Арташес Гегамян: Мина под Минскую группу ОБСЕ
5 октября 2010 года Национальное Собрание Республики Армения (РА) приступит к обсуждению проекта Закона РА о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Инициатором данной законодательной инициативы является парламентская фракция "Жарангутюн" ("Наследие", "Heritage"), которая, позиционируя себя в качестве оппозиционной фракции, воспользовалась возможностями, предоставляемыми регламентом Национального Собрания РА и внесла этот вопрос на внеочередное обсуждение парламента. Казалось бы, Армении давно было пора сделать это. Ведь по существу Нагорно-Карабахская Республика вот уже 20-ый год де факто является независимой страной со всеми атрибутами, присущими демократическому государству. Почему же
А теперь несколько подробнее рассмотрим, что же на самом деле кроется за этой, на первый взгляд, патриотической инициативой парламентской фракции "Жарангутюн". Чтобы наш анализ не был предвзятым, вкратце вспомним наиболее знаменательные события последних лет, касающиеся региона Южного Кавказа, и какие последствия они имели для мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.
Итак, после пятидневной грузино-югоосетинской войны августа 2008 года ситуация в регионе Южного Кавказа сильно накалилась. В эти же дни, 11 августа 2008 года, турецкий премьер и одновременно лидер правящей происламской Партии справедливости и развития
Затем, 2 ноября 2008 года по инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева - в замке Майендорф - состоялось подписание президентами Азербайджана, Армении и России Декларации по Нагорному Карабаху, в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Участие сопредседателей МГ ОБСЕ на церемонии подписания Декларации поставило жирную точку над разного рода конъюнктурными спекуляциями азербайджанской стороны о скорой "кончине" Минской группы. При этом очень важно, что представляя Декларацию,
После прекращения военных действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта Майендорфская декларация - единственный документ за последние 14 лет, подписанный руководителями Армении и Азербайджана, в котором говорится об урегулировании этого конфликта исключительно политическим путём.
В дальнейшем, 10 июля 2009 года в итальянском городе л'Аквила, а затем 26 июня 2010 года в канадском Москоке лидеры РФ, США и Франции подписали Совместные заявления по Нагорно-Карабахскому конфликту. В обоих этих документах руководители стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ подтвердили свои обязательства оказывать поддержку Армении и Азербайджану в завершении согласования ими основных принципов урегулирования конфликта, среди которых: возвращение территории вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом; определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путём имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения, право всех внутренне перемещённых лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.
Дважды принимая Совместные заявления по Нагорному Карабаху лидеры государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ фактически подтвердили, что возможно лишь политическое урегулирование конфликта, а единственным форматом решения Нагорно-Карабахской проблемы является именно Минская группа ОБСЕ. Это заявление имеет весьма принципиальное значение по нескольким причинам. С одной стороны, оно, безусловно, остудило воинственный пыл апшеронских политиков, которые, начиная с президента АР
К сказанному следует добавить, что за последние два года, в основном по инициативе президента России Дмитрия Медведева, состоялось 6 встреч на высшем уровне между президентами Азербайджана и Армении.
Для полноты картины отметим, что 1-го декабря 2009 года на Саммите Совета Министров иностранных дел ОБСЕ было принято заявление по Нагорному Карабаху, в принципиальном плане повторяющее основные принципы урегулирования конфликта, содержащиеся в Совместном заявлении глав-государств МГ ОБСЕ.
В этом ряду, пожалуй, очень важное значение занимают события последних двух месяцев. Это, во-первых, состоявшийся 19-го - 20-го августа 2010 года первый в истории независимой Республики Армения Государственный визит Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в Армению. Итогом государственного визита президента РФ в Армению стал пакет из пяти документов: о сотрудничестве в строительстве нового энергоблока на Армянской АЭС, о взаимном учреждении торговых представительств, о реадмиссии, меморандум по военно-техническому сотрудничеству. Однако, кульминацией Государственного визита стало подписание министрами обороны РФ и РА -
Из всего сказанного можно сделать вывод, что проект Закона РА "О признании независимости Нагорного Карабаха" взорвёт ситуацию не только в регионе Южного Кавказа, но создаст опасную напряжённость между Россией, США и
Неприятной неожиданностью это станет и для Исламской Республики Иран, поскольку признание Арменией независимости Нагорного Карабаха на данном этапе будет означать конец переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ и неизбежно приведёт к развязыванию Азербайджаном военных действий непосредственно на границах Ирана.
Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, оставаясь верными духу и букве Совместных заявлений по Нагорному Карабаху, сделанных их лидерами в л'Аквиле и Москоке, не исключено, что введут миротворческие силы в зону конфликта, в том числе и вдоль 120-и километровой границы с Ираном, которую сегодня контролирует армия обороны Нагорного Карабаха. Отметим, что в настоящее время Иран, с которым у Армении установились добрососедские отношения, оказался в весьма сложной ситуации. В свете четвёртой по счёту резолюции
В случае признания со стороны Национального Собрания Армении независимости Нагорно-Карабахской Республики, лишь Азербайджан и Турция с тщательно скрываемым удовлетворением воспримут это. Подобный ход развития событий сведёт на нет все ранее сделанные наработки Минской группы ОБСЕ, поставит под угрозу самое крупное достижение этого органа - сохранение в течение 16 лет мира в условиях неразрешённого конфликта. В случае признания независимости Нагорно-Карабахской Республики президент Азербайджана Ильхам Алиев облегчённо вздохнёт и при этом напомнит мировому сообществу оценку, данную им МГ ОБСЕ ещё 24 марта 2004 года. Тогда И. Алиев дал негативную оценку двенадцатилетней деятельности этой организации в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта: "Я не могу её оценить положительно, так как за этот период со стороны МГ ОБСЕ, можно сказать, не было предпринято ни одного положительного шага". Более того, это оправдает недавнее заявление МИД Азербайджана, адресованное "Международному сообществу" о недопустимости сохранения статус - кво в Карабахе и необходимости скорейшего решения этого вопроса, естественно, на условиях, предлагаемых Азербайджаном.
Здесь следует особо отметить и то, что в случае признания независимости НКР Турция окажется в исключительно выгодном положении. Так как после подписания 10-го октября 2009 года в Цюрихском университете двух протоколов: "Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой" и "Протокол о развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой", - руководители этой страны неоднократно заявляли, что эти документы Великим Национальным Собранием Турции будут ратифицированы лишь в случае урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта на условиях, выдвигаемых Азербайджаном. А сейчас официальной Анкаре представится прекрасный повод задним числом оправдать свою неконструктивную позицию, заведшую в тупик процесс нормализации армяно-турецких отношений. Турки вспомнят слова своего премьер-министра
На этом фоне не выдерживают никакой критики доводы, приводимые парламентской фракцией "Жарангутюн" о том, что в настоящее время в мире сложились благоприятные условия для окончательного решения Нагорно-Карабахского конфликта на основе признания её независимости со стороны Армении. При этом крайне неубедительны их ссылки на прецедент Консультативного Заключения Международного суда юстиции в Гааге от 22 июля 2010 года, согласно которому Декларация о независимости Косово не противоречит Международному праву. Тем более несостоятельны ссылки на заявление председателя этого суда Хисаши Овада о том, что Международное право "не запрещает провозглашать независимость". Однако, справедливости ради отметим, что во время слушаний этого вопроса в Международном суде юстиции ещё более жёсткое заявление сделал официальный представитель США, заявив, что Международное право не только не запрещает провозглашение независимости, но и не требует для этого разрешения от кого - то. Увы, чтобы развеять подобные иллюзии, напомним нашим коллегам-депутатам Национального Собрания РА некоторые подробности этой истории. Итак, осенью 2008 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию ООН, предложенную Сербией и поддержанную Россией. В этом документе содержался запрос в Международный суд юстиции ООН в Гааге с просьбой вынести вердикт о соответствии одностороннего провозглашения независимости края Косово нормам Международного права. За принятие этой резолюции проголосовали 77 стран, против были 6, а 76 государств воздержались. Причём среди последних было большинство стран ЕС, а США выступили против. После окончания голосования министр иностранных дел Сербии Вук Еремич поблагодарил поддержавшие резолюцию страны. По его словам их поступок был направлен на защиту Международного права и основных принципов Устава ООН. Чем вся эта эпопея окончилась не мешало бы депутатам от фракции "Жарангутюн" призадуматься и пока есть возможность отозвать проект закона о признании независимости Нагорно-Карабахской Республики с обсуждения на пленарном заседании очередной сессии Национального Собрания.
Поражаешься, то ли от политической близорукости, то ли от преступной ангажированности парламентская фракция "Жарангутюн" выступила с подобной крайне опасной законодательной инициативой, которая может подтолкнуть Республику Армения на опасную тропу полномасштабной войны с Азербайджаном. При этом ни одно из государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, даже наш стратегический союзник и самый надёжный партнёр-Российская Федерация - не оправдают подобных действий официального Еревана. Всё иезуитство и византизм действий "Жарангутюн" - "Heritage" заключается в том, что против резолюции о признании независимости НКР будут вынуждены голосовать члены правящей Республиканской партии Армении, многие из видных членов которой героически сражались на поле боя за завоевание независимости Арцаха, многие же из них пали смертью храбрых. В числе героев Арцахской освободительной войны трагически погибший в 1999 году от рук террористов экс-лидер Республиканской партии, Герой Арцаха
P.S. Остаётся загадкой, почему лидер партии "Жарангутюн"