Литовский сейм против ЛУКОЙЛа, первые уроки калининградского транзита: Обзор литовских СМИ за 30 - 6 июля 2003
"Эффективное" начало калининградского транзита на фоне "ругательств и слез" пассажиров. Сейм не верит "Лукойлу". Литовцы США верят в победу над Россией в деле об "ущербе". Монархи в Вильнюсе. "Война сестер" перешла на дипломатический уровень: В.Вике-Фрейберга не прибыла в Вильнюс на торжественные празднования. Литва с Эстонией - против Латвии. Литва игнорировала парад в Минске. За беглецами из транзитных поездов - на вездеходах.
Калининградский транзит: уроки первых дней
Первые "жертвы" нового порядка транзита.
Итак, с 1 июля 2003 вступил в действие новый порядок транзитного проезда через Литву российских граждан. В первые дни действия нового режима транзита не обошлось без высаженных пассажиров, причем в количествах, что иногда составляло треть всех пассажиров. Об этом сообщает Vakaro žinios в материале "В первый день транзита - слезы и ругательства". Уже 1 июля утром на пограничной железнодорожной станции в Кене из транзитного поезда "Челябинск-Калининград" было высажено сразу 47 граждан России. Причина - отсутствие упрощенных документов железнодорожного транзита (УДЖТ). Они были возвращены назад в Белоруссию. Прождав там сутки, к вечеру в среду российские граждане дождались милости литовской стороны, которая посадила их в поезд "Москва-Калининград". Этих первых транзитных "неудачников" будут сопровождать всю дорогу литовские пограничники, пока они не выедут из Литвы. В порядке исключения Литва пропустила их, приняв во внимание несработку новой системы в первые дни. Как утверждали высаженные пассажиры, они покупали билеты на поезд заранее, когда еще почему-то в Челябинске не действовала система оповещения о личности покупающего билет. Соответственно этим людям и не могли быть выданы в поезде УДЖТ. Напомним, что гражданин РФ, покупающий билет на поезд, следующий транзитом через Литву, обязан сообщить основные данные о себе в билетной кассе. Данные будут пересланы электронным путем в посольство Литвы, которое и решит, можно или нельзя данному лицу ехать через Литву. Только после этого человек получит билет на поезд. А консульские работники Литвы затем уже, прямо в поезде во время движения, осуществят техническую сторону: выдадут на руки УДЖТ. Между тем всего к полудню 1 июля из российских транзитных поездов было высажено 60 человек (BNS).
Тем временем в ночь со среды на четверг еще 36 пассажиров было высажено из двух российских транзитных поездов на той же станции Кена. В частности 11 из 69 гражданам России, следовавших маршрутом "Харьков-Калининград", не было разрешено продолжить путешествие. В ту же ночь из поезда "Москва-Калининград" было высажено 20 человек. Всего из 315 пассажиров УДЖТ не имело 25 человек. Как сообщает служба охраны границы государства (СОГГ), все пассажиры были возвращены на территорию Белоруссии, откуда они и въехали в Литву. Кроме того, литовские пограничники высадили еще 60 человек, которые не имели других необходимых для проезда документов.
Вообще литовские СМИ явно обострили тему, выдвинув на первый план эмоциональную реакцию российских граждан. На тему высаженных российских граждан - в Lietuvos žinios ("Путешествие калининградцев через Литву превратилось в скандал"), в Lietuvos rytas ("На станции Кена - ругательства и слезы граждан России").
Высажено 23 российских школьника.
Особый случай представляет высадка 23 российских школьников и их учительниц, которые пытались проехать Литву без виз. Если бы они садились в транзитный поезд на территории России, им бы как гражданам России были выданы УДЖТ прямо в поезде. Однако в поезд Минск-Калининград они сели в Минске. Оказывается, в этом случае правила упрощенного железнодорожного транзита на гражданина РФ не распространяются: он должен иметь настоящую транзитную визу, полученную в литовском консульстве. Не понимая этого нюанса, сопровождавшие группу учительницы надеялись "как-нибудь проскочить" Литву, зная, что от граждан России визы не требуются. Директор консульского департамента Литвы Гедиминас Шяудвитис: "Они сели в Минске, не имея права попасть в этот поезд. Мы с самого начала им предложили сойти и сделать визы, однако учительница сказала "проскочим". В среду литовское посольство в Минске выдало российским школьникам литовские визы, чтоб они могли продолжать путь на отдых в Калининград. Поскольку они несовершеннолетние, визы выданы бесплатно. Учительницы заплатили по 10 евро. Гедиминас Шяудвитис: "В Белоруссии не могут заходить люди, не имеющие виз". Даже если они граждане России. В этом случае они приравниваются к гражданам других стран СНГ, на которых не распространяется режим упрощенного железнодорожного транзита (BNS).
