Прецедент разделения полномочий мэра и главы правительства города в истории Москвы уже имеется: эксперт
Перспективы перестановок в системе столичной власти, в том числе возможность введения должности главы председателя правительства Москвы корреспонденту ИА REGNUM Новости прокомментировал руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных отношений Михаил Нейжмаков.
"Для России характерно совмещение полномочий главы администрации (губернатора) субъекта федерации и главы регионального правительства. Хотя в Уставах многих регионов прописано, что эти должности, при желании, могут занимать разные лица. Разделение данных должностей распространено в национальных республиках (хотя в некоторых из них, напротив, глава региона официально именуется "председателем правительства"), - напомнил эксперт. - В этом случае разделение ролей между главой региона и главой правительства часто связано с соблюдением этнического или кланового баланса в республике. Другой мотив для подобного разделения полномочий - желание губернатора переложить часть ответственности за социально-экономическую ситуацию в регионе на другое лицо, взяв на себя политические и лоббистские функции. Интересно, что губернаторы-"варяги" или новые назначенцы, которые больше ориентируются на Кремль, чем на старые региональные элиты, чаще все же предпочитают лично руководить региональными правительствами".
В Уставе Москвы также прописана возможность разделения полномочий мэра и главы правительства города, отметил Нейжмаков. "В столичной истории подобный прецедент уже был - сам
Региональная "вертикаль власти" в Москве более уязвима, чем аналогичные системы, сложившиеся при других губернаторах-"старожилах", так как ее экономическая опора зиждется целиком на административных возможностях членов правящей команды, отметил аналитик. "Чтобы произвести смену главы той же Башкирии федеральным структурам сначала понадобилось взять под контроль основу региональной экономики, местный ТЭК. В случае с Москвой такую трудную работу проводить не потребуется, кроме того, влияние федеральных структур на столичные дела и так в последние годы возрастало. Преувеличена и роль Лужкова в удержании контроля над протестным потенциалом столицы - проблемные точки в Москве рассредоточены по районам, они вряд ли могут послужить базой для проведения масштабных общегородских оппозиционных митингов. Но все же нынешний мэр Москвы отвлекает на себя заметную часть критики столичных жителей. К тому же, найти команду администраторов столь высокого уровня не просто. Поэтому компромиссный вариант с введением "московского тандема" нельзя исключать", - подчеркнул он.
Что касается кандидатур возможных преемников Юрия Лужкова, то их список, который фигурирует в СМИ, скорее всего, составлен по умозрительным критериям, полагает Нейжмаков. "
Руководитель Центра политических исследований ИГСО также прокомментировал очередной рейтинг "политической выживаемости" руководителей российских регионов, согласно которому Юрий лужков балансировал на грани отставки, и еще у ряда губернаторов шансы сохранить свои посты крайне невелики. В их числе, например, глава Московской области
"Ситуация с Дмитрием Зелениным напоминает о покинувшем губернаторский пост