Как официальный Тбилиси расценивает текущие грузино-российские отношения? На какой стадии находится реализация договоренностей, достигнутых президентами Грузии и России в Сочи?

К сожалению, во взаимоотношениях Грузии и России наличествуют кое-какие проблемы, но мы более чем надеемся, что снимем их с повестки. Вы знаете, в чем заключается самая большая из этих проблем? Мы всегда понимали и адекватно воспринимали наличие у России геополитических и геостратегических интересов на Южном Кавказе. Это понятно и натурально. Но тут есть одно но. Обо всем можно договориться, ко всем проблемам можно найти ключ, только в том случае, если мы будем уважать государственные интересы друг друга, когда РФ будет уважать интересы Грузии и наоборот. Мы обязаны найти политический и цивилизованный подход ко всем, к сожалению, существующим проблемам. Придумывать для этого велосипед нет нужды. На этом пути мы имеем вполне приемлемые перспективы, необходимо лишь отбросить эмоции и, не обвиняя друг друга во всех смертных грехах, перейти к работе в конкретных форматах - переговоры по военным базам, переговоры по рамочному соглашению, межмидовские консультации и т. д. Задействовав все механизмы, мы обязательно найдем золотую середину. Грузия никуда не собирается деваться с Южного Кавказа и Россия всегда будет там, где она есть и наша задача в обязательном порядке договориться обо всем. И я более чем уверен, что того же мнения придерживаются и мои российские коллеги. Разочарования, конечно же, у нас были, однако это не дает нам повода быть пессимистичными. Что касается сочинских договоренностей, то встречу президентов Грузии и России в Сочи мы воспринимаем как продолжение и дополнение к процессу, начатому в феврале в Женеве. В Сочи главы двух государств сошлись на том, что необходимо переходить к реальным делам. С этой целью, была подчеркнута недопустимость препятствования экономической реабилитации и необходимость разблокирования абхазской железной дороги, но при одном очень логичном условии грузинского государства, а именно, что все должно происходить параллельно возвращению беженцев как в Гальский район, так и на территорию всей Абхазии. Когда мы не на словах, а на деле увидим, что беженцы возвращаются в Абхазию, мы, конечно же, не будем препятствовать экономическому возрождению региона. Ведь это наша территория. Еще один важный момент, который я хотел бы подчеркнуть - никогда у грузинского народа не было ничего против абхазского народа. У нас проблема с сепаратистами, с кучкой людей. Я далеко не уверен, что Ардзинба и кто бы там не был, в действительности представляют волю абхазского народа. Грузино-абхазского конфликта не существует. Существует конфликт между грузинской государственностью и сепаратизмом. Как вы понимаете, это не одно и то же. Сепаратисты ведут абхазский народ в пропасть.

Со всем вышесказанным отмечу, что ситуация сегодня вполне реальная. Во всяком случае, поводов как для пессимизма, так и оптимизма пока нет. Президенты договорились, рабочие группы созданы и начали действовать. Грузинская сторона смотрит на ситуацию нормально - с надеждой. Если все будет идти так, как с самого начала было инициировано президентами, то все будет нормально.

Какое влияние оказывают проблемы в двухсторонних грузино-российских взаимоотношениях на ситуацию в регионе в целом?

Без нормальных отношений между Грузией и Россией, собственно как и между Россией с Арменией и Азербайджаном, стабильность в регионе невозможна. Мы живем в одном регионе и недоразумений у нас быть не должно. Для российской государственности самое главное - это стабильный, тихий и процветающий Южный Кавказ. Они, я надеюсь, это понимают, понимаем и мы, и наши армянские коллеги, и наши азербайджанские коллеги. Необходимы лишь политическая воля и действия вместо обвинений.

Какова роль Грузии в составе СНГ, и видит ли официальный Тбилиси перспективы развития Содружества?

