Виктория Журавлёва: Выборы в Конгресс США: разочарование населения чревато сменой власти
2 ноября в США пройдут выборы в федеральный законодательный орган власти - конгресс. Параллельно с ними в большинстве штатов будут переизбирать законодательные собрания и губернаторов. Выборы в конгресс США проходят каждые два года, при этом нижняя палата - Палата представителей - переизбирается полностью, а верхняя палата - Сенат - частично. (В этом году в Сенате освобождается 37 мест из 100.) С 2006 года большинство мест в конгрессе принадлежит Демократической партии.
После победы на президентских выборах в 2008 г. кандидата-демократа -
В этом году выборы полностью определяет затянувшийся финансово-экономический кризис. Именно он влияет на политические настроения граждан, результатом которых и станет в конечном итоге победа одной или другой партии. В обществе же царит уныние. На протяжение всего 2010 г. в общественной жизни США преобладают три основные тенденции.
Во-первых, судя по многочисленным опросам общественного мнения, американцы в своем большинстве недовольны ситуацией в стране и критично оценивают действия властей по улучшению этой ситуации. Все институты власти, особенно конгресс, признаются гражданами неэффективными, более половины избирателей выступают за радикальную смену состава конгресса в ноябре, рассчитывая, что новые конгрессмены будут более эффективными. Работа же президента Обамы по урегулированию экономической ситуации в стране стала основным разочарованием года для большинства американцев.
Во-вторых, все оценки граждан жестко определяются их партийными предпочтениями - общество, по сути, политически расколото на демократов и республиканцев.
В-третьих, национальная экономика более чем обычно определяет политические предпочтения граждан.
На протяжении всего предвыборного года американцы выражают серьезную обеспокоенность положением своей страны. Эта обеспокоенность выливается в растущее недовольство тем, как органы власти справляются со своими задачами. Прежде всего, критикуется экономическая политика федеральных органов власти. Только 33% граждан считают, что меры, принятые конгрессом в 2009 - 2010 гг. по стимулированию экономики, оказались эффективными. Менее 31% респондентов считают, что федеральное правительство добилось определенного успеха в решении проблем, спровоцировавших финансовый кризис. Ключевым вопросом в оценке эффективности деятельности властей остается безработица - 56% опрошенных крайне пессимистично оценивают перспективы улучшения ситуации в этой области.
С мая 2010 г. популярность Республиканской партии в обществе стабильно превышает популярность Демократической партии. Разрыв между партиями постоянно меняется. В июле число тех, кто проголосовал бы за демократов, превысило на 6%, число сторонников республиканцев, а в августе уже республиканцы опережали демократов на 10%. В сентябре демократам удалось преодолеть этот катастрофический разрыв - к концу месяца голоса избирателей поделились практически поровну между двумя партиями (45% у республиканцев и 46% у демократов). Но это - всего лишь видимость успеха. Ведь есть еще такой важный для предвыборной аналитики показатель, как готовность избирателей прийти на выборы. И здесь республиканцы серьезно опережают демократов - среди сторонников республиканцев число тех, кто с энтузиазмом относится к выборам значительно больше, чем среди сторонников демократов - 47% против 28%. Такой разрыв, в сочетании с тем, что Республиканская партия исторически организует большую явку избирателей на выборы, практически полностью сводит на нет незначительное преимущество в потенциальных голосах, полученное демократами по итогам одной из недель сентября. Для того чтобы преодолеть этот разрыв в настроениях избирателей, демократам понадобилось бы преимущество в десятки голосов, вероятность получения которого в оставшееся до выборов время очень невелика.
Низкая результативность конгресса в глазах избирателей сказалась на оценках вероятной эффективности обеих партий в конгрессе нового созыва. Большинство американцев уверены, что республиканцы в конгрессе справятся практически со всеми основными вопросами лучше демократов. Помимо того, что абсолютное большинство (55%) считают, что республиканцы лучше будут бороться с терроризмом, 50% считают, что республиканцы лучше справятся с проблемами иммиграции и сокращения федеральных расходов, 49% считают, что с экономикой также лучше разберутся республиканцы и 46% отдают предпочтение Республиканской партии в решении вопросов безработицы (против 41% за демократов). Демократы внушают большее доверие американцам лишь в решении вопросов экологии - 54% против 31% и, как не парадоксально, здравоохранения - 44% против 43%.
