Дмитрий Семушин: Выборы в Венгрии на фоне экологической катастрофы: новое издание хортизма
Ни одна предвыборная кампания в Венгрии за прошедшие 20 лет не была такой скучной и бесцветной, как та, что предшествовала состоявшимся 3 октября сего года муниципальным выборам - таково общее мнение наблюдавших за ними местных политических комментаторов.
По конституции страны муниципальные выборы в Венгрии проводятся спустя полгода после всеобщих парламентских. С одной стороны, по замыслу законодателей (закон 1997 г. ХСVIII), это снижает расходы на избирательные кампании, с другой, позволяет политикам в четырехлетние промежутки между выборами сосредоточиться на текущей деятельности. Помимо прочего, до последнего момента сближенные по времени избирательные кампании создавали к уже имеющимся в системе - дополнительный политический противовес. Именно так и случилось в предшествующую избирательную кампанию 2006 г. Тогда на всеобщих выборах венгерские избиратели отдали большинство голосов социалистам, а на муниципальных - их основным оппонентам, правоконсервативной партии ФИДЕС/Венгерский гражданский союз. При системе демократических выборов, когда разница между победителями и побежденными составляет всего лишь несколько процентов, венгерская организация выборов создавала ситуацию, при которой неустойчивая часть электората пересматривала свое решение на ближайших по отношению к основным муниципальных выборах. И в конечном итоге положение политической оппозиции только укреплялось, что являлось само по себе положительным явлением. На этот раз в октябре 2010 г. события пошли иначе и на муниципальных выборах, как и ожидалось всеми, убедительную победу одержала правящая партия ФИДЕС.
Итак, в течении минувших двух лет мы наблюдаем череду непрерывного по нарастающей успеха этой партии и ее харизматического лидера
Тактика лидера ФИДЕС, в мае 2010 г. ставшего премьер-министром страны, Виктора Орбана в предвыборной кампании, предшествовавшей муниципальным выборам, была проста - тянуть время и не предпринимать никаких значимых действий ни в экономике, ни в политике. Политическое бездействие прикрывалось будоражившими страну и Европейский союз летом 2010 г. заявлениями ставших государственными чиновниками деятелей ФИДЕС, то о близком дефолте Венгрии, то наоборот о прекращении сотрудничества этой страны с Международным валютным фондом. Большие возможности для политической демагогии новому венгерскому правительству давало обсуждение вопроса о положении национальных венгерских меньшинств в соседней Словакии и Румынии. С первой был развязан конфликт о гражданской принадлежности венгров Словакии, со второй - осуществлено фактическое вмешательство во внутренние дела поддержкой на государственном уровне требования румынских венгров Трансильвании о восстановления секейской автономии в Румынии.
Бездействие нового кабинета в экономической сфере могло быть оправдано только тем, что до последнего момента продолжала действовать антикризисная программа по снижению бюджетного дефицита, разработанная предшествующим социалистическим кабинетом Гордона Байяи. Виктор Орбан, не неся никакой ответственности за ее негативные для общества последствия, имел возможность критиковать действия своих предшественников, а на деле фактически пожинать первые положительные плоды экономической стабилизации после частичной девальвации форинта и достижения запланированного баланса бюджета. Достигнутая к лету 2010 г. экономическая стабилизация и даже частичный рост экономики Венгрии играет уже на пользу ФИДЕС.
В какой-то мере на итоги муниципальных выборов в Венгрии в пользу ФИДЕС повлияли и неоднократные заявления лидера партии и премьер-министра Виктора Орбана о том, что в Венгрии по сравнению с другими странами Европейского союза слишком много муниципальных объединений, часть которых не мешало бы для экономии средств ликвидировать путем укрупнения. В венгерской глубинке, где-нибудь в местечках и селах Алфёлда или окрестностях Мишкольца, местные жители могли задуматься о возможной участи своих самоуправлений, если в них не будут председательствовать представители партии ФИДЕС.
Что касается остального, то правящая партия в кампании перед муниципальными выборами в Венгрии не была оригинальна. Лидеры ФИДЕС не искали ничего нового и повторили все те обещания, которые уже были озвучены перед состоявшимися в апреле парламентскими выборами. Это касается, прежде всего, обязательства радикального сокращения государственного аппарата. Всем гражданам обещано снижение основного налога на их доходы с 27 до 16%, а налога социального страхования с 19 до 10 %. Мелким и средним предпринимателям посулили ликвидировать 10 налоговых статей и дать льготное кредитование по программе т. н. "Нового плана Сеченьи". Для борьбы с преступностью ФИДЕС обещал ввести в венгерское уголовное законодательство принцип "тройного наказания". Это означает, что в случае рецидива уголовного преступления против личности к преступнику будет применяться более тяжелая мера наказания. К примеру, при повторном совершении уголовного преступления, преступника ждет заключение не на положенные в данном конкретном случае по статье 10 лет тюрьмы, а все 20. В случае повторного в третий раз преступления виновному грозит уже пожизненное заключение. Принцип "тройного наказания" в предвыборной программе ФИДЕС важен как средство противодействия предвыборной агитации партии радикальных националистов "За лучшую Венгрию".
Теперь после состоявшихся муниципальных выборов станет ясно, в каком объеме ФИДЕС намерена выполнять свои предвыборные обещания. Как, наконец, Орбан собирается создать обещанные им 1 миллион новых рабочих мест в рамках венгерской экономики, которая на 75% состоит из предприятий транснациональных корпораций? В этих условиях ясно, что получившая широкий международный резонанс авария с тяжелыми экологическими последствиями на алюминиевом комбинате в Айка случилась для ФИДЕС весьма вовремя. Ссылка на форс-мажорные обстоятельства может стать предлогом для отказа в выполнении предвыборного обещания о снижении налогового бремени в стране.