Вильнюс отклонил предложение Д.Рогозина.
В последнее время, замечают некоторые литовские обозреватели, Литва позволяет себе довольно эмоционально реагировать на те или иные высказывания, предложения российских представителей (связано ли это с ее грядущим членством в ЕС и в НАТО?). В общем-то невинное, на первый взгляд, предложение специального представителя президента России по проблемам Калининградской области и председателя комитета по международным делам Госдумы Дмитрия Рогозина создать специальную оперативную литовско-российскую группу для решения в исключительных случаях проблем транзита "на месте", вызвало следующую реакцию литовской стороны. Председатель комитета по международным делам сейма Гедиминас Киркилас: "Литве такой группы не нужно, если русским нужно, пусть они ее и создают". По мнению литовского парламентария, Литва и так много сделала: "литовские консулы и без этого уже работают в поездах. Мы консульство перенесли в поезд" (между тем как это явилось не одолжением со стороны Литвы, а предметом трехстороннего договора между Россией и ЕС). Работающие в поездах литовские должностные лица имеют все полномочия "решать все вопросы на месте". Kauno diena печатает на эту тему статью "Инициатива с политическим оттенком", усматривая в предложении Рогозина желание излишнего контроля со стороны России. В частности, газета обращает внимание на то, что Рогозин не только предложил идею "постоянного присутствия" оперативных групп на литовско-белорусской границе, но также обратился в МИД России и министерство сообщения РФ с просьбой прислать своих представителей на границу с Литвой со стороны Белоруссии, уже безотносительно к вышеупомянутым опергруппам, для решения тех же "проблем транзита", которые могут возникнуть. Эта идея осталась непонятой в Литве: раздражение, очевидно, вызывает само наличие каких-то опергрупп и российских представителей на литовской границе, что, в общем-то, не предусмотрено договоренностями по транзиту. А тем более, что это граница не с Россией, с Белоруссией. Россия, в глазах литовцев, ведет себя так, как если бы Белоруссия - уже территория России.
Первые оценки действия нового порядка калининградского транзита.
Между тем Рогозин положительно оценивает начавшую действовать систему транзита. Respublika печатает на эту тему материал "После путешествия в транзитном поезде - разные впечатления". На минувшей недели он заявил: "Вообще всю систему калининградского транзита я оцениваю как эффективную, которая решает все проблемы". По мнению российского парламентария, нельзя даже сказать, что первый блин - комом. Первые дни показали, что все функционирует лучше, чем думали. Г.Киркилас придерживается того же мнения и даже употребляет то же слово - "эффективность" системы. "Мы контролируем, кто теперь едет в поездах, кто проезжает территорию и кто выходит. Имеет место всецелый контроль, который соответствует требованиям Шенгена".
