Центральная избирательная комиссия Республики Молдова зарегистрировала в качестве кандидата на досрочных парламентских выборах 28 ноября 2010 года партию "Движение "Европейское действие", первым вице-председателем которой является историк Анатолий Петренко, известный своими ревизионистскими взглядами на Холокост. Напомним, что А. Петренко также является членом созданной президентом Михаем Гимпу Комиссии по оценке тоталитарного коммунистического режима в Республике Молдова.

ИА REGNUM Новости публикует рецензию доктора исторических наук Изяслава Левита на монографию А. Петренку "Бессарабия во второй мировой войне", полный вариант которой будет напечатан во втором номере "Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований" (Москва).

"Одним из проявлений антисемитизма в наши дни является непризнание Катастрофы. Некоторые отрицают существование нацистского геноцида, объявляя Холокост "величайшим обманом XX-го века", другие, не отрицая отдельные факты истребления евреев фашистами, нарочито преуменьшают масштабы геноцида, заявляя, что Холокост следует рассматривать как ординарное, не заслуживающее серьезного внимания событие.

В последние годы в общий хор низвергателей Холокоста влились голоса оживших в посткоммунистической Румынии националистических и профашистских элементов. Поводом для будирования "еврейского вопроса" послужила развернувшаяся после свержения диктатуры Чаушеску кампания по реабилитации казненного в июне 1946 г. военно-фашистского диктатора Румынии маршала Иона Антонеску.

Под влиянием своих румынских коллег в кампанию по реабилитации маршала Антонеску и его политики в "еврейском вопросе" втянулись прорумынски националистически настроенные круги в Республике Молдова. Предлагалось воздвигнуть кондукэтору памятник в Кишиневе, националистическая печать посвятила ему хвалебные публикации. Одна из работ, изданных в молдавской столице - книга историка Анатола Петренку "Бессарабия в годы второй мировой войны 1940-1944 годы". Значительное место в ней уделяется "еврейскому вопросу", о его освещении в книге и пойдет речь в нашей рецензии.

Сам А.Петренку объявляет в предисловии, что при написании работы он придерживался принципов "научности", "объективности", он "избавлен от субъективизма при отборе и трактовке фактов", предпочтение отдает документам, а не всяким мемуарам, воспоминаниям и т.д. Автор счел нужным подчеркнуть, что он дистанцируется "от существующего в некоторой среде рассматриваемого периода ксенофобного антисемитизма", но предупреждает, что проявляет свое "критическое отношение к эксклюзивным позициям некоторых авторов" (с. 11).

Достаточно ознакомиться с подходом А.Петренку к отбору фактов для аргументации своих положений, чтобы убедиться в лживости разглагольствований о "научности", "объективности", отказе oт "ксенофобного антисемитизма", якобы присущих его работе. Он начисто отбрасывает документы и материалы, содержащиеся в известных ему сборниках, как-то: "Черная книга. Страдание евреев Румынии 1940-1944 гг."; "Документы о судьбе румынских евреев во время Катастрофы" (пятый том этого 12-ти томного издания целиком посвящен Бессарабии, Буковине и Транснистрии); "Евреи Румынии в 1940-1444. Том II. Еврейская проблема в стенограммах Совета Министров", хотя это документы из румынских архивов, на румынском языке, исходящих от администрации военно-фашистской диктатуры и неопровержимо доказывающие, что истребление евреев Бессарабии, Буковины и Транснистрии с самого начала войны стала важнейшей задачей тогдашних правителей Румынии. Именно эти документы не устраивают г-на Петренку, они не укладываются в концепции автора. По этой же причине он полностью игнорирует работы современных румынских исследователей (Р.Флориан, Д.Хурезяну, Л.Бенжамин и др.), отрицательно оценивающих политику диктатуры Антонеску и осуждающие юдофобство румынского фюрера, а также труды о Холокосте в Бессарабии, Буковине и Транснистрии зарубежных авторов (Р.Хильберг, Ю.Фишер, И.Бутнару, Ж.Энчель, Д.Литани, С.Палти и др.).

