Приднестровское урегулирование: Признание Молдавией Приднестровья - "наименее затратный" путь разрешения конфликта. Выборы президента: "Принципиальное решение о смене президента ПМР может быть принято только в Москве". Экономика: "Состояние приднестровской экономики можно охарактеризовать остроумным термином - "середина начала конца кризиса".

Приднестровское урегулирование: Признание Молдавией Приднестровья - "наименее затратный" путь разрешения конфликта

На протяжении двух десятков лет приднестровский народ отстаивает свое право на независимость и международное признание, пишет интернет-издание All Tiras. Какие тенденции имеют место в приднестровском урегулировании? Как воспринимают "приднестровский феномен" международные игроки и международное сообщество в целом? Что препятствует окончательному урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, и когда оно наступит? На эти и другие вопросы ответил в ходе интернет-конференции министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак.

Оценивая диалог с новыми властями Молдавии и их договороспособность, Ястребчак заявил, что четких свидетельств в пользу изменения подходов к молдавско-приднестровскому урегулированию приднестровская сторона так и не получила. "Судите сами: предприятия Приднестровья по-прежнему сталкиваются с существенной финансовой и бюрократической нагрузкой при осуществлении экспортно-импортной деятельности через органы власти Молдавии, экономические агенты лишены возможности использовать оптимальные пути доставки и отправки грузов (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровья. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней - прим. ИА REGNUM Новости), наконец, правящий Альянс, по сути, подтвердил, что по-прежнему считает пресловутый "статусный" закон 2005 года основой подхода к урегулированию (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости). Этот список можно продолжать достаточно долго. Главным позитивным аспектом во взаимоотношениях с Альянсом я бы назвал имеющее в целом место снижение агрессивной риторики в подходах к молдавско-приднестровскому урегулированию. Подчеркну: именно в "целом", поскольку в кишиневском руководстве есть как сторонники спокойного отстаивания позиций Республики Молдова, так и приверженцы самых жестких методов", - заявил Ястребчак.

Комментируя распространённое мнение о том, что для признания ПМР достаточно ее признания со стороны лишь России, глава МИД Приднестровья отметил, что в международном праве нет ответа на вопрос о том, сколько государств должно признать провозгласившую свою независимость страну для того, чтобы она стала международно-признанным государством. "Здесь важную роль играет именно вопрос о целесообразности, т.е. достаточности. К примеру, Северному Кипру вполне достаточно признания со стороны Турции, общей границы с ней по морю, собственно выхода к морю. Аналогичным образом ситуация обстоит и у наших братских республик - в Абхазии и Южной Осетии. Другое дело, что расширение круга признавших стран, безусловно, укрепляет позиции того или иного государства, дает возможность защиты своих интересов как в рамках двусторонних контактов, так и в рамках международных организаций, поэтому практически все самоопределившиеся государства ведут работу по расширению своего международного признания", - заявил дипломат. По его словам, в случае Приднестровья, признание со стороны России имело бы огромное политическое, экономическое, социальное, моральное, правовое значение для Приднестровья и для всех его граждан. "Вместе с тем, следует учитывать, что Приднестровье весьма уязвимо с точки зрения транспортного сообщения - как для жителей, так и для грузопотоков, поэтому для Приднестровской Молдавской Республики крайне важным было бы также заручиться, по меньшей мере, нейтралитетом со стороны Украины, которая обладает достаточно действенными рычагами для воздействия на ситуацию", - отметил он.

На вопрос, не играет ли Украина довольно пассивную роль в урегулировании, как страна-гарант и граничащее с Приднестровьем государство, Ястребчак ответил, что Тирасполь понимает все сложности, которые есть у украинского государства, "тем более что в настоящее время Киев стремится перейти к прагматичному отстаиванию своих собственных, а не навязываемых извне, интересов". "Понимаем и то, что новой власти достался большой груз проблем, прежде всего в социально-экономической сфере, усугубляемый не всегда благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Тем не менее, определенный оптимизм внушает более активное сотрудничество Киева и Москвы, в т.ч. и по приднестровской проблематике. Мы также рассчитываем и на более активное трансграничное сотрудничество с Украиной по таким вопросам, как экономика, транспорт, образовательные и культурные связи, здравоохранение, взаимодействие с украинскими областями. Надеюсь, что эти вопросы станут предметом более предметного изучения в самое ближайшее время. Ждем также и назначения нового спецпредставителя Украины по вопросам приднестровского урегулирования", - заявил дипломат.

