Интервью ИА REGNUM Новости с бывшим главным редактором латышской газеты Diena и представителем блока "Единства" от партии "Гражданский Союз" Сармите Элерте.

ИА REGNUM: Как вы могли бы охарактеризовать идеологию политического объединения "Единство", в состав которого входят три партии, включаю вашу - "Гражданский Союз"?

В идеологии "Единства" я бы обозначила 4 точки координат. Первая точка - это социально ответственная рыночная экономика. В Латвии с 2006 года значительно вырос так называемый индекс Джини (статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества) до 41,7, что совершенно непозволительно при индексе по Европе в 34 пункта. Потому "Единство" считает, что налоговое бремя должно лежать на недвижимости, потреблении и капитале, в то время как социальный и подоходный налог с работника должен быть уменьшен.

Вторая точка координат - это западная ориентация "Единства", что означает введение евро в 2014 году, развитие инфраструктуры НАТО в Латвии и присутствие латвийских солдат в Афганистане или других военных зонах вместе с нашими партнёрами в НАТО. Безусловно, это и выполнение наших обязательств перед Международным Валютным Фондом и Европейским Союзом.

Третьей точкой координат я бы назвала латышский язык, который должен быть единственным государственным языком. Более того - он должен доминировать в публичной среде больших городов. В семье, безусловно, конечно, каждый может выбирать свою культурную принадлежность и язык общения. Для нас модель будущего - это национальное государство и консолидированная нация, а не двухобщинное общество, которое всегда будет нестабильным и в котором заложены причины конфликтов. Каждый человек, знающий латышский язык и имеющий гражданство, может стать частью латышской нации, вне зависимости от происхождения.

Четвертая и очень важная точка в этой системе координат - это прозрачность в политике, ответственность депутатов перед избирателем, а не перед спонсором партии. Мы говорим о политической системе, в которой олигархи не смогут играть существенную роль в управлении страной. Иными словами - это честная политика.

ИА REGNUM: Яков Плинер то же самое говорит о налогах и честности в политике. Более того ЗаПЧЕЛ высказывались, что готовы сотрудничать по некоторым вопросам с вами. Как вы относитесь к такой возможности?

Я думаю, что в каждой партии из тех 13-ти, которые участвуют в этих выборах, могут найтись некоторые точки соприкосновения. Но у нас с ЗаПЧЕЛ слишком разные подходы к политике и другой взгляд на западную ориентацию и государственный язык. ЗаПЧЕЛ слишком далеко стоят от нас в политическом спектре.

ИА REGNUM: С кем вы готовы войти в коалицию после выборов?

Мы уже говорили, что наши естественные партнёры - это ТБ/ДННЛ и "Всё - Латвии", но есть возможность сохранения нынешней коалиции, куда входят "Зелёные и Крестьяне". Но инфраструктура НАТО, "евро -2014", займ МВФ, соглашение о бюджете 2011 и 2012 года - это та основа, в соответствии с которой мы и создадим коалицию. К примеру, "За Хорошую Латвию" этому критерию не отвечают со своими разговорами о "финансовой оккупации". Тем не менее, перед выборами мы все являемся соперниками, потому говорить о коалиции ещё рано, так как многое будет зависеть от числа набранных каждой партией голосов.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете тот факт, что вас открыто называют "соросистами в политике"? К примеру, последняя публикация в латвийской "Независимой газете" под названием "Фонд Сороса открыто финансирует предвыборную кампанию".

Я давно не читаю эту газету, так как она не представляет независимую журналистику. Не знаю, на какой стадии теории всемирной конспирации они сейчас находятся, и не могу комментировать конкретную статью. Я руководила правлением фонда "Сороса" долгие годы, покинула правление около 4-х лет назад, и очень горжусь деятельностью фонда в Латвии. Благодаря "Фонду Сороса" люди могли учиться за рубежом, а искусство, наука и медицина получали гранты. Сейчас во время кризиса "Фонд Сороса" даёт по 20-25 тысяч евро тем школам, которые стоят на грани закрытия, чтобы они могли реструктурировать себя, став центрами местных общин. В таких школах создаются самые разные кружки и пишутся разные проекты, после воплощения в жизнь которых люди говорят, что они могут обойтись и без грантов от фонда, поскольку мир полон денег и надо только уметь их взять. Именно так мне сказали в одной районной школе.