Однако вряд ли стоит говорить о серьезных сдвигах в партийных предпочтениях американцев. Скорее всего, в сочетании с другими показателями общественных настроений данные цифры свидетельствуют именно об утрате доверия к действующему составу конгресса (демократического в своем большинстве). Несмотря на то, что рейтинг популярности Демократической партии снизился за время президентства Барака Обамы, она по-прежнему воспринимается более позитивно в обществе, чем Республиканская партия, рейтинги которой лишь незначительно улучшились за последние четыре года. По оценкам Gallup, 44% избирателей, намерены голосовать не столько за республиканского кандидата, сколько против действующего конгрессмена от Демократической партии.
В данной ситуации демократам мог бы помочь высокий рейтинг президента, как было, например в 1990 г., когда низкий рейтинг конгресса (26%) был компенсирован высоким рейтингом Дж. Буша-старшего (58%) и выборы привели лишь к незначительному изменению мест между партиями. Но не в этот раз. Несмотря на то, что на фоне непопулярного конгресса рейтинг президента выглядит довольно внушительно, он на протяжении второго года президентства Обамы не достигал отметки в 50%. В сентябре популярность президента составила 45%. Впервые 50% американцев отрицательно оценивают деятельность президента. Учитывая, что этого президента еще год назад поддерживало более 70% американцев, его нынешний рейтинг говорит об очень серьезном разочаровании общества.
Наименьшую поддержку получает экономическая политика Обамы - всего 38% американцев одобряют его действия и 59% не одобряют. Более того, выросло число тех, кто считает, что политика Обамы имеет скорее отрицательный эффект на экономику, чем положительный - 29% опрошенных считает, что экономическая ситуация с момента избрания Обамы ухудшилась, а 23% считают, что улучшилась, для сравнения - в феврале 2010 только 16% оценивали экономическую политику Обамы отрицательно. Учитывая сохраняющийся высокий уровень безработицы, новое падение оценки уровня жизни (в августе 49% американцев против 51% в июне позитивно оценивали свою жизнь) популярность президента напрямую зависит от экономических показателей. Фактически Обама оказался заложником затянувшегося экономического кризиса. Он так и не смог предложить американцам ничего, что хотя бы отвлекло их внимание от затянувшейся рецессии, не говоря уже о действенных мерах борьбы с ней.
При этом общество расколото по партийной линии в оценках президента - 80% демократов одобряют действия президента и только 14% республиканцев настроены также оптимистично. Число независимых избирателей, поддерживающих президента, к осени упало с 43% до 39%. Отрицательно оценивают воздействие политики президента на экономику 58% республиканцев и только 11% демократов. Хотя год назад только 35% республиканцев отрицательно высказались относительно влияния президента на экономическую ситуацию в стране.
Поддержка президента становится одним из решающих факторов раскола общества. Судя по опросам общественного мнения, Обама продолжает терять поддержку республиканцев и белого населения в целом. Среди его сторонников 88% афроамериканцев и только 38% белого населения. В феврале 2009 г. Обаму поддерживали 51% республиканцев и 83% демократов. В течение всех полутора лет он неуклонно терял поддержку сторонников Республиканской партии. В итоге накануне выборов 2010 г. разрыв между его сторонниками в обеих группах составил 68%!
Примечательно, что президент одновременно является и источником, и заложником такой ситуации. Поддерживаемый только сторонниками своей партии, он в своих действиях, прежде всего, должен ориентироваться именно на них. Но каждое его решение, принятое в идейном ключе демократической электоральной базы, лишает его очередных процентов поддержки в лагере республиканцев. Обама все больше становится президентом демократического электората и теряет уникальную возможность, которую ему предоставил кризис, создать новую межпартийную коалицию и уменьшить идейный раскол в обществе, ставший одной из доминирующих характеристик политического процесса США.