Душа г-на Петренку лежит к другим авторам (Г.Мунтяну, Д.Пэдуре, И.Емилян), чьи брошюры, изданные в годы фашистского режима, пропитаны от начала до конца духом антисемитизма и призваны были разжигать среди невежественной толпы ненависть к евреям и создать соответствующую атмосферу для решения в нацистском духе "еврейского вопроса". Эту бульварную литературу, считает Петренку, можно приравнивать к документам времени. О брошюре "Жиды. Заметки из трагедии эвакуации Бессарабии" и об ее авторе - румынском офицере Г.Мунтяну, участвовавшем в отходе румынской армии из Бессарабии в конце июня 1940 г., А.Петренку пишет: "Автор (т.е. Мунтяну - И.Л.) считает, что "группы из евреев, организованные в бандах драчунов, воров и уголовников, предавали свое жидовское племя, склонное к подлости". Хотя в работе, - продолжает Петренку, - нет фактов и конкретных фамилий лиц и описание базируется на персональных впечатлениях автора... все же брошюра является историческим документом, тем более, что о нападениях еврейских банд (и не только) говорят и другие очевидцы". В опусе некого И.В.Емиляна "Большевизм и церковь" Петренку выкопал такой подходящий для себя факт: "В Бельцах все христианские церкви подвергались глумлению бандами жидов, которые уничтожали кресты на куполах и водружали на их место красные флаги", а в Белгород-Днестровске священнослужитель местного кафедрального собора Еусебиу Ионович "был застрелен агентом иудео-коммунистом Цукерманом" и т.д.

Одним словом, А.Петренку мобилизовал все, что мог найти в антисемитской литературе, чтобы показать: евреи - "пятая колонна", орудовавшая за спиной румынской армии, это объединенные в банды громилы, воры, уголовники, это советские агенты, предававшие румынских патриотов, это осквернители христианских церквей, это подлое, продажное племя и т.д. Всю эту антисемитскую риторику из фашистской и националистической литературы г-н Петренку воспроизводит в своей книге без оговорок, с явным наслаждением, преподносит эти факты как истину в последней инстанции. Справедливости ради нужно сказать, что кое-где в отрицательном плане фигурируют в его работе и другие "этнические меньшинства" Бессарабии, но на фоне евреев они гораздо менее враждебны ко всему румынскому.

Не станем отрицать, что евреи (в основном трудовые массы, а не состоятельные предприниматели, банкиры и ростовщики), поверив большевистской пропаганде о счастливой жизни в СССР и надеясь, что с приходом советской власти они избавятся от растущего в Румынии антисемитизма, действительно радушно встречали Красную Армию в конце июня 1940 г. Но теплый прием устроили ей не только евреи и коммунисты неевреи, как утверждает Петренку. но и десятки тысяч жителей Бессарабии - русские, украинцы, болгары, гагаузы, армяне, греки, а также молдавская беднота, полагавшая, что новая власть решит все наболевшие социальные проблемы.

Нe обошлось без инцидентов между местными жителями и покидающими Бессарабию и Северную Буковину подразделениями румынской армии и чиновниками гражданской администрации. Некоторые лица, в том числе и евреи, подвергавшиеся в свое время унижениям и издевательствам со стороны чиновников, жандармов и полицейских (о чем, естественно, А.Петренку не пишет), провожали отходящие румынские войска и чиновников оскорбительными словами, плевками, а наиболее ретивые, срывали с офицеров погоны. Но до кровавых стычек с человеческими жертвами дело не дошло. Зато документально зафиксировано, что свою злобу отступавшие из Бессарабии и Северной Буковины румынские войска обрушили на евреев Румынии. 1 июля 1940 г. отходящие части 3-го пограничного и 8 артиллерийского полков расстреляли в румынском городе Дорохой 50 евреев, в том числе 11 женщин, 5 детей и 34 мужчин, включая 6 евреев - солдат румынской армии. В с.Зэхэрешть Сучавского уезда майор Кари, командир 3-го батальона 16 пехотного полка расстрелял 34 еврея. Такие же расправы имели место в селах Шербэць, Костанац, Гэурень, Комэнешть того же уезда, в г.Сирець уезда Рэдэуць. Везде убийства сопровождались грабежами. В пассажирских поездах фашиствующие элементы избивали евреев, выбрасывали их из вагонов на ходу.