Во вторник, в первый день нового порядка транзита, в транзитных поездах ехали представители Литвы и ЕС, чтобы воочию убедиться в действии новой системы. Г.Киркилас хвалил подготовку Литвы: "Литовская подготовка - очень хорошая. К литовской стороне я не имею никаких претензий. Все очень хорошо информированы и подготовлены". Между тем литовский представитель имеет "некоторые замечания в отношении российской стороны": "Видно, не все работники билетных касс на российском железнодорожном вокзале выполняют свою работу с полной точностью". Ехавший вместе с ним посол ЕС в России Ричард Райт заявил BNS, что "пассажирам дорога немного более усложняется по сравнению с тем, что было до этого", однако, по мнению еврочиновника, люди "быстро привыкнут" к новым правилам игры. "Мне кажется, эта договоренность осуществляется успешно. Мы внимательно наблюдали, как консульские работники Литвы выдают упрощенные документы железнодорожного транзита, и могу сказать, что они справляются со своими обязанностями легко и эффективно". А вот мнение еще одного почетного пассажира калининградского транзитного поезда посла Италии (которая только что приступила к председательству в ЕС) в России Джанфранко Бонетти: посол сказал, что эффективность и корректность литовских должностных лиц произвели на него впечатление". По мнению итальянского посла, УДЖТ даже убыстряют прохождение границы. Ведь выданные в пути УДЖТ обладают системой опознавания, осуществляемого с помощью имеющихся у литовских пограничников электронных приборов, в то время как старые советские паспорта российских граждан нужно проверять старым способом, "на глаз". Д.Бонетти: "Людям немного неудобно, однако, думаю, это пройдет. Сделана хорошая работа". Между тем Г.Киркилас отметил, что в будущем Литве нужно будет просить у ЕС дополнительных средств на оплату работы консульским работникам, ибо их число может оказаться недостаточным, когда все места в поезде будут заняты. В поезде, в котором путешествовали почетные гости, ехало 200 человек, в то время как мест в поезде 700. Интересную деталь приводит Respublika: Рогозину был выдан УДЖТ под номером первым. Российский политик пообещал его вставить в рамку.
Литовский сейм против ЛУКОЙЛа.
В войне с намерениями ЛУКОЙЛа начать эксплуатацию объекта Д-6 уже была задействована тяжеловесная техника: вмешались не только соответствующие министерства, но и сам премьер А.Бразаускас написал письмо на эту тему премьеру России. В прошлый четверг к борьбе за приостановку планов российского концерна подключился и парламент Литвы. В своей резолюции сейм призывает правительство Литвы предпринять "все возможные меры, чтобы остановить работы по эксплуатации нефтяного месторождения Д-6 до тех пор, пока правительство не получит от России официальную информацию, касающуюся технической документации экологической части проекта. Причем эта информация должна рассеять сомнения и тревоги Литвы по поводу предохранительных средств в отношении возможных аварий на объекте. В резолюции также в очередной раз предлагается создать независимую международную экспертизу, которая бы оценила влияние такого объекта на окружающую среду. По мнению сейма, эксплуатация Д-6 возможна лишь при одном условии: если будет подписано соглашение по поводу возможного ущерба, который может быть нанесен окружающей среде другого государства, порядка компенсации, а также если Россия обяжется строго придерживаться международных соглашений. Сейм призывает президента Р.Паксаса и премьер-министра А.Бразаускаса занять именно такую позицию на переговорах с Россией.
Между тем, как сообщает BNS, Россия не видит здесь никакой проблемы. В тот же день Литва дождалась реакции российской стороны. Представитель министерства природных ресурсов России А.Амирханов заявил, что необходимая экологическая экспертиза на объекте Д-6 была проведена, она дала "положительные результаты". Все необходимые документы будут переданы министерству окружающей среды Литвы, как оно этого пожелало. По мнению российского представителя, нет никаких сомнений в результате экспертизы. Россия всегда принимает во внимание опасность, которая может возникнуть в результате таких работ. Тем временем опыт работы ЛУКОЙЛа в Каспийском море позволяет оценивать положительно и перспективы его работы в Балтийском море.
Тем не менее вряд ли такой ответ может удовлетворить литовскую сторону. Литва не верит российской экспертизе. А логика А.Амирханова такова, что коль "нет сомнений" в результате российской экспертизы, то и нет надобности в экспертизе международной. Но нет сомнений для российской стороны, не для литовской. Стороны явно не слышат друг друга, литовцев нежелание России говорить о независимой экспертизе только лишний раз насторожит.
Напомним, что объект Д-6 находится в 22 км от Куршской косы, которая включена ЮНЕСКО в золотой фонд мирового наследия, и всего в 7 км от морской границы между Литвой и Россией. Добычу нефти на объекте ЛУКОЙЛ планирует начать уже в этом году, а через несколько лет будет достигнута и проектная мощность. В планы российского концерна входит эксплуатировать месторождение на протяжении 25-30 лет, каждый год добывая 600-700 тысяч тонн нефти.
Литовцы США призывают "давить на Россию" и отобрать у нее 80 млрд. долларов "за ущерб".
