Интернет-приложение к федеральному еженедельнику "Российские вести" Riga.Rosvesty публикует интервью с кандидатом в премьеры от блока "За лучшую Латвию", председателем "ЛПП/ЛЦ" и вице-мэром Риги Айнаром Шлесерсом, текст которого ниже приводится полностью:

Расскажите, пожалуйста, о Вашей стратегии развития Риги

Историческая миссия Риги чётко сформулирована. 810 лет назад был открыт Рижский порт, 809 лет назад была основана Рига. Порт и Рига - это единое целое. То, что на протяжение последних 20-ти лет мы в 6 раз увеличили товарооборот в рижском порту от 5 миллионов тонн до 30 миллионов тонн, лишний раз показывает потенциал рижского порта и Риги в целом.

К тому же Рига - это город с красивой архитектурой и разными национальностями, что делает её привлекательной в качестве делового финансового центра. Сейчас мы страна ЕС, но ранее мы были исторически и частью Швеции, и Германии, и России, и СССР, и только сегодня мы стали самостоятельным государством, со столицей Рига. Потому мы можем использовать своё собственное "ноу-хау" - смесь менталитетов, проживающих здесь людей. Мы можем стать бизнес-центром и мостом между Западом и Востоком. Уже сегодня Скандинавия называет балтийские страны своим "домашним регионом", своей стратегической зоной. Германия, Россия, Беларусь также активно развивают свой бизнес здесь.

Если говорить о Риге, как о туристическом центре, то только в этом году мы увеличили на 35 процентов поток гостей в нашу столицу. Это доказывает то, что Рига интересна туристам. Потому мы хотим создать здесь международный бизнес вместе с Франкфуртом Мессе. С ним мы разрабатываем проект выставочного комплекса рядом с аэропортом.

Развитие рижского аэропорта - это одно из наших достижений. Уже сейчас мы достигли общего оборота в 4-5 миллионов пассажиров, вместо 700 тысяч, как это было в 2004г. Во время кризиса в прошлом году рижскому аэропорту была присуждена награда, как лучшему аэропорту в Европе, ведь у нас было 10 процентов роста. В этом году у нас наблюдается уже 20-ти процентный рост, и более того мы связаны авиасообщением уже с 90 городами. В мы увеличим этот показатель до 150 городов. Ближе всего к нам страны СНГ, и в них мы видим потенциал. Говоря об азиатских странах, то мы думаем, прежде всего, о грузоперевозках в этом направлении. К тому же в этом году будет построен новый терминал, который сможет обслуживать около 30-ти миллионов пассажиров и это сделает Рижский аэропорт самым крупным аэропортом в Северной Европе.

У Вас высокие шансы стать премьером. Какие первоочередные меры Вы предпримите для вывода страны из кризиса?

Сегодня очень важно объединить народ Латвии. Пока побеждают лозунги "Русские идут, латыши не сдавайтесь!" или с точностью до наоборот, продолжается набор очков у радикальных политиканов. Сейчас во время кризиса моя партия лишний раз доказала, что мы действуем из прагматических убеждений и это подтверждает то, что за нас голосуют и латыши, и русские. Латвия - парламентская страна, который нужен сильный премьер, способный объединить, как обе нации.

Стране нужен такой человек, который станет примером для всех латвийцев, и здесь я вижу своё очевидное преимущество перед другими кандидатами. Премьер должен обладать хваткой в бизнесе и быть хозяйственником, который понимает, как развивать экономику. Одних навыков в парламентской деятельности на этой должности будет мало.

Я убеждён, что Латвия должна иметь уникальную малую экономику, сравнимую с Сингапуром и это то, что мы планируем сделать.

Возможно, у вас есть определённые задачи, которые вы ставите перед собой? Например, введение прогрессивного налога?

