Главным событием политической жизни Венгрии за минувшую неделю стало принятие в понедельник 18 октября новой антикризисной программы, предложенной правительством пришедшей к власти в апреле 2010 г. партии ФИДЕС. Накануне в субботу правительство допоздна засиделось при обсуждении планируемых мер для того, чтобы уже в понедельник представить их парламенту. В понедельник рабочее заседание венгерского парламента было открыто выступлением премьер-министра страны Виктора Орбана. Вот некоторые носящие программный характер тезисы из речи венгерского премьера:

- "В прошедший период частные интересы и ценности рынка влияли на государственные решения";

- "Частные интересы опутали государство, а государство финансировало частные интересы из средств, полученных им от общества";

- "Приватизация государства - самоубийственная модель, которая в конечном итоге разрушает само государство, как представителя общественных интересов";

- "Только государство способно представлять интересы общества и, если оно этого не делает, то все исчезает";

- "За покровом сети могущественной бюрократии на самом деле скрываются частные интересы. В любом случае частные интересы следует вернуть обратно туда, где им и место - на рынок";

- "Задача государства - добиться того, чтобы в каждой сфере на первое место были поставлены интересы общества. И в этом суть второго чрезвычайного плана по преодолению кризиса";

- "С венгерских налогоплательщиков уже содрали несколько шкур. В прошлом только от них ждало помощи государство. Теперь настало время помочь тем, которые стоят вдали от тягот. Они помогут Венгрии. И до тех пор, пока мы не выберемся из ямы, страна будет требовать поддержки от тех, у кого есть накопленный капитал";

- "Кому жить приятно, тому надо за это и платить. И чем жить приятней, тем больше надо платить. Общественные тяготы общи для всех. И тот, кто физически способен, должен разделить и взять их на себя".

Итак, стратегической целью правительства объявлено усиление общественных функций венгерского государства. Государственное регулирование экономики в интересах всего общества - вот заявленное содержание антикризисной экономической политики нового венгерского правительства. После речи премьер-министра депутаты парламента приступили к обсуждению сердцевины плана - введения чрезвычайных налогов.

После долгих дебатов, поздно вечером, депутаты парламента 292 голосами "за", 44 - против и при 12 воздержавшихся утвердили основную часть правительственной антикризисной программы. Вместе с фракцией правящей партии ФИДЕС за нее проголосовали и йоббики (депутаты фракции националистической партии "За лучшую Венгрию"). Против голосовали одни социалисты (MSZP). Они посчитали, что предлагаемые правительством меры приведут страну к 65% росту цен на товары и услуги. Любопытно, что вышедшая из социалистической фракции и партии за две недели до этого, известный венгерский политик Каталин Сили голосовала вместе с фидесистами. От голосования за антикризисную программу воздержались зеленые (LMP).

Главным в пакете антикризисной программы правительства Виктора Орбана является введение сроком на три года чрезвычайных налогов на три сектора венгерской экономики: предприятия энергетического комплекса, телекоммуникационные компании и сети розничной торговли. За этот срок правительство планирует получить с них в казну не менее 161 млрд. форинтов (ок. 585 млн. евро). Из этой суммы - 70 млрд. Ft (43 %) предполагают получить с компаний энергетического сектора, 61 млрд. (38%) - с телекоммуникационных компаний и 30 млрд. (19 %) - с розничной торговли. Вкратце суть нововведений сводится к следующему.

Поставщики электроэнергии обязаны будут платить в казну дополнительно 1,05% от суммы своего оборота в независимости от величины прибыли. Здесь особых проблем нет, поскольку до последнего времени в энергетике тариф за поставки электроэнергии и газа потребителям определяется Венгерским энергетическим управлением (MEH), за которым стоит венгерское правительство. В такой ситуации за требованием налога последует и изменение правительственного тарифа на необходимую величину.