По сообщению BNS, представители литовских эмигрантских объединений из США на заседании совместной комиссии с членами литовского сейма, имевшем место на минувшей неделе, призвали "давить на Россию" с целью вытребовать у нее 80 млрд. долларов компенсации за нанесенный ей "ущерб". Член комиссии, литовец из США Витас Масюнас: "Советская оккупация нанесла большой ущерб литовской экономике. Нужно теперь давить на Россию, чтоб та принялась этот ущерб России возвращать". Литовские эмигранты послевоенной волны уверены, что это беспроигрышное дело. Председатель комиссии обществ американских литовцев и сейма Люда Ругенене: "Поднимать вопрос об этом ущербе нужно все время, потому что погибло много наших соотечественников и в Литве, и в Сибири. Нашему народу нанесен нечеловеческий ущерб. Я думаю, что эти вещи надо не бояться поднимать".
Выступивший на прошлой неделе на заседании комиссии председатель комитета сейма по международным делам Г.Киркилас заявил, что именно закон о возмещении Россией ущерба заморозил отношения между странами и сделал сами переговоры невозможными. Г.Киркилас: "На мой взгляд, одностороннее решение какой-либо страны в отношении другой страны просто не имеет силы". Кроме того, "с точки зрения международного права закон имеет немало слабых мест".
Литва монархическая.
В воскресенье 6 июля, в Вильнюсе состоялись празднования, посвященные 750-летию коронации короля Литвы Миндаугаса (в русской летописной традиции - Миндовг). В празднованиях приняли участие великий герцог Люксембурга Генрих с великой герцогиней Марией Терезой Местре, король Швеции Карл XVI Густав с женой Сильвией, а также президент Польши Александр Квасневский, президент Эстонии Арнольд Рютель. На фоне этой не особо представительной делегации мировых лидеров (ожидалось больше), внушительно представлена Россия: литовские СМИ подчеркивают, что в Вильнюс прибыло сразу три высокопоставленных должностных лица из России - губернатор Калининградской области Владимир Егоров, специальный уполномоченный президента России по центральному федеральному региону Георгий Полтавченко и мэр Москвы Юрий Лужков (Lietuvos aidas).
Ранним утром в воскресенье состоялась месса в центральном костеле Литве, после чего на площади перед дворцом президентуры (бывшая резиденция царского генерал-губернатора) имело место шествие знаменосцев, которые под звуки военного оркестра почетного караула пронесли знамена городов Литвы. А в полдник было поднято знамя страны. После чего гости и участники праздника были приглашены принять участь в открытии памятника королю Миндаугасу, который вырос напротив Национального музея. После обеда, данного президентом Роландасом Паксасом, гости наблюдали шествие участников праздника литовской песни. В программе также осмотр исторических ценностей в подвалах центрального костела Литвы, участие в открытии международной выставки "Создатели литовского государства (16-20 века)", а также в дне песни "Корона для Отчизны", состоявшемся в центральном парке столицы Вингис. Вечером президент Литвы устроил прием монархам и "другим высоким должностным лицам".
Заметим, что исторически Литва - более известная для Западной Европы страна, чем две другие прибалтийские страны. В отличии от Латвии и Эстонии, ее государственные традиции уходят вглубь веков, когда на исторической арене существовали лишь несколько европейских государств. Литовские великие князья (король Миндаугас был единственным правителем Литвы, носившим это звание) создали государство, которое в одно время охватывало большие территории, включающие сегодняшние территории Польши, России, Белоруссии и Украины. Безусловно, решение праздновать 750 лет коронации Миндаугаса - идеологическая акция, призванная напомнить миру, что возрождение на карте Европы независимой Литвы - логичный и справедливый акт. В то же время, думается, это и патриотический "мессидж" своему народу, который пребывает в некоторой растерянности ввиду потери только что отвоеванной зависимости в связи с вступлением, хотя и добровольным, в напоминающий во многих своих чертах новое государство Европейский Союз (многих литовцев тревожат скорая потеря национальных денег, границ в направлении Запада, ряда полномочий, которые будут переданы Брюсселю).
Латвия-Литва - "война" перешла на дипломатический уровень.
