Мэр Москвы Юрий Лужков по согласованию с администрацией президента России взял недельный отпуск, который проведёт с семьей в Австрии. Это стало новым шагом в определении взаимных позиций федеральных властей и главы столицы России, бессменно фактически находящегося у власти в мегаполисе в течение 18 лет.

В последние дни предметом общественного внимания стали выступления Лужкова и подконтрольных ему СМИ, которые в Кремле адекватно оценили как попытку противопоставления экс-президента, премьер-министра России Владимира Путина - президенту России Дмитрию Медведеву. Затем на федеральных телеканалах прошла серия "расследований" деятельности Лужкова на посту мэра Москвы, в которых впервые за последние 11 лет (после предвыборной кампании конца 1999 года) прозвучали широко известные обвинения Лужкова в создании в Москве режима семейственности и коррупции. В ответ московская организация партии "Единая Россия", которую возглавляет Лужков, и абсолютно контролируемая Лужковым Московская городская дума выступили с политическими декларациями в защиту мэра.

Центральным вопросом политической повестки дня стал вопрос о досрочном прекращении исполнения Лужковым полномочий мэра Москвы (законный срок их истекает в 2011 году) в связи с проблемой доверия к нему президента России. Лужков, однако, настаивает на том, что не намерен подавать в отставку, готовит иски в суд против федеральных телеканалов и обвиняет в своей "травле" на телеканалах некие силы в Кремле.

Вчера источник в Кремле дал понять, что отпуск предоставлен Лужкову для осмысления ситуации, а ориентирующиеся на Кремль эксперты подчеркнули, что он должен за неделю созреть для постановки перед президентом Медведевым вопроса о доверии, что станет механизмом его отставки с поста мэра.

Впрочем, нет никаких гарантий, что Лужков последует совету комментаторов, или что будет принято решение согласиться с его заявлением о доверии (отставке). Учитывая фактически начавшийся в России политический цикл по выборам парламента и президента России, Кремль прямо заинтересован в определённости: либо столицу в этот период возглавляет абсолютно лояльный федеральной власти человек и это - не Лужков, либо - уже после политически беспрецедентных в годы правления президента Медведева федеральных телевизионных разоблачений - Лужков сохраняет свою власть и Кремль не только отступает перед его политическим и экономическим кланом, но и договаривается с ним об условиях лояльности.

На место Лужкова в Москве у Кремля очевидного кандидата нет, но отступление перед Лужковым для Кремля политически чрезвычайно травматично. Неподконтрольность московской политико-экономической системы власти и бизнеса федеральному центру известна, но до сих пор ни Ельцину, ни Путину не удалось окончательно поколебать её позиции.

Готовность Лужкова уйти в отставку - близка к нулю. Готовность Кремля согласиться в период принципиальных для страны выборов с лужковской монополией на власть в Москве - тоже невелика. Даже возможный компромисс, формулой которого может быть ограничение этой монополии в Москве и эволюционный путь передачи власти от Лужкова кандидату Кремля - представляется нежизнеспособным. Поэтому безусловный и скорый уход Лужкова - единственное рациональное решение, отвечающее государственным интересам.

Модест Колеров