Основные события внутриполитической жизни Венгрии, как и в предшествующие две недели, были связаны с текущей законодательной работой венгерского парламента.

В понедельник утром 25 октября после праздника, который в этом году прошел относительно спокойно без столкновений с полицией, парламент продолжил обсуждение законопроектов в рамках антикризисной программы, инициированной правительством правящей партии Фидес.

Первым в понедельник был принят очень важный закон, определяющий дальнейшую судьбу венгерской пенсионной системы. Согласно ему, с 1 ноября 2010 г. по 31 декабря 2011 г. произойдет переход от смешанной к единой системе государственного пенсионного страхования. Норма обязательного страхования граждан в частных пенсионных фондах отменена. Перед голосованием по законопроекту о пенсионной реформе фракция Венгерской социалистической партии (MSZP) покинула зал заседания. Социалисты требуют проведение общенародного референдума по вопросу о судьбе частных пенсионных фондов. Фракция MSZP обратилась к президенту страны с просьбой не подписывать принятый парламентом закон до тех пор, пока его не рассмотрит конституционный суд. Кроме того, социалисты грозят инициировать в судах череду гражданских процессов по искам к государству в связи с ликвидацией частных пенсионных фондов. Отдельное требование социалистов - заплатить в этом году пенсионерам ранее практиковавшуюся 14-ю пенсию.

Как показали дальнейшие события, протест в парламенте в понедельник крупнейшей оппозиционной партии был предвестником более серьёзного конфликта. Но, как это часто случается в политике, поводом к его эскалации послужил вопрос, затрагивающий не общие, а частные интересы отдельных граждан. В полдень во вторник 26 октября стало известно, что Конституционный суд страны признал неконституционным принятый неделей ранее парламентом т. н. "закон о 98 %-ом дополнительном налоге".

Речь в этом законодательном акте идет об изменении норм обязательных выплат работникам в случае их увольнения по инициативе работодателя, т. е. о выходных пособиях. Объясним подробней, что скрывается за "законом о 98%". В Венгрии размер выходного пособия пропорционален стажу работника и размеру его заработной платы. На практике это означает, что в случае, если непрерывный стаж увольняемого длителен, а его зарплата велика, то работодатель, если инициатива увольнения исходит от него, обязан по закону заплатить крупную сумму выходного пособия.

К примеру, вы работаете непрерывно в одной фирме 38 лет. Ваша зарплата составляет брутто (т. е. без вычета налогов) 300 тыс. форинтов Ft (1.100 евро). В случае вашего увольнения при прекращении трудового договора по инициативе вашего работодателя вам начислят брутто 3 млн. Ft (11.100 евро). На руки после вычета налога на доход вы получите уже нетто 1.880.400 Ft (7 тыс. евро).

В практике венгерской жизни последних 20-ти лет существующая норма о выходном пособии сдерживала потребительское отношение к местному труду со стороны транснациональных корпораций (мульти). Бухгалтеры на мульти при планировании использования трудовых ресурсов должны были просчитать в каждом конкретном случае, что выгодно их фирме - уволить своего работника сейчас и заплатить ему энную сумму выходного пособия или сохранить данное рабочее место до ликвидации фирмы. Сложилась практика, когда ТНК при ликвидации своего дела после истечения льготного периода не увольняли свой персонал, а передавали его, так сказать, "по наследству" новым фирмам, которые приходили работать на те же площадки. В итоге все оставались при своих интересах. ТНК - им не надо было платить своим работникам выходные пособия при ликвидации дела и уходе из Венгрии. Работники - их непрерывный стаж только возрастал, и они не теряли рабочих мест. Государство - рынок труда в стране оставался относительно стабилен.

Почему же Фидес захотела вмешаться в эту отлаженную жизнью систему? Здесь мы отметим двоякий интерес нового правительства. С одной стороны, оно вовсе не заинтересовано в ликвидации или уменьшении размера выходного пособия, тяжесть выплаты которого падает на работодателя. Правительство Фидес захотело только изменить в пользу государства норму налогового платежа с выходного пособия. И теперь, обращаясь к нашему примеру, вы получите уже не 1 880 400 Ft, как прежде, а только 1 103 600 Ft (4090 евро). При этом разница 776 800 Ft посредством нового налога уйдет в государственную казну. Всего же государство получит по новому закону через налог в данном примере 63% суммы выходного пособия. И потом, не забывайте, что норма нового налога пропорциональна размеру пособия, т. е., чем больше вам начислено выходного пособия, тем больше процент налогового отчисления с него. Меркантилизм, так сказать, в чистом виде.