Следует отметить, что важнейшим итогом муниципальных выборов в Венгрии для правящей партии и всей страны является то, чего никогда не было ранее с момента смены режима в 1990 г., - это новая конфигурация власти. По итогам апрельских 2010 г. выборов в венгерский парламент все члены правления ФИДЕС стали депутатами парламента и вошли в партийную фракцию. Теперь же по итогам муниципальных выборов после 3 октября 2010 г. около 70 депутатов членов парламентской фракции ФИДЕС стали по совместительству еще и бургомистрами венгерских городов, в том числе и самых крупнейших. Таким образом, единым центром политической власти в стране на разных уровнях становится парламентская фракция ФИДЕС, члены которой осуществляют через министерства управление государственным аппаратом, руководят ключевыми местными самоуправлениями и контролируют партийную структуру ФИДЕС до местных отделений партии. А над фракцией стоит единоличный партийный лидер - Виктор Орбан, чей авторитет и лидерство неоспоримы.
Теперь об итогах муниципальных выборов для основных конкурентов ФИДЕС. Оппозиция представлена в парламенте тремя партиями. Это - Венгерская социалистическая партия (MSzP), "Движение за лучшую Венгрию" (JMM), "Политика может быть другой" (LMP). Соответственно их фракции в Венгерском парламенте составлены из 59, 47 и 16 депутатов. В целом, итоги муниципальных выборов свидетельствуют о том, что политические симпатии в обществе к этим партиям снизились. Результат, достигнутый оппозиционной тройкой в апреле 2010 г., остался бы для них недостижимой мечтой в том случае, если бы парламентские выборы состоялись теперь в эту осень. ЛМП сейчас просто бы не смогла преодолеть 5% барьер для парламентского представительства.
Особенно драматически дела обстоят у венгерских социалистов.
На прошедших муниципальных выборах они ставили единственную задачу - подтвердить свое присутствие в политической жизни страны, хотя бы в отдельных пунктах своего традиционного влияния. Прошло 3 октября и все муниципальные "бастионы" венгерских социалистов пали. Социалисты одержали победу лишь в 49 муниципиях из 3300. Это политический ноль. Даже Пешт с его пролетарскими районами отказал в доверии социалистам. В итоге на повестку дня встал вопрос о самом существовании этой старейшей политической партии - наследницы правящей партии венгерских коммунистов кадаровской поры (1956-1989 гг.). На следующий же день после провала на муниципальных выборах первые крысы побежали с тонущего партийного корабля. О выходе из Венгерской социалистической партии заявила Каталин Сили - в прошлом многолетний председатель венгерского парламента (2002-2009 гг.). А Ференц Дьюрчань, прежний премьер-министр и лидер партии до апреля 2009 г., заявил о создании внутри MSzP особой платформы "Демократическая коалиция". Последствия этих шагов очевидны. Венгерская социалистическая партия идет к распаду. Каких-либо точек опоры в обществе у социалистов больше нет. Самое печальное, что нынешнее партийное руководство социалистов в период своего пребывания у власти сделало все возможное, чтобы испортить отношения с профсоюзами. Весьма вероятно, что уже в ближайшее время на месте некогда могучей и авторитетной партии, останется несколько бессильных в политическом плане групп, претендующих на социал-демократическое наследие.
Что касается двух других оппозиционных партий, то в политическом плане "йоббики" (так в просторечии зовут членов партии "За лучшую Венгрию") далеко опережают "зеленых" из ЛМП. Сила йоббиков заключена в их способности к прямому уличному действию. Здесь они опираются на поддержку сетевых националистических организаций. На стороне "Движения за лучшую Венгрию" также симпатии политически активной части молодежи. Более того, йоббики имеют огромный электоральный резерв в провинции. Вчерашний крестьянин, а ныне рабочий на "мульти" (в венгерском просторечии - предприятие, принадлежащее транснациональной корпорации), или страдающий от конкуренции с трансъевропейскими торговыми фирмами лавочник - вот тот венгр, который сейчас пойдет посмотреть на митинг или марш йоббиков, чтобы на следующих выборах отдать им свой голос. Дефицит в политике социалистических правительств 2002-2010 гг. живого социал-демократизма, в условиях, когда на стороне последнего была глубинная и искренняя симпатия венгерского общества, привел к тому, что социал-демократизм стал замещаться в массовом сознании национал-социализмом. Тем более что для этого в стране имеются глубокие культурные предпосылки.
Лидеры всех трех венгерских оппозиционных партий понимают, что в долгосрочной плане их партии не имеют никакой перспективы, если они к уже ближайшим выборам не станут весомым противовесом ФИДЕС. Понимает это и лидер последней Виктор Орбан. Поэтому теперешний премьер будет делать все, чтобы политический вес оппозиционных политических партий не превышал некоторого минимального уровня. Одним из средств для этого становится контроль над средствами массовой информации. Прошедшая в Венгрии муниципальная избирательная кампания дала слишком много примеров зажима оппозиции через недопущение ее деятелей на телевидение. Похоже, что практика информационного контроля в будущем будет применяться правительством Орбана в ещё больших масштабах.
Что касается более серьезных вещей, то здесь следует отметить тот факт, что благодаря международным масс-медиа во внешнем мире создан такой образ венгерских радикальных националистов, что общественное мнение, как в европейских странах, так и в России будет только приветствовать мягкие репрессивные меры, которое правительство Орбана предпримет уже в ближайшем будущем для сдерживания йоббиков.