Все эти факты в книге Петренку, конечно, не найдешь. Вся его система отбора фактов и рассуждений о райской жизни евреев в Румынии, об их подрывной деятельности в качестве "пятой колонны" Коминтерна, о бесчинствах еврейских комитетов и "банд" при отходе румынских войск с территории Бессарабии, подогнаны под сделанный им вывод: "у военного руководства армии Антонеску были основания для негативного отношения к евреям Бессарабии". Иными словами - для поголовного истребления евреев, предпринятого режимом Антонеску с первого дня войны против Советского Союза.

Избранная Петренку схема оправдания геноцида является в сущности повторением доводов И.Антонеску. В его работе читатель не найдет слов осуждения политики геноцида диктатуры Антонеску в отношении евреев Бессарабии и Буковины. Нет у него также ни одной фамилии румынского офицера или солдата, жандарма или полицейского, на совести которого десятки, а может и сотни уничтоженных евреев, в том числе женщин, детей и стариков.

Петренку стремится создать впечатление, что кондукэтор не причастен к убийствам евреев и что если такие факты и имели место, то помимо его воли. Он негодует по поводу того, что автор этих строк в "обрубленном" виде процитировал указания Иона Антонеску местной администрации при посещении им 17 июля 1941 г. г.Бельцы, а именно упустил распоряжение румынского диктатора: "Евреев по вечерам собирать и охранять. Не убивать и не истязать".

А.Петренку, публикуя инструкции кондукэтора от 17 июля 1941 г. полностью, старается обелить не только румынского фюрера, но и подчиненный ему репрессивный аппарат. Он утверждает, что своим распоряжением Антонеску хотел "избежать всякие эксцессы со стороны немецких вооруженных сил, мстителей и деклассированных элементов", а также "сдерживать убийство заложников". Но читателю Пенренку не сообщил главное: что писал в донесении своему руководству начальник полиции г.Бельцы Аганис. А писал Аганис следующее: "В результате принятых нами мер в помещении полиции были собраны 454 еврея, мужчины, женщины и теми, из них после сортировки были отобраны по требованию немецкого командования в качестве заложников 75 мужчин'". Выходит, евреев собирали и охраняли не для их защиты, а для того, чтобы они не убежали ночью, чтобы легче было расправиться с ними в нужный момент. В этой преступной акции участвовали и румынские власти.

А.Петренку пытается создать видимость прекращения преступных действий против евреев после вмешательства кондукэтора. Однако при ознакомлении с архивными документами даже неискушенному читателю станет ясно, что брошенные кондукэтором "гуманные" слова вовсе не означали отказа от политики глумления, истязания и истребления евреев. Ни один его подчиненный не воспринял их как приказ, понимая, что они предназначены для истории и таких историков, как Петренку. Свидетельством этого - приказ Министерства внутренних дел №5811 от 18 июля 1941 г. подписанный заместителем министра дивизионным генералом И.Ионеску, в котором сказано, что "по распоряжению генерала Иона Антонеску" евреи в лагерях должны быть использованы "на тяжелые работы", в случае бегства "расстрелять каждого десятого", а в случае неудовлетворительной работы "лишать пищи".

