Итоги сбора подписей

Сегодня белорусский Центризбирком озвучил цифры собранных каждым кандидатом в президенты подписей в свою поддержку. Это позволяет проанализировать некоторые промежуточные итоги президентской кампании в Белоруссии.

Во-первых, следует обратить внимание на то, что из семнадцати публично проявивших интерес к президентским выборам граждан Беларуси до нынешнего этапа смогли дойти только одиннадцать, т.е. немногим более половины. Это говорит о том, что этап сбора подписей - достаточно серьезная процедура, которая под силу только сильным командам, как в плане ресурсной поддержки, так и в организационно-техническом отношении. В очередной раз зафиксирован и некий низовой порог инициативных групп в плане их численности - не менее 1000 человек.

Также следует отметить, что цифра в 100 тысяч подписей в свою поддержку является почти оптимальной для нынешней численности населения республики и при нынешней политической системе. Она не позволяет даже сильным кандидатам в президенты расслабляться, и при этом четко отрезает от продолжения избирательной кампании тех, кто не в состоянии аккумулировать необходимый ресурсный и организационный потенциал. Вместе с тем, очевидно, что при переходе к демократии планку по сбору подписей необходимо будет повысить приблизительно вдвое, если не втрое. Это позволит, с одной стороны, гарантировать отсев случайных кандидатов, с другой - вынудит партийные и гражданские инициативы заниматься серьезной политической работой не только в предвыборный период, но и между выборами, т.к. только наличие серьезных структур на местах позволит решать задачу по сбору подписей, кампанейщиной в данном случае не обойдешься. Тем более это важно, что будет способствовать притоку ресурсов в политическую сферу республики.

Во-вторых, данные кандидатов по количеству собранных подписей четко показали их электоральный потенциал.

Так, несмотря на все ухищрения госаппарата и давление со стороны вертикали на население, количество собранных подписей за ныне действующего главу республики на 40% меньше, чем в 2006 году. Это является серьезным поражением Александра Лукашенко и его инициативной группы, т.к. давление на этих выборах на электорат по добыванию подписей, что показывала новостная лента, было несоизмеримо выше, чем на прошлых, а подписей собрано гораздо меньше. Если экстраполировать эти данные на голосование на выборах, то даже эти данные показывают, что Александр Лукашенко с трудом может преодолеть 50% порог голосов избирателей. Соответственно, ни о каких 70-80% поддержки избирателей не может быть и речи.

Представляется, что из одиннадцати подавших подписи кандидатов ЦИК отбракует еще максимум 2-3 человек, чтобы в результате осталось 8-9 человек. Но и потом возможны взаимные снятия, например, Дмитрия Усса в пользу Николая Статкевича, или Виталия Рымашевского в пользу Григория Костусева. Однако все это будет происходить внизу "турнирной таблицы", что не так интересно, т.к. совокупная доля этих кандидатов будет составлять не более 5-7% от всего белорусского электората. Соответственно, только скоординированное снятие этих участников может позволить первой тройке нарастить свой электорат на 2-3%.

Полностью особняком в этой турнирной таблице стоит фигура Виктора Терещенко. Спектр его возможных стратегий в случае регистрации достаточно разнообразен - от второго Гайдукевича с получением 3-5% голосов избирателей до самостоятельной фигуры, которая одна будет в состоянии нарастить рейтинг кандидату из первой тройки на 3-5% в силу своей очевидной пророссийской направленности. В этом плане многое зависит от того, как Виктор Терещенко сможет спозиционировать себя в оставшееся до окончания подсчета подписей время.

Также четко обозначилась тройка лидеров от оппозиции. Это - Владимир Некляев (более 160 тысяч подписей избирателей в свою поддержку), Андрей Санников (более 150 тысяч подписей) и Ярослав Романчук (более 128 тысяч подписей).