Главное, что сделал "Фонд Сороса" - это развитое гражданское общество. Теперь у нас стало больше людей с очень разными взглядами, но с чувством ответственности за происходящее, а также с умением посредством своей гражданской позиции влиять на события. Люди научились мыслить критически и окрепли в своих гражданских убеждениях.

ИА REGNUM: Считаете, что находясь на должности главного редактор газеты "Диена", вы были "серым кардиналом" в латвийской политике?

Это касается бедного Калвитиса?

ИА REGNUM: Нет, это касается политической журналистики и возможности СМИ формировать общественное мнение.

"Диена" сыграла очень важную роль в направлении развития Латвии в те самые 1990-е годы, когда гражданское общество только создавалось. Более того - общество было слишком аморфно. А газета, кроме всего прочего, была не только качественной, но и независимой. "Диена" сыграла большую роль в том, что корабль "Латвия" пришвартовался к западному берегу. Читатели "Диены" были также избирателями, а газета всегда говорила с ними, объясняя им, кто есть кто в политике, и в каком направлении нужно развиваться стране.

ИА REGNUM: Как бы вы прокомментировали то, что Сергея Анцупова внезапно взяли на должность главного редактора "Диены" и также внезапно уволили?

Я уже давно не работаю в редакции, но я предполагаю, что принципиальные журналисты этой газеты очень влиятельны, а владельцы сразу не оценили своих работников. Потому Анцупов, не соответствующий профессиональному уровню и принципам подчинённых, был смещён, но это лишь мои предположения.

ИА REGNUM: Ваше отношение к тому, что западная модель образования, по некоторым источникам, превращает выпускников государственных школ почти в полурабов, маргиналов, в то время как частные школы готовят элиту общества?

Я не согласна с такой точкой зрения. Каждая европейская страна ищет для себя лучшую модель. На данный момент по всем показателям Финляндия имеют лучшую в мире систему в сфере образования и, кроме того, она является государственной! В этой системе - качество работы учителей является определяющим.

ИА REGNUM: Утерян авторитет учителя, не считаете ли вы, что это очень плохо?

Нет, не считаю. Слава Богу, авторитета учителя нет в таком виде, в котором это было в советское время! Сейчас учитель не может встать перед классом и сказать: "Вы должны меня слушать!" Авторитет нужно завоевать.

ИА REGNUM: Тогда поставлю вопрос по-другому. При нынешней системе образования и уроке длительностью в 40 минут, лишь 10 минут отводится на подачу материала учитель - ученик. Остальное время занимает групповая и парная работа, после которой ученики отчитываются о работе. Разве могут дети в возрасте 11-12 лет что-то дать друг другу?

Целью образования не является абстрактная сумма тех или иных знаний. Любой предмет - это только способ развить ребёнка как личность. Ребёнок должен научиться думать творчески, критически и инициативно. Потому лучшие учителя Латвии уже умеют работать индивидуально. Например, часть класса смотрит запись на видео, во время демонстрации которого учитель работает с более слабыми учениками.

ИА REGNUM: Ваше отношение к экспансии английского языка в латышский язык?

Каждый ребёнок Латвии должен знать английский в совершенстве, и дополнительно ещё один язык. Безусловно, нужно развивать и латышский язык, который прошёл через волны истории, которые были крайне недоброжелательны по отношению языку. Потому латышский язык больше настроен на самозащиту. Но мир постоянно создаёт понятия, а для них нужны слова.

ИА REGNUM: И всё же такие слова, как file и park-and-ride так и остались в английской версии?

Как и в конце 19-го века, когда создавались новые слова, так и сейчас - есть спрос. Создание новых латышских слов - это творчество, но хорошо, если из 10 созданных слов хотя бы одно входит в язык.