На встрече Обама-Алиев будет определена стратегия двусторонних отношений

Фрагменты интервью с главой департамента по исследованиям Института Кавказа и Центральной Азии в Вашингтоне Сванте Корнеллом.

Что можно ожидать от встречи президентов США и Азербайджана, которая состоится 24 сентября в Нью-Йорке в рамках сессии Генассамблеи ООН?

Администрация Обамы пытается восстановить отношения с главой Азербайджана и компенсировать то, что в отличие от руководителей Армении и Грузии, он не был приглашен на ядерный саммит в Вашингтоне. Это нельзя считать изменением приоритетов политики США в отношении Баку, просто Азербайджан сейчас в повестке дня администрации. Как всегда, американское правительство сталкивается с проблемой продвижения интересов, которые включают стратегические вопросы и вопросы безопасности, энергетики и торговли, а также вопросы демократии и прав человека. Все они, вероятно, будет обсуждаться. Однако суть вопроса в том, что администрации необходимо сотрудничество с Азербайджаном для обеспечения транзита в Афганистан. Таким образом, региональная политика администрации по-прежнему ориентирована не на Южный Кавказ и его ценности, а на что-то внешнее, а именно - Афганистан.

Это вызывает сожаление, поскольку означает, что важные вопросы Южного Кавказа - мирное урегулирование конфликтов, улучшения безопасности, улучшение демократии и прав человека - по-прежнему на заднем плане.

Комитет сената США по иностранным делам одобрил кандидатуру Мэтью Брайзы в качестве посла США в Азербайджане. Как вы думаете, пройдет утверждение Брайзы на общем заседании сената? Каковы плюсы и минусы от этого назначения?

Думаю, вопрос останется нерешенными до промежуточных выборов. Однако Белый дом может взять его под контроль и сделать так, чтобы сенаторы-демократы не выступали против назначения Брайзы. Если Брайза будет утвержден, нет сомнений: он окажется отличным послом. Его критикуют за тесные отношения с азербайджанскими властями, однако эти отношения могут работать на благо демократии и прав человека, поскольку правительство Азербайджана может воспринять его критику и рекомендации. Он сможет гораздо больше влиять на правительство в положительном направлении, чем человек без опыта работы в регионе. (Turan)

Президенты США и Азербайджана обсудят проблему Ирана

Американский аналитик Джеральд Роббинс, старший сотрудник Института внешнеполитических исследований, работавший в Баку директором программы Freedom House в середине 1990-х годов, считает, что сегодняшняя (24 сентября) встреча президентов Азербайджана и США будет посвящена Ирану. "Похоже, встреча в первую очередь будет посвящена ядерной ситуации в Иране. Белый дом разочарован отказом Турции поддержать санкции против Ирана, поэтому он ищет поддержку в другом месте. При этом, учитывается близость Азербайджана и наличие огромной азербайджанской диаспоры в Иране. Это важные факторы, которые играют существенную роль", - сказал Роббинс. Аналитик также убежден, что будущее американо-азербайджанских отношений во многом будет зависеть от итогов сегодняшней встречи. Комментируя нынешнее состояние двусторонних отношений и особенно перипетии назначения Мэтью Брайзы послом в Азербайджане, Роббинс сказал: "Брайза стал "заложником" промежуточных выборов в Сенат. Его главный критик, сенатор Барбара Боксер, ведет жесткую борьбу за сохранение своего места. Она делает все, чтобы доказать свою роль и влияние армянским избирателям в ее родном штате в Калифорнии. Армянская диаспора считает Брайзу проазербайджанским. Сенатор Боксер не может игнорировать их мнение", - сказал он.