Lietuvos rytas напечатал статью "В сердце соседской дружбы - еще один удар Риги". Неприбытие на празднование Литвой 750-летия коронации короля Миндаугаса президента Латвии воспринимается главной газетой Литвы (которая, впрочем, и раскрутила "антилатышскую" кампанию) как вызов патриотическому чувству литовцев. Отказавшись участвовать в празднествах в Вильнюсе, В.Вике-Фрейберга заявила, что в тот день у нее в Риге есть намного более важные дела, например - участвовать в празднике дня латышской песни. Литовские должностные лица уже заявили, что таким своим поступком Латвия поставила себя "в дурную ситуацию". По данным редакции, президент Латвии свое согласие на участие в празднествах дала еще год назад. Как утверждает ежедневник, люди из окружения латышского президента пытались переубедить главу государства все-таки поехать в Вильнюс, поскольку ее отказ не только бросит тень на отношения между двумя странами (до сих пор высшие должностные лица обоих государств не принимали активного участия в перепалке СМИ и более мелких чиновников), но и "останется непонятым в глазах руководителей других стран Европы".
В качестве "ответного удара" предпринят отказ председателя литовского сейма А. Паулаускаса прибыть на празднование десятилетия возрождения латвийского парламента, намеченное на будущую неделю. По официальной версии, А.Паулаускас не может прибыть в Ригу тоже из-за важных дел у себя на родине: в частности, из-за мероприятий, посвященных коронации 750-летию короля Миндаугаса.
Тем временем, как сообщает Lietuvos rytas, в ответ на угрозы Литвы ввести ответные меры на импорт некоторых латышских товаров, министр сельского хозяйства Латвии М.Руозе заявил, что если Литва введет ответные меры против ограничений импорта литовской свинины в Латвию, Латвия вообще может запретить ввоз любых литовских продуктов. На эту тему в газете Respublika материал "Латышский министр угрожает бойкотом литовских товаров". А газета предпринимателей Литвы Verslo žinios откликается на высказывания латышского министра статьей "Латвия осталась в ХХ веке". Призывы "воинственного министра" бойкотировать литовскую продукцию, считает газета, уменьшает возможность достичь компромисса с Латвией. В частности приводится следующее его заявление: "В пятницу на переговоры с Литвой мы едем с установкой, что мы полностью правы и своего решения не изменим". Тогда, спрашивается, зачем ехать на переговоры? Однако, признает ежедневник, если откровенная торговая война начнется, то проиграет в ней не Латвия, а Литва. Почему - ответ прост: литовский экспорт в Латвию, по крайней мере, в 4 раза превышает импорт из нее. Lietuvos žinios, однако, обращает внимание на то, что официальная позиция МИД Латвии не столь категорична, как мнение министра сельского хозяйства.
Латыши завидуют "экономической силе" Литвы?
Одна из главных мыслей ушедшей недели в литовских СМИ в отношении литовско-латышской "войны": литовская экономика обгоняет латышскую, что сказывается на агрессивной политике литовского бизнеса в Латвии (ни о чем похожем нельзя говорить в отношении латышского бизнеса в Литве). Как результат - удары "ниже пояса" в виде ограничений на литовские товары. О таком именно восприятии литовского бизнеса - и сообщение Elta о реакции все того же министра сельского хозяйства Латвии на открытие в Риге нового супермаркета Maxima (литовская сеть супермаркетов разной величины, успешно вторгшаяся уже на территорию не только Латвии, но и Эстонии и Польши). У министра вызвало возмущение то, что день открытия супермаркета ("с песнями и танцами") совпал с днем траура в стране. "Меня сильно возмутил взгляд литовских торговцев на нашу страну. Это доказывает, какой взгляд у ваших торговцев на Латвию. Надеюсь, что наши меры окажут нужное воздействие на работу литовских торговых центров и заставят их закрыться на протяжении двух недель".
На эту тему - другой материал Elta "Отношения с Латвией обуславливает и экономическая мощь Литвы". В частности, речь идет об ответах премьера А.Бразаускаса на вопросы членов сейма. По мнению премьера, Литва более экономически сильное государства, чем Латвия, "теперь литовская экономика все более крепнет, как и способности предпринимателей завоевать рынок", что вызывает соответствующую, иногда слишком эмоциональную реакцию у более экономически слабой и не способной конкурировать с Литвой на открытом рынке Латвии.
