"Заявление министра юстиции Украины Александра Лавриновича о неконституционности реформы 2004 года, ограничившей права президента, направлены на отмену этой реформы. Но сделать это просто через Конституционный суд не получится - спектакль потребует двух актов, второй - в парламенте. И противников у него очень много", - заявила 3 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости украинский политолог Ирина Бекешкина.
"Причины заявления Лавриновича очевидны - это прелюдия к отмене конституционной реформы. Понятно, что определенным силам очень важно отменить реформу. В этом случае станет возможным дать президенту Виктору Януковичу полномочия больше, чем экс-президенту Леониду Кучме. Потому что у того была серьезная оппозиция, а сейчас мы на Украине таковой не наблюдаем. Фактически, у президента сегодня есть вся полнота власти, но сам Виктор Янукович и группа Сергея Левочкина хотят закрепить эту ситуацию юридически, чтобы не зависеть от политических раскладов.Насколько сам президент и Сергей Левочкин заинтересованы в этом, настолько отрицательно настроены представители крупных финансово-промышленных групп, в том числе и Ринат Ахметов. Сильный хозяин в стране им не нужен - слишком убедителен и свеж пример России. Многие не хотят такого сценария. Так что заинтересованные лица, цели и сценарий понятны зрителю, но сейчас обставляется сам спектакль. Первый акт в Конституционном суде будет простым, а вот второй, в парламенте - тут все сложнее. Там игра затянется. Слишком сильно ведущие экономические группы будут сопротивляться такому результату. Соответственно, в самой партии регионов тоже могут быть очень разные видения этого сценария", - считает Ирина Бекешкина.
Отвечая на вопрос о представленном 2 сентября правительством Украины законопроекте о местных референдумах, политолог выразила мнение, что он не вернет власть местным общинам, а является просто рычагом давления центральной власти на местных олигархов и региональную власть. "Этот закон не касается граждан. Это просто инструмент для игр. Рычаг давления. Подобный закон есть и сегодня - это закон о доверии к местной власти. И как мы могли неоднократно убедиться на примере Киева, можно готовить документы, можно собирать подписи, но запустить процесс может только местная власть. Так что - все это игры. Почему референдум не носит характер закона? Потому что любой социолог вам скажет - мнение граждан колеблется, плавает. И тут очень легко ловить пиковые настроения, манипулировать. В украинском языке это не очень понятно - думка, а в русском все просто - мнение. Изучение общественного мнения. Это и есть местный референдум. Практическое значение этого закона, как и местных референдумов - результаты можно использовать в качестве рычага давления на местную власть со стороны центральной", - заявила Бекешкина.
Как сообщало ИА REGNUM Новости, 2 сентября министр юстиции Украины Александр Лавринович заявил, что конституционная реформа 2004 года была осуществлена с процедурными нарушениями при внесении изменений в конституцию, в связи с чем Минюст подготовил соответствующее заключение в ответ на запрос Конституционного суда. Напомним, 8 декабря 2004 года Верховная рада Украины внесла изменения в конституцию, в результате которых был осуществлен переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Лавринович сообщил также, что Кабмин Украины одобрил проект закона о местных референдумах. Законопроект предполагает возможность проведения референдума по вопросам местного значения по инициативе 10% жителей региона или по инициативе местных властей. Согласно законопроекту, решения местного референдума могут носить консультативный или наблюдательный характер.