Перспективы перестановок в системе столичной власти, в том числе возможность введения должности главы председателя правительства Москвы корреспонденту ИА REGNUM Новости прокомментировал руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных отношений Михаил Нейжмаков.

"Для России характерно совмещение полномочий главы администрации (губернатора) субъекта федерации и главы регионального правительства. Хотя в Уставах многих регионов прописано, что эти должности, при желании, могут занимать разные лица. Разделение данных должностей распространено в национальных республиках (хотя в некоторых из них, напротив, глава региона официально именуется "председателем правительства"), - напомнил эксперт. - В этом случае разделение ролей между главой региона и главой правительства часто связано с соблюдением этнического или кланового баланса в республике. Другой мотив для подобного разделения полномочий - желание губернатора переложить часть ответственности за социально-экономическую ситуацию в регионе на другое лицо, взяв на себя политические и лоббистские функции. Интересно, что губернаторы-"варяги" или новые назначенцы, которые больше ориентируются на Кремль, чем на старые региональные элиты, чаще все же предпочитают лично руководить региональными правительствами".

В Уставе Москвы также прописана возможность разделения полномочий мэра и главы правительства города, отметил Нейжмаков. "В столичной истории подобный прецедент уже был - сам Юрий Лужков возглавлял правительство Москвы при мэре Гаврииле Попове. Такое разделение может устроить мэра - согласно Уставу города, - подтвердил он. - Полномочия главы столицы и без руководства городским правительством очень велики. Например, именно в руках мэра сохраняется назначение префектов административных округов, он может назначать или отстранять от должности любого члена городского правительства, лично председательствовать на заседаниях городского "кабинета министров". В руках главы правительства города остаются, фактически, функции технического исполнителя. В принципе, появление в Москве "правящего тандема" возможно в качестве компромисса с уходящим Юрием Лужковым и в том случае, если новый мэр просто не найдет достаточно кадров для единовременной замены ключевых фигур столичной управленческой команды. Интересно, что и после ухода с поста президента Башкирии Муртазы Рахимова (обстоятельства его отставки часто сравнивают с нынешним положением столичного мэра), многие из ключевых членов его команды остались на своих местах".

Региональная "вертикаль власти" в Москве более уязвима, чем аналогичные системы, сложившиеся при других губернаторах-"старожилах", так как ее экономическая опора зиждется целиком на административных возможностях членов правящей команды, отметил аналитик. "Чтобы произвести смену главы той же Башкирии федеральным структурам сначала понадобилось взять под контроль основу региональной экономики, местный ТЭК. В случае с Москвой такую трудную работу проводить не потребуется, кроме того, влияние федеральных структур на столичные дела и так в последние годы возрастало. Преувеличена и роль Лужкова в удержании контроля над протестным потенциалом столицы - проблемные точки в Москве рассредоточены по районам, они вряд ли могут послужить базой для проведения масштабных общегородских оппозиционных митингов. Но все же нынешний мэр Москвы отвлекает на себя заметную часть критики столичных жителей. К тому же, найти команду администраторов столь высокого уровня не просто. Поэтому компромиссный вариант с введением "московского тандема" нельзя исключать", - подчеркнул он.

Что касается кандидатур возможных преемников Юрия Лужкова, то их список, который фигурирует в СМИ, скорее всего, составлен по умозрительным критериям, полагает Нейжмаков. "Сергей Собянин - действительно способный региональный управленец, ему вполне под силу переформатирование системы столичной власти. Но, с другой стороны, он является одним из наиболее влиятельных членов нынешнего правительства РФ - скорее, его способности будут востребованы для решения задач федерального уровня. Назначение Владимира Кожина нельзя исключать, хотя уголовные дела против некоторых сотрудников возглавляемого им управления делами президента РФ могут стать аргументом для противников назначения мэром этого человека в высших эшелонах власти. Не стоит окончательно списывать со счетов и Александра Жукова, который в свое время избирался депутатом Госдумы РФ именно от Москвы, что было маловероятно без близости к команде Лужкова. Так что он может являться компромиссной фигурой", - считает аналитик.

Руководитель Центра политических исследований ИГСО также прокомментировал очередной рейтинг "политической выживаемости" руководителей российских регионов, согласно которому Юрий лужков балансировал на грани отставки, и еще у ряда губернаторов шансы сохранить свои посты крайне невелики. В их числе, например, глава Московской области Борис Громов, тверской губернатор Дмитрий Зеленин. "Проблема смены подмосковного губернатора напоминает о поисках преемника столичного мэра - с одной стороны, многие аппаратные группы наверняка хотят поставить на этот пост своего человека. С другой, регион слишком важный, чтобы должность его губернатора была просто "синекурой" или местом почетной ссылки. А наличие в Подмосковье очагов социального протеста предполагает наличие публичных лиц, которые бы отвлекали на себя часть протестных настроений и могли быть держать ситуацию в регионе под контролем. Все это может отсрочить отставку Бориса Громова", - считает эксперт.

"Ситуация с Дмитрием Зелениным напоминает о покинувшем губернаторский пост Георгии Боосе. Будучи "варягом", он также настроил против себя заметную часть старых местных элит, что повлияло, например, на громкое поражение "Единой России" на выборах Тверской городской Думы в марте 2009 года. Поэтому вероятность замены Зеленина довольно велика", - констатировал Нейжмаков.