Я категорически против введения прогрессивного налога. Это большая глупость. Мы не можем поднять налоги, и стать неконкурентоспособными по сравнению с теми же эстонцами и литовцами. Если мы говорим о прогрессивном налоге, то нужно смотреть о прогрессивности в несколько другом направлении. Например, семьям, где есть ребёнок, за каждого следующего ребёнка мы можем дать скидку на подоходный налог, а это уже льгота в 25%. Логика здесь очень простая, чем больше людей, тем больше они выполняют свою социальную функцию, то есть платят налоги.

Мы должны снизить налоги для того, чтобы стать привлекательной страной для внешнего бизнеса. Нам надо, базируясь в Риге, обслуживать международный бизнес. Ведь мы можем работать на зарубежные компании, как бизнес-консультанты, что привлечёт инвесторов и создаст рабочие места. Именно так мы сможем укрепить экономику - с помощью привлечения нового бизнеса.

Если президент Валдис Затлерс доверит Вам сформировать правительство, то кто будут Вашими партнерами по коалиции?

Я могу чётко сказать, что нашего сегодняшнее успешное сотрудничество с "Центром Согласия" может продолжиться и в Парламенте, хотя, мы и расходимся во мнениях о прогрессивном налоге. К тому же они были 20-ть лет в оппозиции.

Если придётся выбирать и третьего партнёра, то это, скорее всего будут "Зелёные и Крестьяне" или "Единство". Конечно, проблемой для меня является сотрудничество с ЗаПЧЕЛ или "Отечеству и Свободе / Все для Латвии", ведь там слишком много радикализма, а это неприемлемо для нашей страны. Лучше бы этих политиков вообще не было в Парламенте. В любом случае лучше им быть в оппозиции. В нашей стране нет места радикализму. В Рижской Думе их нет, и нам здесь дышится легко. Разве в Риге без них плохо?

Ваше отношение к Райвису Дзинтарсу, как к политику?

Во-первых, он ещё не политик, так как ни разу не был избран. Во-вторых, я не поддерживаю ни правый, ни левый радикализм. Латвия - многонациональная страна, в которой мы должны с уважением относиться ко всем. Моя позиция очень простая - те, кто являются патриотами Латвии, должны чувствовать себя здесь комфортно, не смотря на национальность, а кому здесь не нравится, пускай едут в Россию, Европу, Америку, хоть в Африку. Мы - свободная страна.

Как на посту премьера Вы будете строить отношения с Москвой, Брюсселем, Вашингтоном?

На равных. Интересы этих стран во многих направлениях не будут соответствовать интересам Латвии. Безусловно, у сверхдержав есть свои амбиции, а, мы, конечно, значительно меньше по размерам, но, несмотря на это, отношения должны строиться на равных. Как-то, в бытность министром транспорта, сидя за круглым столом, я сказал следующее: "Я, как представитель небольшой страны Латвии...". Но голландцы, шведы и датчане упрекнули меня, сказав, что малых стран здесь нет. У каждой страны ЕС полноправные полномочия в принятие решений. Потому, несмотря на размер, мы должны вести политику равноправия.

Замечу, что Латвия - это страна, где люди говорят по-русски и потому к нам едут из стран СНГ. А потому здесь важно подчеркнуть, что с 1 июля по моей инициативе были сделаны изменения, которые дают возможность инвесторам получить вид на жительство автоматически при условии инвестиций в размере 200 тысяч долларов в недвижимость. И не только в Риге, но и в других регионах. Идея очень простая - можно не жить в Латвии, но иметь вид на жительство и таким образом свободно перемещаться по ЕС. Для многих жителей стран СНГ - это отсутствие головной боли в вопросе получения виз. Сейчас желающих очень много. Таким образом, Латвия станет местом, где главным экспортным продуктом будет недвижимость.

Вас критикуют, что поправки к иммиграционному закону, представляющие возможность получить вид на жительство инвесторам, не работают. Что Вы можете ответить своим критикам?