Сложнее обстоят дела с двумя другими секторами венгерской экономики. Рассмотрим здесь ситуацию конкретней. Сети розничной торговли, имеющие торговый оборот от 500 млн. до 30 млрд. Ft (около 1.8 - 109 млн. евро), должны платить 0.1% от суммы своего оборота. От 30 млрд. до 100 млрд. Ft (109 млн. - 363 млн. евро) - уже 0.4%. А те, кто имеет оборот более 100 млрд., платят в казну 2.5% от него. Последнего уровня в Венгрии по статистике 2009 г. достигло только шесть трансъевропейских гиганта: гипермаркеты Tesco (573.3 млрд.), Spar (360.2 млрд.), Auchan (226.7 млрд.), Metro (198.3 млрд.), Lidl (152.1 млрд.) и Penny (137.1 млрд.).

За этой шестеркой следует четыре сети (три из которых венгерского происхождения): Magyar Hipermarket (79.6 млрд.) Csemege Match (45.2 млрд.), Aldi (35.4 млрд.) и CBA (25.2 млрд.). Отметим, что предприятия розничной торговли, имеющие торговый оборот менее 500 млн. Ft (около 1.8 млн. евро), освобождаются от уплаты чрезвычайного налога. Таким образом, вне действия чрезвычайного налога остается масса мелких частников, лавочников, владельцев бутиков и всякого рода магазинчиков, которые составляют и составляли по численности значимую социальную величину и при старом коммунистическом режиме. Именно этот слой целое десятилетие систематически страдает от торговых трансъевропейских "мульти", конкурировать с которыми у него нет никакой возможности.

По схожему принципу установлен и чрезвычайный налог на телекоммуникационные компании. Те фирмы, которые имеют оборот менее 100 млн. Ft (364 тыс. евро), от него совсем освобождаются. Имеющие оборот от 100 до 500 млн. Ft должны платить 2.5%. От 500 млн. до 5 млрд. Ft - 4.5%. Телекоммуникационные же компании, имеющие оборот свыше 5 млрд. Ft, обязаны платежом 6.5 %. Венгерский чрезвычайный налог не затрагивает те телекоммуникационные компании, которые заняты в инжиниринге, производстве и не оказывают прямых услуг населению.

Из телекоммуникационных компаний основная тяжесть чрезвычайного налога ложится на 6 фирм. Из них на венгерском рынке с большим отрывом от прочих идет Magyar Telekom (Matáv) - "дочка" Deutsche Telekom AG. Matáv, в свою очередь, возглавляет целую группу дочерних компаний не только в Венгрии, но и в соседней Румынии, Македонии и Черногории. Оборот венгерского Телекома в 2008 г. в стране составил внушительную сумму - 673 млрд. Ft (2 млрд. 800 млн. евро), а в 2009 - 644 млрд. Ft (2 млрд. 476 млн. евро). И именно он назначен на роль главного плательщика в телекоммуникационном секторе. За венгерским Телекомом следует венгерский Telenor (до мая 2010 г. Pannon GSM) - сумма продаж в 2009 г. 177 млрд. Ft (680 млн. евро). Далее венгерский Vodafone в 2009- 130 млрд. Ft (500 млн. евро). Потом Invitel в 2009 г. - 57 млрд. Ft. UPC - в 2009 г. 55 млрд. И, наконец, DigiTV - 15 млрд. Ft в 2009 г.

Пикантность ситуации с чрезвычайными налогами заключается в том, что правительство возьмет их уже с торгового оборота текущего 2010 г. И платеж в казну фирмы, на которые назначен чрезвычайный налог, должны сделать до 20 декабря сего года. Сумма налога должна исчисляться ими не из объемов оборота текущего, а предшествующего - 2009 г. И в том случае, если фирмы-налогоплательщики заплатят государству к 20 декабря менее 90% суммы налога, на них будет наложена пеня в размере 20% от суммы налогового платежа.