Вы знаете, проблемные ситуации были. Я имею в виду грузинскую государственность, наши подходы и наши интересы. В этом аспекте, иногда, к сожалению, бывали неадекватные реакции и восприятия в рамках СНГ. Во всяком случае, раз мы члены СНГ, то конечно же считаем, что это тот формат, где можно чего-то добиться. В то же время, максимализированных представлений о будущности СНГ у нас нет, что, правда, не влияет на нашу политику. Мы всегда стараемся, чтобы СНГ не умерло, однако особых надежд, вы меня правильно поймите, не питаем. За десятилетний опыт общения в рамках СНГ, Грузия не находила там того, чего искала. Бывали случаи, когда мы разочаровывались в своевременности и скорости реакции СНГ к тем или иным проблемам Грузии. Все это не означает, что у СНГ нет будущего. У Содружества будущее конечно же есть. Грузия, во всяком случае, будет всячески стараться не препятствовать развитию этой организации. Тбилиси не пренебрегает этой организацией и у нас тут не эмоциональный, а вполне прагматичный подход.

Как Вы расцениваете нынешний уровень и перспективы развития грузино-турецких, грузино-армянских и грузино-азербайджанских отношений?

Начнем с того, что внешняя политика Грузии основывается на двух незыблемых приоритетах. Во-первых, это стремление к интеграции в европейские структуры - как в экономические, так и в структуры безопасности. Во-вторых, это региональное сотрудничество. Являясь маленькой, очень древней и традиционной страной, Грузия не имеет права быть в плохих отношениях со своими соседями. Это касается и Армении, и Азербайджана, и Турции, и России. Поверьте, это не дипломатический камуфляж и не просто слова. Это наши приоритеты. Взять, к примеру, грузино-турецкие отношения. Турция это та страна, которая помогает Грузии с первых лет независимости. Помогает психологически, политически и материально. У нас отличные отношения. Грузино-турецкие отношения я бы назвал примером дружбы между большой и маленькой страной. Комментировать грузино-армянские отношения вообще излишне. Нас не оторвать друг от друга, поскольку наши государства идут бок о бок испокон веков. Мы все в одном регионе, и я не представляю Южный Кавказ с разногласиями между Грузией и Арменией. Последний визит президента Армении тому подтверждение. Я уверен на сто процентов, что аналогичное отношение сложилось и в Ереване. Иначе и быть не может. То же самое могу сказать и на счет Азербайджана.

Если между странами региона и есть разногласия, - я не хочу уточнять их и конкретизировать, - то Грузия может сыграть роль своеобразного медиатора. У региона есть перспективы. Примечательно в этом аспекте высказался глава МИД Армении Вардан Осканян будучи в Грузии. Он в частности, сказал: "а не пора ли нам презентовать наши региональные проблемы всем вместе, чтобы быть услышанными". Не отдельно грузинские, не отдельно армянские или азербайджанские проблемы, а создать, утрированно говоря, что-то вроде сборной команды Южного Кавказа. По моему, это наилучший подход на пути демократического развития наших государств. Ведь без тихого и процветающего Южного Кавказа, ни у одной страны регионе нет перспектив. Мы трое - Грузия, Армения и Азербайджан - должны начать диалог и на уровне президентов, и на уровне народной дипломатии, и на уровне внешнеполитических ведомств, постараться тихо обо всем договориться. Нам никто не подаст руки, если мы сами не поддержим друг друга.

Как складываются грузино-американские отношения? Насколько оправданы прогнозы аналитиков, предвещающих углубление поляризации на Южном Кавказе и противопоставляющих две оси Иран - Армения - Россия и Грузия- Азербайджан - Турция - США?