Комментируя перспективы утверждения Брайзы на общем собрании Сената, Роббинс отметил, что действия Боксер наносят ущерб имиджу Брайзы и могут привести к тому, что его кандидатура может показаться слишком спорной в столь важном регионе мира. Добавим, что официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс объявил повестку дня Обамы на 24 сентября: "Г-н президент даст интервью иранской службе BBC, затем состоятся его многосторонняя встреча по проблемам Судана, а затем двусторонние встречи с президентами Колумбии, Азербайджан и Киргизии", - сказал он. (Turan)

О дальнейшей судьбе Габалинской РЛС

Источник из американской делегации, принимавший участие в недавней встрече министров обороны РФ И США, полагает, что принадлежащая Азербайджану Габалинская РЛС войдет в общую систему предупреждения ПРО НАТО. А российский эксперт, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного исследования Анатолий Цыганюк уверен, что РФ станция больше не нужна. "Интенсивные переговоры между США и Россией завершились подписанием договора между министром обороны США и России. Это констатируется как взаимопонимание системы угроз и вызовов современности: имеются точки соприкосновения. Идет, например, одинаковое восприятие страны, от которой может исходить гипотетическая угроза нанесения ракетно-ядерного удара. С этой целью, видимо, и идет техническое обсуждение о создании трехуровневой системы безопасности с участием США, НАТО и России", - заявил политический обозреватель Рауф Раджабов. По его словам, пока не ратифицирован договор СНВ-3, как в Госдуме, так и Конгрессе США, преждевременно говорить о полном взаимопонимании между Россией и США. Только после ратификации парламентами этих стран трехуровневая система ПРО может получить развитие. Комментируя заявление Цыганюка, эксперт отметил, что тот "просто лукавит". Понятно, что в России имеются две сильные РЛС: одна в Санкт- Петербурге, другая под Армавиром. Это новые системы "Воронеж". В Габалинской РЛС задействована старая система. И по своим техническим возможностям она им уступает. Однако ее преимущество состоит в месторасположении, и об этом российскому эксперту не стоит забывать", - отметил Раджабов. "Габалинская РЛС будет и должна эксплуатироваться в трехстороннем формате - США, Россия и Азербайджан. РЛС должна модернизироваться, а новое оборудование и технологии можно получить только от американцев. Модернизация РЛС значительно увеличит ее возможности. Будущее у Габалинской РЛС есть", - заключил азербайджанский эксперт. ("Эхо")

"Назвать Карабах третьей стороной в урегулировании конфликта невозможно"

"Назвать Карабах третьей стороной в переговорах по урегулированию нагорно-карабахской проблемы невозможно, иначе в такой конфигурации стороны просто ни о чем не смогут договориться". Как сообщает АПА, об этом заявил директор четвертого департамента стран СНГ Министерства иностранных дел России Андрей Келин: "Действительно Ереван раньше в своих условиях выдвигал обязательное участие Карабаха в процессе переговоров, что должно быть трехсторонним. Но это было на этапе, когда в Армении, в основном, считали, что Карабах должен быть частью Армении, либо же полностью независимым государством. Но потом взгляды изменились. И при некоторых президентах, не буду называть имен, было решено, что лучше обойтись без этого. Потому, что это создает просто неконструктивную атмосферу. Две стороны могут договориться, а вот в такой конфигурации ни о чем договориться невозможно".

Келин сообщил, что в части внутриармянских дискуссий на эту тему, Карабах все равно является частью выработки политической позиции на этих переговорах, и есть возможность отразить этот факт в мадридских принципах: "Но напрямую назвать его в качестве стороны, это просто невозможно. Поскольку Азербайджан считает, что это его территория, и ни одно соглашение, ни один документ не может быть подготовлен в такой форме". (Vesti.az)

"Южный Кавказ не является приоритетным вопросом в контексте внешней политики Запада"

Фрагменты интервью с редактором журнала Foreign Policy Стивом Левином.

Считаете ли вы реальной вероятность новой войны между Азербайджаном и Арменией?

Нет. Существует множество вещей, которые раздражают обе стороны, и, тем не менее, есть много того, что они могут потерять. Поэтому, я не считаю, что Азербайджан будет стремиться к возобновлению столкновений с Арменией.

