Президент Польши Бронислав Коморовски в ходе своего официального визита в Бухарест заявил о готовности Польши вслед за Румынией подключиться к процессу молдавско-приднестровского урегулирования и поделиться своим опытом и "пониманием того, как необходимо выстраивать отношения с Россией" для разрешения конфликта на Днестре. Перспективы участия Варшавы и Бухареста в урегулировании конфликта прокомментировал 29 октября для ИА REGNUM Новости директор приднестровского Бюро политических исследований "Медиатор" Сергей Широков.

После саммита в Довиле появилось множество комментариев на слова российского президента о том, что успех в процессе приднестровского урегулирования будет зависеть и от позиции Румынии. Интерпретация этих слов носит различные оттенки, но в целом эксперты обсуждают тему, которая, на мой взгляд, является вторичной - это тема статуса Румынии в переговорном процессе (или появления новых участников, таких как Польша).

Думаю, было бы не лишним напомнить, что Румыния уже была участником событий на Днестре (румынские военные наблюдатели находились в Бендерах до 19 июня 1992 года). Сегодня никто уже и не оспаривает степень и силу влияния Бухареста на молдавское политическое поле, то есть Румыния в теме приднестровского урегулирования была и остается задействована.

Как известно, одним из участников переговоров по урегулированию приднестровской проблемы является Евросоюз и новое гипотетическое расширение участников за счет членов ЕС, таких как Румыния или Польша, может привести к встречным вопросам, почему в переговорах наряду с Россией не участвуют, например, Республика Татарстан или Республика Саха Якутия, а может быть и более близкие к нам регионы, такие как, Одесская область Украины, Республика Крым и Абхазия с Южной Осетией.

Полагаю, что тема расширения участников переговоров имеет под собой зыбкую основу. Дело в том, что нынешний состав участников приднестровского урегулирования сложился не спонтанно и не как следствие "приглашений". Это объективно сложившаяся реальность, включающая в себя наиболее влиятельных в приднестровском вопросе игроков.

В случае, если Румыния или Польша имеют собственную, отличную от общеевропейской позицию по приднестровскому урегулированию, то эту позицию следовало бы озвучить, поскольку без этого невозможно оценить предполагаемую пользу от потенциальных участников.

Пока же ситуация такова, что и Польша, и Румыния, став членами Европейского союза, делегировали часть своих полномочий в области внешней политики Брюсселю, который и отражает позиции этих государств, в том числе и в процессе приднестровского урегулирования. В достаточной ли мере это происходит - это вопрос институционального характера и касается он исключительно внутренних сфер ЕС.

В целом же тема приднестровского урегулирования не лучшее поле для экспериментов по усилению региональных амбиций восточноевропейских держав, имеющих для этого и иные возможности.