Во взаимоотношениях Грузии с США все просто - мы союзники. Американцы нам много помогали, помогают и будут помогать. Грузия всегда будет в своих приоритетах адекватной тем отношениям, которые существуют между двумя странами. После событий 11 сентября президент Грузии буквально на второе утро объявил Грузию союзником США. У нас есть серьезные и обширные перспективы как по экономическому, так и по военному сотрудничеству и также в совместной борьбе с международным терроризмом. То, что мы ориентируемся на Европу и на наших западных друзей, которые нам всегда помогают, никого не должно злить. Касаясь второй части вашего вопроса, отмечу, что в перспективе я такого расклада не вижу. Все разногласия должны быть разрешены цивилизованным путем. Я не хочу назвать подобное осевое разделение региона фантазией, но это, наверное, какие-то теоретические рассуждения, и они до такой степени нереальны, что даже комментировать как-то неуместно. Разве вы представляете Грузию в каком-то блоке против Еревана, или Ереван в блоке против Тбилиси. Это замысловатые догадки, не более того.

Каковы перспективы развития ГУУАМ, с учетом того факта, что в прошлом году организация стояла на грани развала? И вообще, не считаете ли Вы, что ГУУАМ так или иначе способствует углублению разделительных линий на Кавказе, поскольку Армения выпадает из рамок ГУУАМ?

Вообще-то касательно ГУУАМ я бы не стал так драматизировать ситуацию и говорить, что организация стояла на грани развала. Это молодая организация, страны-члены которой договорились между собой, и если они смогут тем самым способствовать взаимной интеграции, то идею создания ГУУАМ можно считать весьма успешной. Мы надеемся, что в скором времени ГУУАМ станет очень деятельной и насыщенной организацией. В этом аспекте я не вижу логики в том, когда говорят, что деятельность ГУУАМ идет вразрез интересам СНГ. Наоборот, я уверен, что страны СНГ должны следовать примеру ГУУАМ и не искать проблемы там, где ее в реальности не существует.

Возможно, ажиотаж вокруг ГУААМ вытекает из того, что в организации не представлена Россия, которая является локомотивом СНГ?

Вы знаете, мы не против того, чтобы Россия была локомотивом СНГ. Что же касается ГУУАМ, то это организация не с закрытыми дверьми. Так что, не вижу никаких причин для России препятствовать ее деятельности. В рамках ГУУАМ не происходит ничего противоречащего уставу, принципам и перспективам СНГ. Сотрудничество в рамках ГУУАМ предполагает полную экономическую интеграцию между пятью странами, которые к тому же являются и членами СНГ. Вот простая логика - чем же ГУААМ может мешать? Зачем же искать оборотную сторону медали?

Первоначально ГУУАМ была создана как экономическая организация. Однако в последнее время участились разговоры о сотрудничестве стран-членов ГУУАМ в вопросах безопасности, борьбы с терроризмом и так далее. Не считаете ли Вы, что это может привести в будущем к превращению организации в военный блок?

Страны-члены ГУУАМ, конечно же, знают о терроризме не понаслышке. Так, Грузия отлично знакома с этой проблемой. Только на президента страны было организовано два покушения. То, что в рамках ГУААМ говорится о терроризме и презентуются позиции членов по данной проблеме, вовсе не означает, что ГУУАМ была инициирована для военного сотрудничества и превращения в военный блок. О противостоянии терроризму говорят и в ЕС, но из этого не исходит, что ЕС это военно-политическая организация. Очевидно, что ни одна отдельно взятая страна не может противостоять международному терроризму, какой бы она не была могучей. Когда президенты стран-членов ГУУАМ встречаются и говорят о проблемах своих стран, они не могут обойти и проблему терроризма. Это далеко не означает, что мы создали экономический камуфляж и где-то в кулуарах занимаемся военными вопросами. Кстати, Грузия никогда не отказывала России в военном сотрудничестве. Но военное сотрудничество не предполагает нахождение военных баз одного государства на территории другого. Давайте согласимся, военные базы - это военные базы, а военное сотрудничество - это военное сотрудничество. Мы всегда были готовы к военному сотрудничеству с Россией. Так что, искать искусственные проблемы и тем более проводить искусственные параллели не очень хорошая идея и, наверное, это и есть та сама инициатива, которая направлена против ГУУАМ.