Говоря об идее проведения на обоих берегах Днестра референдума по урегулированию конфликта, глава МИД ПМР согласился, что урегулирование отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой возможно только на основе воли народов двух государств. "Применительно к нынешней ситуации возможно два варианта развития событий: 1. Урегулирование отношений исходя из существующей ситуации, т.е. посредством установления добрососедских отношений между двумя суверенными государствами - ПМР и РМ. В таком случае референдумы не понадобятся ни в Молдавии, ни в Приднестровье, поскольку будут основаны на конституциях обоих государств. По приднестровской конституции ПМР - независимое суверенное государство, в конституции Молдавии формулировка о "Левобережье" настолько расплывчата, что вполне допускает урегулирование без внесения изменений в соответствующий раздел конституции; при этом Молдавия как была, так и останется унитарным государством. Как видим, именно этот путь наименее затратный в аспекте финансового и информационного сопровождения. 2. Любой иной вариант урегулирования должен выноситься на раздельные референдумы в Республике Молдова и Приднестровской Молдавской Республике", - заявил Ястребчак.

Оценивая нынешнее состояние приднестровского урегулирования, министр иностранных дел отметил, что, с учетом того, что на берегах Днестра не стреляют, в Зоне безопасности эффективно выполняют свои функции миротворцы России, Приднестровья и Молдавии, военные наблюдатели Украины, "наверное, можно говорить о "замороженности" конфликта". С другой стороны, заявил глава приднестровской дипломатии, решения о награждении террористов высшими госнаградами Молдавии, постоянные попытки расшатать миротворческую операцию и другие тревожные симптомы вновь напоминают о необходимости быть начеку. "Наконец, очень сложно считать "замороженным конфликтом" ситуацию, когда одна из сторон конфликта постоянно сталкивается с экономическими блокадами и ограничениями, нарушениями прав своих граждан, игнорированием ранее достигнутых договоренностей и отказом от принципа равноправия в переговорах, а другая сторона мотивирует это некими своими "международными обязательствами". Не думаю, что в число международных обязательств Молдавии входит провоцирование конфликтных ситуаций и нагнетание социальной напряженности, к чему на практике ведут ее действия", - заявил Ястребчак.

На протяжении всей двадцатилетней постсоветской истории взаимоотношений Москвы и Кишинёва политические лидеры Молдавии демонстрировали России всю гамму негативных чувств - от пренебрежения, когда демонстративно отворачивались в сторону Запада, признавали ветеранов румынофашистской армии героями-освободителями, до зоологической русофобии, потакая толпе, сжигавшей российские флаги и портреты президента, и призывая Запад содействовать скорейшему выводу из Приднестровья "оккупационных" российских войск, пишет "Приднестровье". Ответная реакция России неизменно выражалась в форме "образцовой" политкорректности, отобразить которую можно выражением: "Извините, что моё лицо оказалось на пути полёта вашего плевка!" Не успели стихнуть страсти по поводу указа исполняющего обязанности президента Молдавии Михая Гимпу об учреждении "Дня советской оккупации", как неутомимый русофоб Михай вновь выступил в роли возмутителя спокойствия. На сей раз, он издал указ о награждении высшим орденом Республики Молдова "за героизм и самопожертвование в борьбе за независимость и целостность страны" бывших диверсантов из группы "Бужор", действовавших на территории Приднестровья под руководством Илие Илашку. "Орден Республики" кроме Илашку получили Петр Годяк, Андрей Иванцок, Александр Лешко, Тудор Попа и Штефан Урыту, причастные к убийству в 1992 году приднестровских активистов - депутата Верховного совета Николая Остапенко и начальника штаба народного ополчения Слободзейского района Александра Гусара.