Литва объединяется с Эстонией против Латвии.
Тем временем Lietuvos žinios пишет о прошедших в пятницу в Вильнюсе переговорах между участниками договора об открытой экономической зоне - представителями Литвы, Латвии и Эстонии. На этих переговорах Литва в лице Эстонии неожиданно нашла себе союзника в своей борьбе против латышских квот на ввоз свинины. Хотя в ответ на требования своих прибалтийских соседей Латвия не отказалась от квот, однако она пообещала обсудить в парламенте компромиссные предложения Литвы и Эстонии. Суть компромисса состоит в том, чтобы Латвия существенно увеличила беспошлинные квоты на ввоз как литовской, так и эстонской свинины. На что секретарь министерства экономики Латвии Илга Преймате заявила, что предложения будут изучены и представлены в сейм. Ответ ожидается через три месяца. В противном случае вступят в силу ответные меры со стороны Литвы, о чем на переговорах было заявлено официально. Эстония тоже готова думать о таких мерах. Латыши на угрозу ввести ответные меры на ввоз латышских товаров в Литву отреагировали истерически - ответ министра сельского хозяйства М.Руозе выдержан в тонах чисто военной ура-пропаганды: "Литва просто не посмеет ввести ответные санкции - ведь мы начнем тогда бойкот их продукции. Это будет тотальная война, в которой Литва потерпит поражение".
Почему литовские дипломаты не приняли участие в параде в Минске.
В честь национального праздника Белоруссии в столице Белоруссии в прошлый четверг состоялся военный парад, на котором должны были присутствовать и литовские дипломаты. Однако литовская сторона демонстративно не явилась на парад, и в связи с очень веской причиной. Парадом руководило лицо, избегающее вот уже многие годы наказания за преступление, совершенное 13 января 1991 года, которое оно заслужило согласно законам Литвы (речь идет о больших сроках заключения). Владимир Усхопчик (сегодня ему 57 лет) руководил мотострелковой дивизией, чьи танки в тот день атаковали безоружных людей у вильнюсского телецентра. В связи с этим Усхопчик привлечен к уголовной ответственности по статье об антигосударственном перевороте. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в то время как бывший командир дивизии находится "в розыске", в соседнем государстве он занимает с 2000 года пост замминистра обороны. Еще до этого назначения литовские правоохранительные органы обращались дважды, в 1992 и 1994 гг. в генпрокуратуру Белоруссии с просьбой выдать Усхопчика Литве. Однако Минск отказался это сделать, сославшись на то, что Белоруссия "не выдает своих граждан". Вместе с Усхопчиком обвиняются еще около 40 лиц, которые сегодня проживают в России и в Белоруссии. Как сообщают в связи с акцией литовских дипломатов литовские СМИ, в январе 1991 во время неудавшейся попытки свергнуть провозгласившую независимость литовскую власть, предпринятой "советской армией, КГБ и компартией", погибло 14 человек и сотни были ранены (BNS).
В еврорай так просто не попадешь.
Как сообщает газета Respublika, беглецов из транзитных поездов, которые таким образом будут пытаться проникнуть на территорию Литвы и, значит, в скором будущем, на территорию ЕС, будут ловить на специальных вездеходах. Официально это называется - транспортные средства, на которых представители полиции смогут прибывать на места "инцидентов, связанных с пассажирами, едущих транзитными поездами". Всего для обслуживания калининградского транзита будет выделено 22 вездехода, которыми будут обеспечены 11 комиссариатов полиции Литвы. В официальных сообщениях подчеркивается прежде всего защита прав пассажиров. По сообщению пресс-атташе департамента полиции Литвы, речь идет о том, чтобы "преградить путь" незаконному высаживанию пассажиров из поезда, незаконному задержанию лиц, которые покинули поезд, а также "их возврату на место отбытия". Однако Respublika считает, что речь все-таки прежде всего идет о поимке беглецов. Вездеходы Литва получает согласно проекту ЕС по техническому обеспечению калининградского транзита. Общая стоимость проекта - 12 млн. евро (из них полиции выделено 602 тыс. евро).