Та скорость и энергия, с которым выступает новое венгерское правительство в деле установления чрезвычайных налогов, свидетельствуют о том, что на самом деле определенный ЕС для Венгрии дефицит бюджета в 3,8% от валового внутреннего продукта в текущем году все еще не достигнут. Тогда же вечером в понедельник, когда депутаты венгерского парламента вели дебаты по балансу бюджета, стало известно то, что тщательно скрывалось как старым, так и новым правительством - венгерская казна на сегодняшний момент не дополучила запланированные законодателями в 2009 г. 83 млрд. Ft. На самом деле фактический дефицит бюджета в этом году не сократился, а только увеличился. И именно для латания этой дыры, в первую очередь, и нужны чрезвычайные налоги. А тут еще некстати в октябре случилась экологическая катастрофа в Трансданубии. И теперь ясно, что только в том случае, если экстренный налог будет заплачен в государственную казну до рождественских праздников, Будапешт сможет отчитаться перед Еврокомиссией в успехе своей текущей экономической политики.

Другой важный момент. Венгерское правительство впервые в новейшей истории страны посягнуло на прибыль работающего на венгерском рынке мультинационального капитала. И у фирм, назначенных для платежа налога, нет никакой возможности, по крайней мере, в этом году переложить его тяжесть на венгерского потребителя. По предварительным подсчетам венгерский Telecom в этом году лишится 40% прибыли. А за все три года чрезвычайного налога - 30%. Telenor в этом году потеряет 23 % прибыли. А Vodafone вообще останется без таковой.

На протяжении предшествующих 20 лет целая череда венгерских правительств всеми правдами и неправдами заманивала в свою страну иностранный капитал. За это время все ценное и мало-мальски ценное перешло в руки транснациональных корпораций. В итоге к 2008 г. их усилиями по разным оценкам создавалось от 60 до 70% GDP страны. Мульти приходили в страну, работали на протяжении льготного десятилетнего периода, все это время выводили из Венгрии большую часть прибыли, а потом уходили. На их место тут же сразу, на созданные площадки, сменив вывески и унаследовав от предшественников тот же прекрасный рабочий и служащий персонал, приходили другие. И приходили они только для того, чтобы повторить льготный цикл и снова уйти. Внешне дела обстояли внушительно. В любом большом селе стояли и работали цеха современных предприятий. Страна покрылась промышленными парками. На въезде и выезде каждого города с населением не менее 80 тыс. были отстроены крупные торговые центры, гипермаркеты - "дворцы" и "музеи" современного потребительского общества. При поддержке субсидий ЕС активно обновлялась инфраструктура страны. Однако, простые венгры очень быстро обнаружили, что зарплата трудящихся растет не такими быстрыми темпами, как им хотелось бы. Правительство, прекрасно все понимая, скрывало правду о том, что государственная казна из-за льготного режима для ТНК пуста. За фасадом процветания правительственные дельцы занимали и перезанимали у внешних заемщиков средства, чтобы из года в год как-то свести концы с концами в бюджете. Но в октябре 2008 г. грянул финансовый кризис. Существовавшее хрупкое равновесие нарушилось. Внешние источники заимствования иссякли. На пороге стоял дефолт. Венгерские премьеры социалисты с мольбами о помощи выворачивали в Брюсселе перед еврочиновниками пустые карманы. А тем временем работающие в Венгрии ТНК после некоторой заминки нарастили до прежнего уровня, а потом и превысили прежний объем производства. И сегодня река прибыли, но уже в условиях кризиса, по-прежнему широким потоком течет из страны, и только скудные ручейки направляются в государственную казну.

В этих условиях либерализм в Венгрии и приказал долго жить. Всеми презираемые министры-социалисты, эти дважды иуды, комсомольские карьеристы - предавшие первый раз коммунизм и СССР, а второй раз принципы европейской социал-демократии, оказались на обочине истории. На прошедших выборах 80% венгерских избирателей проголосовало или в мягкой (ФИДЕС, большинство), или в жесткой форме (йоббики, меньшинство), за национализм, острие которого на самом деле направлено против безраздельного господства в Венгрии международного финансового капитала и транснациональных корпораций.