Российский МИД отреагировал на последнее событие довольно сдержанно, продолжает "Приднестровье". "...Российская Федерация, выступающая в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию как посредник, с обеспокоенностью констатирует нарастание тревожных сигналов об усилении в политическом поле Республики Молдова опасных тенденций, подрывающих усилия по восстановлению доверия и стабильности на Днестре", - говорилось в заявлении МИД РФ. Но и этого было достаточно, чтобы главарь банды террористов Илие Илашку разразился гневным заявлением в адрес российского министра иностранных дел Сергея Лаврова: "Говоря о "подрыве процесса урегулирования приднестровского конфликта", корректным было бы, г-н министр, название "восточные районы Молдавии", так как "Приднестровье" вы сами придумали еще в лабораториях Кремля. Именно Российская Федерация препятствует восстановлению последствий молдо-русской войны у Днестра 1991-1992 годов путем оказания экономической, политической, дипломатической и военной поддержки уголовному марионеточному режиму Тирасполя".

Надо признать, что нынешняя Молдавия возникла действительно по велению Кремля, когда в 1940 году к существовавшей в составе Украины МАССР со столицей в Тирасполе присоединили освобождённую от оккупации королевской Румынии часть Бессарабии (В декабре 1917 года территория Бессарабии, которая с 1812 года входила в состав Российской империи, была оккупирована Румынией. При этом Советский Союз никогда не признавал румынскую оккупацию Бессарабии. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР) - прим. ИА REGNUM Новости). Данный шаг Кремля, учитывая сегодняшнюю ситуацию в регионе, можно считать исторической ошибкой. А до этого, кроме Молдавской автономии в составе Украины, никакого другого молдавского государства не существовало. Но ежели речь вести о Молдавии, то территория Молдавского княжества нынче является составной и неотъемлемой частью Румынии, и румынскому сенатору это стыдно не знать. Что касается "восточного района Молдавии", то согласно постановлению Верховного совета Республики Молдова - денонсировавшему пакт Молотова-Риббентропа и признавшему создание МССР в 1940-м незаконным актом, таковым сегодня Илия Илашку может считать только правобережные районы Днестра, и то не все. Признание же мировым сообществом территориальной целостности Республики Молдова в границах МССР на период 1990 года продиктовано политической целесообразностью Запада и является преднамеренной грубейшей политической провокацией (спровоцировавшей молдавско-приднестровский конфликт), требующей корректировки.

Есть в заявлении Илашку одна истина, позволяющая ему и его соратникам действовать и говорить столь нагло и безапелляционно, продолжает "Приднестровье". Она заключается в том, что российская официальная политика постоянно декларирует приверженность "территориальной целостности" Республики Молдова, используя Приднестровье в качестве приманки, дабы сохранить Молдавию в зоне своих интересов. Его же вариант решения проблемы заключается в том, что "население этой местности должно определиться в своей принадлежности к стране в соответствии с конституцией Республики Молдова. В противном случае лицам, которые не захотят или из различных побуждений не смогут определиться, в течение трех месяцев должна быть предоставлена помощь для того, чтобы покинуть Молдавию для поиска другой территории и конституции". Короче говоря, чемодан - вокзал - Россия.

Но если подходить к решению региональной проблемы с точки зрения абсолютного практицизма и реальных возможностей, то следует взглянуть правде в глаза, пишет "Приднестровье". Даже в случае признания нашей независимости Российской Федерацией нас будут разделять огромные расстояния, границы и таможни, значительно удорожающие как поступление сырья, так и отправку готовой продукции. Узкая полоска земли между Украиной и Бессарабией, а, по-видимому, в ближайшей перспективе Румынией, не представляет ценности и как стратегический военный плацдарм, и посему явится обузой для РФ. Поиск решения заставляет нас вернуться к той части "Меморандума Козака", в которой Приднестровье соглашалось на утерю значительной части своей самостоятельности ради построения федеративного государства: "Федеративная Республика Молдова является демократическим, правовым, суверенным федеративным государством, основанным на принципе единства территории, единых принципах построения государственной власти, единого оборонного (на переходной период), таможенного, валютно-денежного пространства". Нет, реанимировать Меморандум не предлагается, но если на определённом этапе приднестровцы соглашались стать составной частью исторически чуждой Бессарабии - Молдавии, то почему не представить (пусть пока и теоретически) аналогичный путь для возвращения в состав близкой по менталитету и исторической памяти Украины? Такой вариант разрешения многолетней проблемы сулит для экономики Приднестровья куда больше перспектив развития, чем в ранге полной самостоятельности, а уж тем более в союзе с погрязшей в долгах нищей Молдавией. В одно мгновение раздвинутся экономические горизонты, и откроются поистине сказочные, по сравнению с нынешними проблемами развития нашего региона, перспективы. Даже одна Одесская область с её портами, промышленностью и экономическим потенциалом позволит Приднестровью задышать полной грудью.