30 августа 1941 г. И.Антонеску собрал губернаторов Бессарабии, Буковины и Транснистрии (генералов Войкулеску, Калотеску и профессора Алексяну) и проинструктировал их относительно того, как следует проводить депортацию евреев из Бессарабии и Буковины в Транснистрию. Спустя несколько дней исполнителям этой акции была разослана четная специальная инструкция с условным знаком - "Алексяну". Расшифровывался он следующим образом: "евреи немощные и больные, которые не могут следовать за колонной, должны быть казнены. Для этой цели... за два дня до отправки каждого конвоя... через каждые 10 км пути следования евреев выкопать ямы примерно на 100 человек, к ней подводить отстающих от колонн, расстреливать и закапывать". Так на дорогах Бессарабии погибли тысячи ослабевших, больных женщин, стариков и детей. Один из многих исполнителей этой кровавой акции лейтенант жандармерии Аугустин Рошка в своем рапорте писал, что им расстреляны были 500-600 евреев, в первой яме он закопал 50 человек, в остальных - по 120, притом многие были еще живы. Даже этот натренированный жандарм признал: "во время выполнения полученных приказов имели место такие драматические моменты, которые надолго запомнятся их участникам".

Никого из участников массовых убийств евреев "гуманный" кондукэтор не наказал и даже не привлек к ответственности, поскольку сам избрал гитлеровский метод "этнической чистки". Дела были заведены лишь на некоторых зарвавшихся военных и гражданских чиновников, прикарманивших отобранные у евреев ценности вместо того, чтобы сдавать их государству. А ведь за счет этих ценностей маршал надеялся залатать дыры в заметно оскудевшей казне, возникшие в результате войны и содержания гитлеровских войск в стране. Разгневанный Антонеску направил для расследования поступившей информации о расхищениях группу высокопоставленных лиц во главе с генералом - военным комендантом Бухареста. Так появился документ в двух частях: "Отчет комиссии, созданной по приказу господина маршала Иона Антонеску, главы Государства, по расследованию непорядков в Кишиневском гетто". В нем немало фактов зверств и грабежей фашистских "освободителей" по отношению к евреям, мягко именуемых "непорядками".

Судя по ссылкам в книге, А.Петренку знаком с этим "Отчетом". Но в главе, названной автором "Судьба евреев-поселенцев Бессарабии", Петренку скрыл от читателя факты об этих злодеяниях. Он подбирает факты таким образом, чтобы возложить ответственность за злодеяния на кого угодно, только не на румынскую армию, жандармерию и полицию. Он пишет о том, что немцы в Измаиле увели в неизвестном направлении 105 евреев, в с.Бульбока - 156, в Бендерах - 35. Это, по-видимому, соответствует действительности. Однако не сказано, кто собрал этих евреев, и передал их гитлеровцам. Если в чем-то Петренку упрекает своего маршала-кумира, то лишь в том, что он "не делал нужную дифференциацию" и одинаково обходился со всеми евреями, не учитывал, что в гетто и лагерях не все были виноваты и должны были нести ответственность за "антирумынскую деятельность" своих соплеменников. В скобках А.Петренку словами самого Антонеску разъясняет его позицию в "еврейском вопросе": "Когда я принял меры против евреев, я принял их не против индивидуума, а против общности, которая грабила румынский народ. Я защищаю нацию. Еврейская общность должна расплатиться..."

Перечисление случаев манипуляции автором книги фактами и данными, связанными с историей Холокоста в Бессарабии можно было бы продолжить, но приведенные, на наш взгляд, убедительно доказывают, как Петренку - поборник "правдивости", "объективности", "беспристрастности", лишенный чувства антисемитизма, распоряжается историей Холокоста.

В посткоммунистической Республике Молдова вроде покончено с государственным антисемитизмом. Было немало сделано для возрождения еврейской культуры, языка, изучения истории. Тем более вызывает удивление издание под грифом Государственного университета Молдовы книги, возрождающей антисемитизм румынского образца периода кануна и Второй мировой войны, когда фашистская идеология была в расцвете".