С другой стороны, Фидес не скрывает планов того, что она собирается перетряхнуть управленческие кадры в Венгерском государстве сверху донизу. При этом кто-то, а таких немало, на выходе получат то самое пособие, о котором идет речь. А кое-кто пойдет за коррупцию прямиком в тюрьму. Планируется через "вливание свежей и молодой крови" в кадры оживить управление и сделать его более эффективным. И, наконец, у "плебейских" политиков, так презрительно, но метко окрестили фидесистов их оппоненты, существует самый прозаический мотив - дать "хлебные" места и местечки многочисленной клиентеле Фидес.

В этом случае увеличение нормы налогового платежа с выходного пособия дает чистую экономию государственных средств. При этом, однако, государство будет просто перекладывать бюджетные средства из одного своего кармана в другой. И речь здесь идет, поверьте, ни много, ни мало, а о сумме в миллиарды Ft. Стаж управленцев предприятий государственного сектора и в государственных конторах так продолжителен, а их текущие оклады так велики, что речь идет о слишком крупных суммах выходного пособия в каждом конкретном случае. Так, благодаря прессе стало известно, что один из управляющих предприятием будапештского городского транспорта недавно получил в руки сразу 20 млн. Ft выходного пособия (75 тыс. евро). А один из топ-менеджеров Венгерских железных дорог (MÁV), убытки которых составили в текущем году 10 млрд. Ft, получил в это время выходное пособие в размере 30 млн. Ft (111 тыс. евро). Наверное, последний случай своеобразный рекорд.

Помимо мотива экономии средств бюджета фидесисты подсознательно испытывают и мстительное желание "щелкнуть по носу" людей, связанных со старой хозяйственной и партийной номенклатурой. Именно "щелкнуть" и не более того. По большому счету это люди не бедные и оттого, что они не получат от попавшего в руки фидесистов государства несколько десятков тысяч евро, сильно не пострадают. Жалеть их в данном случае не стоит.

В целом, Фидес находит широкую общественную поддержку в своей попытке лишить управленцев при увольнении больших выходных пособий. Простонародье, глубинная трудовая заскорузлая Венгрия сел и местечек, небольших городов по итогам последних двух десятилетий и особенно после начала кризиса тихо и яростно, как это только умеют угро-финны, ненавидит "комчи" - так по-простому зовут людей, вышедших из старого режима и чье теперешнее благосостояние связано с его "приватизацией".

Отметим, что при подготовке законопроекта Фидес учел интересы трудящихся масс. На тех, чье выходное пособие не превышает суммы 2 млн. Ft (7 400 евро), закон "98%" не распространяется. Но, как часто бывает в подобных случаях, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". Сразу же после принятия в венгерском парламенте "закона 98%" против него поднял голос профсоюз педагогов. Во время текущего кризиса правительство было вынуждено уволить сотни преподавателей из высших учебных заведений страны. Началось сокращение учителей средних школ из-за укрупнения последних. И тут оказалось, что размер выходных пособий этих людей как раз превышает 2 млн. форинтов и таким образом подпадает под действие "закона 98%". Поэтому профсоюз педагогов и обратился с жалобой в конституционный суд, а последний во вторник признал "закон 98%" неконституционным. Образ выкинутой из школы учительницы предпенсионного возраста, у которой Орбан пытается вытащить из кошелька заработанный непрерывным 30-летним трудом какой-то там миллион форинтов, и стал тем тайным аргументом, который заставил конституционный суд встать на пути первого из череды рушащихся на общество лавины законов Фидес. Без мысленного образа этой пресловутой "учительницы" конституционный суд вряд ли бы осмелился открыто встать на защиту интересов обанкротившихся венгерских управленцев.

Что делать фидесистам? Ведь приговор конституционного суда окончательный и пересмотру не подлежит. И тут руководитель фракции Фидес в парламенте Янош Лазарь (Lázár János) в тот же день выступает с законодательной инициативой:

- изменить те параграфы конституции страны, касающиеся полномочий конституционного суда, с тем, чтобы изъять из компетенции последнего те законы, которые не могут быть вынесены на народный референдум;

- вывести из компетенции конституционного суда принятые парламентом законы, касающиеся вопросов текущей бюджетной политики;

- переголосовать снова без каких-либо изменений "закон 98%".

Оппозиционные партии МSZP и зеленые (LMP) сразу же осудили как порочную практику Фидес. В ответной речи глава фракции MSZP Йожеф Тобиаш (Tóbiás József) заявил, что конституционный суд встал на защиту людей, которые 30-35 лет проработали в педагогике, коммунальных учреждениях, социальной сфере. Глава фракции LMP Ондраш Шиффер (Schiffer András) призвал фидесистов соблюдать правила игры и неосторожными неправовыми мерами не нарушать гражданский мир в Венгрии.

Оппозиционные фракции МSZP и LMP заявили об отзыве своих представителей из работающей над проектом новой конституции страны специальной парламентской комиссии. Йоббикам также не понравились предложения Фидес, но они так и не смогли до конца дня четко определить свою позицию. Здесь не последнюю роль сыграл правовой нигилизм, присущий венгерским радикальным националистам.