Знаете, во-первых, это база только принята и многое ещё надо улучшить, как например, налоговое законодательство. Закон вступил в силу только с 1 июля. Бюрократия всё же очень большая. Пока люди соберут все справки, пройдёт время.

Однако, это новый продукт. Нельзя просто принять закон и не говорить об этом. Я сам информировал "Rietumu banka" о новом законе, и они уже заключили много сделок. Ведь именно благодаря рекламе мы увеличили объемы в туризме. Прибалтика - это тот уникальный регион, где люди из стран СНГ смогут говорить по-русски. В ближайших странах - Польше, Чехии - такой возможности нет.

Как незнание латышской молодежью русского языка сказывается на ее конкурентоспособности на рынке труда?

Латыши тут полностью проигрывают. В советское время русские не знали латышского, а сейчас всё с точностью до наоборот. Вчера 1-го сентября я был в Классической Гимназии, где дети, окончив учёбу знают три языка (прим.: Классическая гимназия была первой, где было введено билингвальное обучение). И это моя позиция! На нашем рынке вы должны знать три языка: русский, английский, латышский. Пожилое поколение, как говорится, Бог с ними, пусть живут. А молодёжь должна знать языки. В официальной программе для латышских школ должно быть два иностранных языка: русских и английский. ( прим. раньше, русский преподавался, как второй язык.)

Ваше отношение к "диктатуре" торговых сетей в Латвии?

В Латвии нет сильных местных цепей, а те которые есть не достаточно крупные, чтобы конкурировать с Rimi и Махima. Я считаю, что нужно увеличить общий объем продажи местной продукции. Либо нам придётся принимать закон об увеличении конкуренции. Например, самая большая сеть будет состоять только из 20-ти магазинов. А это значит, то, что придётся разделить эти большие цепи.

Дело в том, что мы хотим видеть на местном рынке больше латвийской продукции. Ведь, торговые сети требует непомерно большие деньги за полку в магазине, которые местный производитель не в состоянии платить. Кто может платить за полки? Соса-Соla? Sniсkers, Mars? Я думаю, что мы ситуацию изменим в пользу латвийского производителя.

Что надо сделать, чтобы превратить Ригу в международный транзитный центр (пассажиров и товаров)?

В первую очередь это развитие аэропорта - больше прямых сообщений. Второе - это улучшение налоговой системы для международного бизнеса. И третье - это максимальное развитие портов.

Многие критикуют аэропорт за 90 процентов, принадлежащие AirBaltic.

Во-первых, не 90%, а 70%. Но, давайте вспомним, как было в 2004 году, когда оборот составлял 700 тысяч пассажиров. Билет в Копенгаген стоил 1000 евро. Сейчас таких цен практически нет. Они стали более приемлемыми. К тому же я сам лично привлёк в страну Ryanair, что создало позитивную конкуренцию. Проблема в аэропорту - это отсутствие льгот. Сравните покупку бутылочки Соса-Соla в ресторане или той же бутылочки на торговой базе. Если же купить это бутылочку, имея договор с поставщиком, то цена будет совсем низкой. И таким образом будет гарантирован объем. Почему Lufthansa летит сюда из Франкфурта? Всё очень просто. Они не заинтересованы в развитии рижского аэропорта. Им важно, чтобы рижские пассажиры летели через их аэропорты. Здесь мы столкнулись с международной конкуренцией.

Но я очень рад, что нам удалось привлечь транзит. И самое интересное в том, что основной поток транзита, это вовсе не Запад-Восток, а Север-Юг. Это уже совершенно новый бизнес: обслуживание самолётов, логистика товаров и грузов, выставочный бизнес... Хороший пример это аэропорт во Франкфурте-на-Майне. В городе проживают всего 680 тысяч людей, но аэропорт обслуживает более 50-ти миллионов пассажиров. Ведь этот город меньше Риги, а такой успех ему именно приносит транзит.