспертное сообщество всколыхнул тот пункт, по которому реставрация фактически подменяется реконструкцией. Последняя имеет довольно опосредованное отношение к сохранению памятников, потому что в данное понятие входят перепланировка, перестройка и даже новое строительство, отметила профессор Московского архитектурного института, эксперт ИКОМОС по памятникам Всемирного наследия Наталия Душкина. Она уточнила, что при работах с ценными историческими объектами практически отстраняются реставраторы, а работают обычные практикующие архитекторы, которые во всем готовы выполнять требования заказчика... Также эксперты обратили внимание на понятие "приспосабливание" памятника. Этим стараются пользоваться люди, пытающиеся изменить здания для своих коммерческих или личных нужд... Эксперты также отмечают, что в новой редакции отсутствуют четкое понимание территории памятника, без которой культурный объект может лишиться основной своей ценности", пишет газета.

Градостроительная политика Москвы

"В середине ноября Сергей Собянин подписал постановление о создании градостроительно-земельной комиссии. Помимо пересмотра отдельных наиболее одиозных градостроительных проектов комиссия займется внесением изменений в Генплан и правила землепользования и застройки. Значит, пересмотр сверстанных при прежнем руководстве планов развития Москвы не за горами", отмечают "Известия", публикуя в номере от 2 декабря интервью с заслуженным архитектором России Святославом Миндрулом. "Главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что территория города оказалась ограниченной еще Генпланом 1971 года. То есть у Москвы нет пространства для дальнейшего развития... Бывший мэр Москвы Гавриил Попов недавно высказался за то, чтобы расширить столицу в границах проектируемой центральной кольцевой автодороги - ЦКАД, то есть примерно на 30-50 км за МКАД, а "остатки" Московской области передать близлежащим регионам. Хотя так мы можем спровоцировать развитие города по радиально-кольцевой системе еще на 30-50 км. Но радиально-кольцевая система имеет физические ограничения. Она не может расти до бесконечности, как развивались средневековые города. Каждое новое кольцо усиливает центростремительное движение - к центру города. Уже сегодня это - тупик", считает специалист. "Выход есть, причем не мной придуманный. О нем говорят сегодня и архитекторы, и строители. Я имею в виду возможность развивать город в каком-нибудь одном направлении - скажем, к Питеру. Вариант линейного развития Москвы предлагался еще в 1930-е годы, в так называемой "параболе Ладовского"... Сегодня, как никогда прежде, необходимо "прорвать кольцо". Линейное развитие города - общепринятый градостроительный прием... Так сегодня многие живут. Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон - это все линейные города. Вы летите в самолете из Нью-Йорка в Вашингтон по побережью вечером и видите внизу огни - это и есть линейный город... Думаю, линейное продолжение Москвы - более реальный вариант, чем снос домов ради строительства новых и расширения старых магистралей. Это же не только безумно сложно, но и безумно дорого", цитируют "Известия" слова Миндрула. Скептически относится он и к мнению, что Москву спасет только развитие ЦКАД. "На двух участках - Наро-Фоминском и Рублевском - трасса идет особым путем, не так, как везде. То есть там она проходит значительно дальше от города: делается огромный крюк, чтобы обойти стороной, например, всю Рублевку. Хотя первые варианты трассы были другими. Судя по этому, проект нужен прежде всего инвесторам... А что этот проект даст Москве? У нас же радиально-кольцевая система, предполагающая центростремительное движение. А мы строим одно кольцо, потом второе, третье... ЦКАД станет новым "средневековым кольцом", которое может спровоцировать разрастание Москвы до его границ. Превратится в новую МКАД, со всеми вытекающими последствиями. Главное, зачем строить транспортное грузовое кольцо с грузовыми терминалами так близко от Москвы? Это урон экологии всего Московского региона!.. Но для столицы главное - сохранить резервные рекреационные территории. В Генплане 1971 года, разработанном под руководством Михаила Васильевича Посохина, их называли "легкими" столицы. Этот лесопарковый защитный пояс не может быть транспортным. Развивать эту зону даже как жилую - большая ошибка. Тут впереди такие скандалы, что бои за Химкинский лес покажутся пустяком", приводит газета слова специалиста. Проект Генплана также комментирует архитектор, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы Марк Гурари и профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Бочаров.

Вероника Шарова