В среду 27 октября правительственная партия попыталась нанести ответный удар оппозиции. Пресс секретарь премьер-министра Петер Сийярто (Szijjártó Péter) перед собранными журналистами заявил, что MSZP, громко протестуя против "закона 98%", на самом деле защищает интересы связанных с ней людей. Далее конкретно прозвучало несколько фамилий. Пресс секретарь задал адресованный стране риторический вопрос: Почему людям, руководящим убыточными по итогам их деятельности предприятиями, необходимо платить высокие выходные пособия? Эпоху скандальных по размерам выходных пособий необходимо закрыть, - закончил он.

Тем временем, фракции оппозиционных MSZP и LMP обратились с письмом к гаранту конституции - президенту страны Палу Шмитту (Schmitt Pál) с просьбой вмешаться в политический процесс и не допустить скоропалительных решений со стороны правящей партии в деле исправления конституции страны.

В четверг 28 октября руководитель фракции Фидес Янош Лазарь заявил, что без изменения прерогатив конституционного суда и без принятия в прежнем виде "закона 98%" невозможно исполнение бюджета страны. Он сказал, что за законодательными инициативами ФИДЕС стоит воля 3 млн. избирателей, сознательно отдавших свои голоса этой партии для того, чтобы она вернула в казну разбазаренные во время правления социалистов 10-ти миллионные выходные пособия. В ответ профсоюзы пригрозили обратиться в Страсбургский суд в случае принятия "закона 98%".

В тот же день венгерская правозащитная организация "Венгерская демократическая хартия" (Magyar Demokratikus Charta) обратилась с открытым письмом к правительству и премьер-министру, что их действия нарушают сложившуюся в стране демократическую систему сдержек и противовесов, служащую ограничению власти. Хартия назначила на следующую неделю демонстрацию протеста в столице.

Тут же и руководство MSZP заявило, что их партия назначила на 27 ноября массовую демонстрацию против действий правительства.

Еще накануне лидер фракции внутри MSZP бывший премьер-министр страны Ференц Дюрчань (Gyurcsány Ferenc) заявил, что настала минута, когда у партии есть возможность укрепить свое политическое положение через "борьбу за демократию". Ну, что ж у этого политического деятеля, можем констатировать мы, есть способность играть в политике, просчитывая ходы вперед. Ведь созданную в октябре платформу внутри MSZP Дюрчань назвал не иначе как "Демократическая платформа". Ведь не с партийным же централизмом в MSZP тогда он собирался бороться.

В пятницу 28 октября свое мнение о конституционном кризисе в стране публично высказали глава правительства и глава государства. Находившийся в то время в Брюсселе премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил на пресс конференции: "Нужно изменять не чувство правды у людей, а те старые правила, на которые мы натолкнулись".

А вечером с 10-ти минутным выступлением по государственным телевизионным каналам выступил президент страны Пал Шмитт. В достаточно осторожной форме этот назначенец Фидес фактически встал в конфликте на сторону правящей партии. Общий смысл его речи свелся к тому, что в Венгрии одновременно на политическом поле действуют независимо друг от друга демократические институты, и каждый из них делает свое дело. И, если они хотят достичь общей цели, то "не следует на новые правила смотреть через призму прежних установок".

Итак, по прошествии трех недель активной политической деятельности после затянувшихся летних каникул новое руководство страны ввергло Венгрию в беспрецедентный за последние 20 лет конституционный кризис. За двадцатилетний период известно о 9 случаях, когда конституционный суд Венгрии полностью отклонял принятый парламентом законопроект. 24 раза речь шла о частичной отмене отдельных пунктов, прошедших через парламент законов. Из наиболее известных последних прецедентов является признание неконституционным парламентского закона об однополом браке в 2006 г. Тогда конституционному суду на пару лет удалось задержать торжество толерантности в Венгрии. И, наконец, в этом году 20 января конституционный суд серьезно встал на защиту кошельков венгерских граждан, когда отклонил принятый парламентом по инициативе MSZP закон, облагающий их недвижимость специальным налогом.

Особенностью теперешнего конфликта конституционного суда с парламентом является то, что проблема очень быстро и не по инициативе его членов была перенесена из области текущей законотворческой деятельности на поле общих демократических принципов. На следующей неделе нам будет интересно узнать, для кого из депутатов фракции Фидес на первом месте стоит демократический принцип, а не партийная дисциплина и личная преданность вождю партии Виктору Орбану.

В теперешней политической ситуации положение конституционного суда представляется нам безнадежным. Скорее всего, фидесисты дожмут его, изобразив компромисс несущественными модификациями "закона 98%". Не будем забывать о том, что все политические рейтинги и опросы общественного мнения показывают в октябре рост популярности Фидес и Виктора Орбана среди венгерских граждан. Случись выборы сейчас, то за Фидес проголосовало бы вместо прежних 52% уже 60% венгерских избирате