США и Россия очень активны в урегулировании карабахского конфликта. Может ли эта работа привести к установлению мира?

Никто этого не знает, но не вижу реального желания ни у одной сторон пойти на серьезные политические компромиссы, которые необходимы для достижения соглашения о постоянном мире, того которое будет учитывать также и вопрос возвращения беженцев. В принципе, обе стороны желают урегулирования проблемы. Но переговоры разваливаются, когда дело доходит до деталей.

Как вы считаете, станут ли когда-нибудь Азербайджан, Грузия и Армения частью НАТО?

Наиболее вероятным кандидатом является Грузия, но в данное время это просто нереально. Россия решительно настроена против этого, и никто не хочет рисковать еще одним конфликтом с Москвой. Грузии еще предстоит пройти долгий путь, чтобы развиться и экономически, и политически. В то же время, не вижу реального желания со стороны Азербайджана присоединиться к НАТО, а Армения, как известно, - близкий партнер России, поэтому не вижу возможности того, что Армения станет членом НАТО.

Почему Запад так слаб на Южном Кавказе?

Я бы охарактеризовал это как безрезультатность. На то есть много причин. Во-первых, Запад погряз в других проблемах - Ирак, Афганистан, а теперь и мирные переговоры между израильтянами и палестинцами; также Запад занят ядерной проблемой Ирана. Южный Кавказ просто не является приоритетным вопросом в контексте его внешней политики. Кроме того, Россия ясно дала понять в 2008 году, что она готова пойти и на военные действия, чтобы защитить свои интересы. Запад же на подобное пойти не готов. (1 news.az)

В ЕСПЧ Азербайджан оказался в более выгодном положении, чем Армения

В Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) рассматривают иски азербайджанских беженцев против Армении и армянских беженцев против Азербайджана. И те, и другие требуют обеспечения возвращения в прежние места постоянного проживания и выплаты компенсации. Однако азербайджанская сторона, если можно так выразиться в данном случае, оказалась в более выгодных условиях.

Во-первых, основной поток беженцев как из Армении, так и из Азербайджана возник до обретения независимости этими странами. По большому счету, независимый Азербайджан как государство не может нести ответственность за события, произошедшие в СССР. Это Россия объявила себя правопреемницей Советского Союза. А нынешний независимый Азербайджан Евросуд в самом крайнем случае может обязать обеспечить возвращение армянских беженцев в прежние места постоянного проживания.

А вот с азербайджанскими вынужденными переселенцами, которых более 600 тысяч, ситуация совсем иная. Подавляющая часть этой массы людей оказалась в положении вынужденных переселенцев после обретения независимости как Азербайджаном, так и Арменией, то есть после 1991 года. Одним словом, будучи уже независимыми государствами, как Азербайджан, так и Армения с этого момента несут полную ответственность за собственные действия или же бездействие.

Азербайджанской стороне оставалось доказать всего лишь то, что оккупированные вокруг Нагорного Карабаха территории находятся под полным контролем Армении. Как сообщают СМИ, азербайджанская сторона для доказательства этого ссылалась на соответствующие резолюции ПАСЕ, Европарламента и т.д. Все верно, но этого недостаточно. Хотя бы потому, что эти резолюции - не правовые документы, а выражают политическую позицию вышеупомянутых международных институтов. Однако есть важные правовые документы, которые доказывают, что Нагорный Карабах и все оккупированные вокруг него территории находятся не только под полным контролем Армении, но еще и незаконно аннексированы ею. Это Декларация независимости и Конституция Армении. ("Зеркало") ЦИК Азербайджана назвал "бесплатные" СМИ для кандидатов в депутаты