Что остается в этих условиях делать теперь Орбану, пришедшему к полной и безраздельной власти в своей стране? И мы видим, как он разделил крутящийся в стране транснациональный капитал. Серьезных игроков - "старичков" типа Фольксваген, Даймлер-Бенц, Судзуки, IBM, GM и их "дочек" (машиностроение, электроника), он не трогает. Экстренную дань венгры пытаются собрать с "молодежи", "новичков" на рынке - телекоммуникационных компаний, и с транснационального торгового капитала - розничных сетей. Правда, для успокоения последних, уверяют, что меры эти всего лишь временные, на какие-либо три года, а потом все станет по старому.

Помимо установления чрезвычайных налогов новый венгерский антикризисный план предусматривает и ряд других мер по наполнению казны, о чем в общих чертах поведал в своей речи венгерский премьер. Венгерскому парламенту еще только предстоит обсудить их в конкретике и принять. Из них самой значимой является предлагаемая Виктором Орбаном национализация частных пенсионных фондов. Очевидно, что правительство собирается использовать эти средства для текущей бюджетной политики, хотя ясно и не артикулирует это. Мера, в целом, встретит понимание венгерского общества. Каких-либо особых протестов тут ожидать не стоит. Дело в том, что частные пенсионные фонды в результате финансового кризиса потеряли значительные суммы, доверенные им вкладчиками. Для примера, пишущий эти строки получил из своего частного пенсионного фонда извещения, что по итогам 2008 г. сумма его вклада сократилась на 20%. В итоге можно констатировать, что попытка реформировать пенсионную систему в Венгрии по западному образцу с треском провалилась.

Важными представляются и меры, предложенные венгерским премьер-министром, по совершенствованию государственного управления. Так, правительство Орбана предполагает сократить государственный аппарат на 5 %. Здесь, надо полагать, дело коснется в первую очередь людей пенсионного возраста. Какие-то меры планируются правительством для повышения общественной эффективности в области PPP-политики (public-private partnership, государственно-частное партнерство).

Среди частных мер в государственном секторе правительство Орбана предлагает усовершенствовать управление общественным транспортом, чтоб сделать его более эффективным. Для этого соединят государственную компанию железных дорог MAV с автобусными фирмами Volan, имеющими подразделение по областям страны. При этом предполагается вычистить из новообразованной компании "частные интересы" и покарать коррупционеров. К государственному регулированию экономики относится и предложение преобразовать по германскому образцу Венгерской торговую палату по "дуальному" принципу.

Для поддержки венгерских сельскохозяйственных производителей планируется распространить на них "Новый план Сеченьи". В социальной политике правительства Орбана главной целью объявлено создание новых рабочих мест. Существенным представляется и то, что планы сокращения налогов на доходы населения остаются в силе. Из частных мер, правительство собирается поддерживать льготным налогообложением практику неполной (в частности, 4-х часовой, вместо 8-ми часовой) занятости женщин. В последующих наших обзорах бы будем следить за тем, как объявленные 18 октября эти части антикризисной программы нового венгерского правительства будут претворяться в законодательные акты. Итак, на минувшей неделе определено основное направление социально-экономического движения Венгрии на ближайшие три года.

Помимо этого, мы фиксируем и оживление внешней политики нового венгерского правительства. На минувшей неделе Виктор Орбан посетил с официальным визитом Словению. Следующий его визит состоится в Прагу. Таким образом, венгерский премьер в первую очередь наносит визиты в те "благополучные" страны региона, у которых нет конфликта на национальной основе с венграми. При этом одновременный визит на прошлой неделе 18-19 октября венгерского президента Пала Шмитта в Румынию отнюдь не смягчает конфликта с последней. Накануне своего визита в Румынию 15 октября президент Венгрии демонстративно принял в своей резиденции в Буде главного возмутителя спокойствия среди венгерского меньшинства в Румынии - Ласло Токеша. Помимо Бухареста венгерский президент посетил венгерские университеты в Трансильвании в Марошвашархее (Тыргу-Муреш) Sapientia (Трансильванский венгерский университет) и в Надьвараде (Орадя) Partium (Христианский университет). Румыны пытаются продемонстрировать венграм и странам Европейского союза, что гуманитарные и языковые проблемы трансильванских венгров успешно разрешаются.