Очевидно, что вся предвыборная интрига кампании, в том числе, и для Александра Лукашенко, состоит в том, что будет с этой тройкой амбициозных лидеров - как они поведут себя в оставшееся до регистрации время и какой сценарий в отношении них выберет для себя власть. В принципе, сценарии, как с той, так и с другой стороны, есть, и они достаточно просто просчитываются.

Сценарии

Совершенно очевидно, что если от оппозиции пойдет не трое кандидатов (плюс Николай Статкевич, Григорий Костусев, Алесь Михалевич), а один, то его рейтинг вырастет как минимум втрое. К тому же он будет вправе рассчитывать и на тот сегмент белорусских избирателей (около 30-40%), который еще не определился. С учетом того, что у действующего главы государства рейтинг около 30-35%, единый кандидат вполне может выйти на аналогичную цифру, что гарантирует проведение второго тура выборов (естественно, при открытой и демократичной процедуре подсчета голосов). Что уже будет поражением ныне действующего главы белорусского государства. Очевидно, что проведение второго тура для власти крайне нежелательно, поскольку даже сама постановка вопроса о нем ломает всю вертикаль власти и механизм подсчета голосов.

Важным аргументом против второго тура голосования выступает и то обстоятельство, что белорусская власть не имеет наработанной механики его проведения. Кроме того, что при проведении первого тура является для оппозиции проблематичным, то для второго тура становится просто обязательным условием - объединение кандидатов и их электоратов против действующего главы государства, к которым также присоединиться протестный электорат. Понятно, что нынешняя белорусская власть не может себе такого представить даже в страшном сне. Поэтому выборы "будут делаться" в один тур, и тогда ключевой вопрос избирательной стратегии для власти (именно от этого она будет плясать в выстраивании своей тактики) заключается в том, сколько и кого регистрировать от первой тройки и кого к ним вешать в довесок. Второй вопрос оставим в стороне - он не имеет принципиального значения. Остановимся на первом.

Для власти вопрос стоит очень понятным образом - снятие одного из тройки автоматом означает перетекание голосов к двум остальным. Снятие двух кандидатов лишь усилит данную тенденцию. Кроме того, появится еще один очень негативный фактор - при снятии властями одного или, тем более, двух из первой тройки оппозиционных кандидатов, резко усилится давление ЕС по вопросу нелегитимности проводимых выборов. Т.е властям выгодно зарегистрировать всех трех кандидатов. В то же время очевидно, что и при таком развитии событий у оппозиционных кандидатов остается вариант, когда они сами определятся - кто участвует дальше, а кто снимается. Т.е. риски после регистрации всех троих для власти остаются.

Вместе с тем, только регистрация всех троих позволит власти реализовать тот сценарий, который был осуществлен в 2006 году, когда Александр Козулин и Александр Милинкевич растащили оппозиционный электорат на двоих. Сейчас есть перспектива его растаскивания на троих, в результате чего они получат в пределах 6-12 процентов каждый. В связи с этим, главная интрига предвыборной кампании заключается в том, сможет договориться ведущая тройка кандидатов от оппозиции между собой или нет. Если смогут, то даже в случае снятия властями, рейтинг оставшегося кандидата будет расти и подпитываться из электоральных баз снятых кандидатов. Если нет - то даже в случае регистрации всех троих, все трое пойдут на выборы и ничего не добьются.

Учитывая упомянутый выше прецедент 2006 года, вероятность того, что оппозиционным кандидатам договориться не удастся, достаточно высока, по крайней мере, это касается Владимира Некляева и Андрея Санникова. Позиции Ярослава Романчука несколько слабее, и он может пойти на снятие в пользу одного из двух. Но тут в дело может вмешаться фактор Анатолия Лебедько, который на этих выборах пока достаточно грамотно ведет свою партию, и который даже больше, чем Ярослав Романчук, заинтересован в том, чтобы кандидат от ОГП пошел до конца. Похоже, что без вмешательства спонсоров, как и в случае с Александром Милинкевичем, этот вопрос оппозиционеры самостоятельно решить не смогут.