Бесплатное эфирное время и печатное пространство для предвыборной агитации кандидатов в депутаты в Азербайджане будет выделено на Общественном телевидении и радио, в газетах "Азербайджан", "Халг газети", "Республика" и "Бакинский рабочий", говорится в сообщении, распространенном 24 сентября Центральной избирательной комиссией (ЦИК). Бесплатное эфирное время и печатное пространство будет выделено политическим партиям и избирательным блокам, чьи кандидаты зарегистрированы более чем в 60 избирательных округах. СМИ также предоставляется возможность выделения платного эфирного времени или же печатного пространства для агитации кандидатов в депутаты. Для этого органы прессы должны направить в ЦИК соответствующие уведомления и не позднее 30 дней после официального опубликования решения о проведении выборов представить информацию об условиях и сумме оплаты. После определения субъектов агитации данная информация в законном порядке должна быть отправлена и им. Выборы в Милли меджлис Азербайджана назначены на 7 ноября. (Trend)

Стихию обуздать можно, но...

Только в нынешнем году в результате разлива Куры пострадало до 40 районов. Около 200 тысяч домов оказались затопленными, более 300 были разрушены, 2000 жилищ оказались в аварийном состоянии. Кроме того, более 500 000 га пашен и пастбищ оказались под водой. За десять последних лет в грязевых потоках и наводнениях погибло более 1000 человек, а сумма нанесенного ущерба подступила к 3 млрд. долларов. Если оценить неоценимое - человеческую жизнь (что невозможно) и прибавить к этой, неэтической, по сути, цене сумму ущерба, которую нанесли за указанное время сели, то она будет, прямо скажем, астрономической. Еще безжалостней, чем сель, те, в чьей власти обуздать эту стихию. Те, кого судьба слепо одарила властью. Тех, кого застают "врасплох" удары стихии в виде селей и наводнений. Чтобы провести берегоукрепительные работы вдоль рек Араз, Кура и впадающих в них речушек, требуется свыше 500 млн. манатов. Ведь такие работы следует проводить на территории свыше 1,4 млн. километров.

Единственная структура в стране, один на один борющаяся с селями, - это маломощное ОАО "Мелиорация и водное хозяйство Азербайджана". Виновато правительство. Не зря координатор штаба гражданского общества "Кура" Октай Гюлалиев ставит вопрос о подаче судебного иска против Кабинета министров, который не ответил на жалобы пострадавших от наводнения граждан. По словам Гюлалиева, уже 15 жителей сел Гасымбейли, Аскербейли, Улачалы и др. подали судебные иски в связи с неадекватностью компенсации нанесенному ущербу. К этому процессу подключаются жители и других пострадавших населенных пунктов. Зафиксирована также много случаев, когда семьям снесенных домов компенсации и вовсе не выдавались, а вновь построенные жилища не отвечали по нормам прежним. "На строительство одного моста власти выделяют 15 млн. манатов, а помощь нам выделили всего 2,5 млн. манатов" - сетуют пострадавшие. Свои жалобы высказали и жители села Ханкечян Сабирабадского района. По их словам, рабочие прекратили работы на строительстве 23 домов, поскольку им "забывают" платить. ("Новое время")

Азербайджан ведет переговоры с Иорданией о закупке поисковых самолетов Seeker

Азербайджан проявляет интерес к самолету Seeker SB7L, производимому иорданской компанией Seabird Aviation Jordan, и используемому в основном в поисковых мероприятиях. Информация об этом получена из Проектного бюро короля Иордании Абдаллы II (ПБКИА). Модель SB7L-360 на данный момент используется Военно-воздушными силами Иордании. Самолет может подняться на высоту 1480 футов. Компания, помимо Азербайджана, также ведет переговоры о купле-продаже самолета SB7L-360 с Ираком, ЮАР, Объединенными Арабскими Эмиратами и Танзанией. В ближайшем будущем ожидается подписание контракта с соответствующими структурами этих стран. Отметим, что созданная в 2003 году в составе ПБКИА компания Seabird Aviation Jordan способна производит 12 самолетов "Seeker" в год. В случае получения заказов, компания заявляет, что сможет вдвое увеличить свое производство. (АПА)

Подготовил Рафаэль Мустафаев