Исторически, если рейтинг президента в год промежуточных выборов ниже 50%, шансы его партии одержать победу серьезно уменьшаются. По данным Gallup, с 1946 г. партия президента, рейтинг которого выше 50%, теряла в среднем 14 мест в ходе промежуточных выборов в конгресс, в сравнении с 36 местами, которые в среднем теряла партия, если рейтинг президента был ниже 50%. Показательными с этой точки зрения и наиболее разгромными для демократов были выборы 1994 г. - рейтинг популярности Клинтона тогда не превышал 46%, демократы, потеряв 53 места в ходе промежуточных выборов, впервые за 40 лет лишились доминирования в конгрессе. Можно предположить, что приближающиеся выборы 2010 г. могут стать очередным потрясением для Демократической партии.
На фоне партийного раскола американского общества решающим для участников предвыборной кампании становится поддержка избирателей, которые не относят себя к сторонникам одной из двух партий. В 2010 г. недовольство действиями конгресса и президента привело к серьезному сдвигу настроений независимых избирателей. Если в 2008 г., они в своем большинстве голосовали за Обаму и демократов на выборах в конгресс, чем фактически обеспечили ему победу, то накануне выборов 2010 г. их позиция обеспечивает разрыв в предпочтениях избирателей в пользу Республиканской партии. Судя по опросам, проведенным Pew Research Center, демократы и республиканцы в своем большинстве поддерживают кандидатов от своих партий, а вот 49% независимых избирателей склоняются к поддержке Республиканской партии, против 36% тех, кто поддерживает демократов. Более того, независимые избиратели с большим энтузиазмом относятся к предстоящим выборам, чем сторонники Демократической партии (48% против 41%). Из тех, кто решительно настроен прийти на выборы, 64% собираются голосовать за республиканцев и только 40% - за демократов. Причина все та же - разочарование в действиях властей в целом и Конгресса в частности. В 2010 году независимые избиратели представляют собой самую большую группу - 37%, (34% избирателей идентифицируют себя с Демократической партией и 29% - с Республиканской). От их позиции во многом будет зависеть исход приближающихся выборов.
Наконец, еще одна решающая тенденция предвыборной конъюнктуры - состояние национальной экономики, которое американцы оценивают крайне пессимистично, полностью определяет политические настроения избирателей. В целом американцы по-прежнему не так оптимистично оценивают перспективы национальной экономики, как эксперты - большинство граждан считают, что до восстановления экономики еще очень далеко. Вопреки оценкам специалистов и официальному объявлению конца рецессии, 54% граждан считают, что экономические показатели будут ухудшаться или останутся прежними. При этом 47% американцев в сентябре охарактеризовали нынешнее состояние экономики как плохое. Нестабильный экономический рост, высокий уровень безработицы привели к тому, что и независимые избиратели, и сторонники обеих партий гораздо более негативно оценивают состояние экономики, чем год назад. Такие настроения граждан во многом объясняют низкий рейтинг и конгресса, и президента, а также изменение предпочтений независимых избирателей в пользу Республиканской партии. Экономическая конъюнктура явно работает против Демократической партии, которой, пусть и по объективным причинам, просто нечего представить избирателям в качестве доказательства того, что миллиарды долларов выделенные на оживление экономики страны потрачены не впустую.
Таким образом, анализ предвыборной конъюнктуры уже сейчас позволяет предположить, что исход выборов будет явно не в пользу демократов. Вопрос лишь в том, насколько масштабными будут потери. Настолько ли велико разочарование в действующей власти и силен испуг по поводу затянувшегося кризиса, что американцы будут готовы поделить контроль над ветвями власти между двумя партиями, вопреки не самому позитивному историческому опыту сосуществования президента-демократа и республиканского конгресса?
В статье использованы данные независимых центров исследования общественного мнения в США: Gallup, Pew Research Center, Ipsos McClatchy
Виктория Журавлева, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО