Сергей Шиптенко: Нефтяные проблемы Белоруссии: хроника текущего кризиса
Начало ноября в белорусском экспертном сообществе ознаменовалось очередным всплеском интереса к теме белорусского ТЭК. В центре внимания - переговоры о ставках транзита российской нефти по территории Белоруссии, вопрос взимания Россией пошлин с экспортируемых союзницей нефтепродуктов (выработанных из российской нефти), а также о ставках транзита российского газа по территории Белоруссии, объемах и стоимости его закупки в РФ с 2011 года. На этом фоне не менее интересные темы, например, диверсификация белорусского импорта электроэнергии отошли на второй план.
Сегодня Белоруссия покупает 6,3 млн тонн российской нефти, не облагаемой вывозными пошлинами (т.е. по внутрироссийской цене). Согласно достигнутым в конце 2009 года двусторонним договоренностям, данный объем полностью покрывает потребности РБ. В конце текущего года выяснилось, что потребности РБ в объемах беспошлинной нефти выросли, а сам год прошел в судебных тяжбах в Экономическом суде
10 ноября глава налогового департамента Минфина РФ
Делу мало помогает
Примечательно, что речь идет именно о дополнительных субсидиях белорусским НПЗ, т.к. власти РФ намерены продолжить субсидирование своих НПЗ.
Срок действия подписанного 27 января 2010 года межправительственного белорусско-российского протокола о торговле нефтью истекает 31 декабря, продолжение спора о нефтепошлинах в Экономическом суде СНГ отложено до 2011 года. Ситуация осложняется информационно-психологической войной между Минском и Москвой, ставящей под угрозу не только ход переговоров по нефтегазовым вопросам, но и признание Москвой итогов президентской кампании в декабре 2010 года. Все идет к тому, что в декабре Россия может объявить о прекращении поставок нефти в Белоруссию по "льготной" цене и значительному сокращению транзита нефти через Белоруссию в связи с запуском нефтепровода БТС-2.
В конце октября аналитики рынка отметили завершение российскими компаниями ряда важных проектов. Президент России принял участие в запуске первой очереди комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО "ТАНЕКО". Компания "
Однако, самым важным в контексте "нефтяных войн" между Минском и Москвой стало известие о том, что 28 октября 2010 года в районе порта "Усть-Луга" Ленинградской области прошла сварка заключительного стыка линейной части нефтепровода "Балтийская трубопроводная система-2".
"БТС-2 будем загружать нефтью "Дружбы", которая пока идет на Гданьск, разгрузим немного Приморск, поскольку он работает на пределе, а также снимем сырье с направлений Броды - Одесса и Броды - Южный", - заявил первый вице-президент ОАО "АК "Транснефть"
Собственно, понятно, в случае чего российские экспортеры опасаются проблем с "Дружбой". Очевидно, что перспектива остаться без доходов от транзита нефти резко активизировала сговорчивость белорусской стороны в вопросе перечисления в российский бюджет экспортных пошлин при торговле нефтепродуктами, выработанными из российской нефти.
Как стало известно 10 ноября, участники Таможенного союза договорились о том, что Белоруссия будет перечислять свои пошлины на нефть и нефтепродукты в российский бюджет - об этом сообщил прессе Илья Трунин. Правда, данную информацию не подтвердили в Минске - официальное информагентство БелТА и ряд других источников продолжали тиражировать заявления первого вице-премьера
Ситуацию сложно понять, учитывая столь богатую палитру заявлений из официального Минска. Тем не менее, представитель российского Минфина Илья Трунин сообщил прессе как о свершившемся: "Белорусы взимают пошлины на нефть и нефтепродукты и перечисляют в российский бюджет. Сейчас идет работа, как белорусы будут технически платить России".
Проработка вопроса оплаты связана с тем, что в ходе переговоров белорусская сторона заявила об отсутствии у нее оптимизированного для такого соглашения механизма взимания вывозных экспортных пошлин и начала настаивать на том, чтобы решить вопрос как-нибудь иначе. В конечном итоге, если доверять распространенной 10 ноября российскими СМИ информации, представители Белоруссии согласились перечислять в бюджет России только те вывозные пошлины, которыми будут облагаться белорусские нефтепродукты, выработанные из российской нефти. Что касается нефтепродуктов, выработанных из венесуэльской нефти, то российская сторона на них не претендовала. Собственно белорусской "речицкой" нефти (1,7 млн тонн) и раньше было недостаточно для загрузки двух мозырьского и новополоцкого НПЗ, поэтому таковая "в старые добрые времена" шла преимущественно на экспорт, в частности - в Польшу.
В нынешнем контексте важно понимать то, что Россия устраняет сразу двух посредников на пути своих углеводородов в ЕС - Белоруссию и Украину, столь тесно сплотившихся вокруг транзита венесуэльской нефти по трубопроводу "
Официального комментария от
Таким образом, не исключено, что
Украина покупает углеводороды из России за большую цену, чем Белоруссия. Сегодня ей недорого обходятся нефтепродукты белорусских НПЗ, выработанные из венесуэльской нефти. По всей видимости, белорусские власти справились с задачей предпродажной подготовки новополоцкого "
Еще недавно белорусские стратеги мечтали об экспансии белорусских нефтепродуктов, выработанных из российской нефти (закупаемой не по рыночной цене) не только на Украине, но и в Прибалтике. Экспортные поставки белорусского мазута и бензина росли с каждым годом. До недавнего времени основной статьей доходов от экспорта была именно торговля нефтью и нефтепродуктами. Но амбициозные планы (как и доходы бюджета РБ) подкосили известные политические проблемы между Москвой и Минском. Кто знает, какова была бы цена нефти и газа для Белоруссии в 2011 году, не будь перипетий последних двух лет.
Сегодня белорусское правительство больше беспокоит проблема привлечения прямых иностранных инвестиций, нежели экспансия нефтепродуктов. Однако, получается так, что инвесторы с их ПИИ не спешат в Белоруссию. Несмотря на все рейтинги, "портфельные" инвестиции обходят стороной страну, позиционирующую себя не только как "центр Европы", но и как ее "сердце" (рекламный ролик на "Евроньюс"). Таковые идут в Польшу, Россию, но чудесным образом игнорируют "белорусскую модель", словно "перепрыгивая" через "геополитический мост".
Тема о привлечении 15 миллиардов китайских инвестиций оказалась достаточно непростым вопросом. Как выяснилось, речь идет не только о "связанных" кредитах, но о товарных кредитах. В принципе, китайским товарищам все равно, кому сбывать свою продукцию. И если у белорусской стороны есть имиджевые запросы накануне даты голосования - даже без проработанных бизнес-планов и ясных перспектив сбыта продукции "модернизированных гигантов", то можно их удовлетворить и рассмотреть рассрочку платежа, и процент по нему, но, главное - сбыть свою продукцию. Собственно, та же проблема стоит и перед белорусскими коллегами. Только решают аналогичные проблемы в Белоруссии иначе, нежели в Поднебесной. Но это, как любит говорить посол РФ в Минске - "суверенное право белорусской стороны".
Вопрос об инвестициях очень важен потому, что модернизация белорусской экономике критически необходима. И залогом ее успешной реализации является тесная научно-производственная кооперация с Россией, что предполагает не только отсутствие "молочных", "сахарных" и им подобных войн, но и элементарно нормальный уровень отношений между властями важнейшего экономического партнера, поставляющего львиную долю сырья и поглощающего такую же долю продукции машиностроения, почти всю экспортную мясо-молочную продукцию и т.д.
Но сейчас белорусско-российские отношения переживают кульминацию кризиса.