В Дагестане спорят, сдалась ли Россия Азербайджану
В дагестанских СМИ продолжается активная дискуссия о результатах визита президента РФ
После визита Медведева официальные лица Дагестана выступили с заявлениями, смысл которых сводился к тому, что интересы Дагестана в соглашении по использованию воды Самура, подписанном в Баку, полностью учтены. Вице-премьер Дагестана
Накануне выступления Газимагомедова официальное информагентство РИА "Дагестан" опубликовало статью начальника управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана
Однако эта позиция официальных лиц Дагестана вызвала негативную реакцию ряда независимых СМИ. То же "Новое дело" в номере от 17 сентября отмечает, что Газимагомедов в своем выступлении перед журналистами фактически признал, что Россия пошла на уступки Азербайджану в вопросе воды, и связал это с выгодными для России условиями транспортировки азербайджанского газа. "Газимагомедов вынужден был признать, хотя бы частично, верность наших утверждений, - пишет газета. - В частности, он заявил: "Когда говорят, что уступки Азербайджану связаны с газом, то в какой-то мере это так... Все здесь переплетено, и газ здесь тоже сыграл свою роль, но мы уступили столько, сколько могли, но не в ущерб Дагестану и нашему населению". Заявляя о выгодах РФ в нефтегазовой сфере, в частности по прокачке энергоресурсов по территории Дагестана, Газимагомедов ничего не говорит о восстановлении прозрачности оплаты за их транзит в муниципальные и республиканский бюджеты".
Критически восприняла газета и другое заявление вице-премьера: "Говоря о конкретных уступках со стороны Дагестана, Газимагомедов вынужден был заявить: "Эти люди говорят, что мы уступили территорию, но поймите, по международным нормам тоже правда на их стороне была, потому что посередине моста, они же другого не требовали. Как международные нормы трактуются, так они и требовали. Но мы здесь добились, что Самурский гидроузел в совместном управлении на паритетных началах". Во-первых, складывается ощущение, что руководству Дагестана нужно оправдать действия Азербайджана, а не России или Дагестана. Если же говорить о фактах, то теперь Самурский гидроузел на самом деле находится, согласно заключенному соглашению, полностью на территории Азербайджана и о совместном управлении на паритетных началах там речи быть не может. Теперь вопрос о том, пускать или не пускать воду в Дагестан, находится в исключительном ведении Баку. Во-вторых, условия были таковы, что граница проходила по правому берегу и азербайджанцы, по идее, даже в реку не могли заходить, а теперь Дагестан и Россия отошли на середину русла".
Дагестанский еженедельник "Настоящее время" 17 сентября в материале, посвященном пресс-конференции Газимагомедова, также оценил перенос границы на середину реки как уступку интересам Азербайджана. "Исторически дагестанская территория заканчивалась по правую сторону Самура," - напомнил еженедельник. Газета не согласилась с тем, что перенос границы на середину реки вызвал возражения только у "лезгинских националистов": "Смеем возразить: этот вопрос касается не только одного лезгинского народа... Как уже отмечалось, Самур поит водой святой и вечный многонациональный город Дербент и Дербентский район".
Газета также утверждает, что и до переноса границы Азербайджан бесконтрольно пользовался водой Самура, ущемляя при этом Дагестан: "Из-за дефицита воды в Самур-Дербентском канале, к которому закреплены орошаемые земли семи районов Южного Дагестана, кратность поливов сельскохозяйственных культур не превышает 50%. В то же время азербайджанская сторона ежегодно превышает водозабор в пределах от 100 до 170 млн кубометров от предусмотренного лимита. При этом никак не учитываются маловодные годы, сезонный характер водоносности реки. Таким образом, Азербайджанская Республика, полностью контролируя гидроузел на реке Самур, пользуясь нетребовательностью властей Российской Федерации и Республики Дагестан, продолжает ущемлять и без того ущемленные права народов Южного Дагестана... На левом берегу Самура в Южном Дагестане ждут орошения около 156 тыс. га земли, а фактически орошается лишь 58 тыс. га, т. е. 37% от общей площади".