Не будет ли такой вариант решения проблемы предательством интересов России? В ситуации, когда, выражаясь языком народной мудрости, "тяжело нести и жалко бросить", российская дипломатия вздохнёт с облегчением. К тому же есть основания полагать, что отношения Украины и России и в дальнейшем будут улучшаться, а разносторонние связи - укрепляться. Естественно, что к такому повороту событий сегодня не готовы ни Украина, ни Россия, ни Приднестровье. Слишком долго и настойчиво приднестровцы ставили на одного игрока - Россию, по объективным причинам не слишком надеясь на Украину. Возможно, эта статья станет своеобразным "камнем", брошенным в омут молдавско-приднестровского конфликта, от которого разойдутся круги, привлекая внимание к новой идее, которая заслуживает того, заключает издание.

Террористы возмущены: террористов обидели, назвав террористами, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". Террористам не нравится, что российский МИД считает, что указ и.о. молдавского президента Михая Гимпу о награждении членов террористической группы "Бужор" высшими наградами Республики Молдова - "Орденами Республики", "преследует цель оправдания действий националистов в дни братоубийственной войны 1992 года на Днестре". Террористы вообще отрицают свою причастность к терроризму. Об этом члены небезызвестной группы Илашку, на чьих руках кровь депутата Верховного совета ПМР и Верховного совета МССР, члена правительства Приднестровской Молдавской Республики Николая Остапенко и начальника штаба ополчения Слободзейского района Александра Гусара, целый ряд других преступлений против человечности, заявили на пресс-конференции, прошедшей в Кишиневе.

Бывший член "Бужора", а ныне советник по политическим вопросам молдавского президента (!) Штефан Урыту и вовсе назвал реакцию российского внешнеполитического ведомства "наглой и несоразмерной", продолжает "Ольвия-пресс". Единственный, кто ушел от наказания за совершенные преступления, кто не давал признательные показания, пытаясь чистосердечным признанием смягчить приговор, кто во всех подробностях и деталях не рассказывал о том, как он и члены его группы забрасывали дома мирных жителей гранатами, как готовили террористические акты и покушения на лидеров Приднестровья, - теперь и вовсе отрицает, что все это было. Ему проще, чем остальным членам группы Илашку, ведь признания остальных есть на видеопленке. Молчали только Илашку и Лешко, остальные говорили правду, рассказывая о том, как их инструктировали в Министерстве национальной безопасности Молдавии, как члены группы получали там деньги, как ставили там перед ними задачи по совершению терактов, как выдавали форму приднестровских гвардейцев, оружие и взрывчатку. А коль не давал показания, то почему бы не заявить, что само существование террористической группы "Бужор" - измышления Москвы и Тирасполя, чтобы обосновать возбуждение уголовных дел против "борцов за независимость Молдавии". Договорился Урыту и до того, в Генпрокуратуре Республики Молдова ничего не знают о такой группе.

Все эти нападки на Россию, потуги назвать черное белым, только на первый взгляд выглядят нелепыми, пишет "Ольвия-пресс". На самом деле происходящее обусловлено теми событиями, которые сегодня разворачиваются в Молдавии. Приход к власти националистических, ультраправых сил в этой стране ознаменовался возвратом к прежней идеологии, когда в ранг государственной политики возводится русофобия и героизация военных преступников и террористов, когда отрицается геноцид Молдавии против народа Приднестровья, борьбой с сепаратизмом, "мятежными преступными силами" оправдывается убийство мирных граждан. Но разве можно назвать преступлением стремление приднестровцев уберечь себя и свои семьи от фашиствующих молодчиков, устраивавших 20 лет назад факельные шествия в молдавских городах и скандировавших лозунги "Утопим русских в их же крови", "Русских - за Днестр, евреев - в Днестр", а затем убивавших людей на улицах лишь за то, что они не знали румынский язык, устроивших стотысячный поход на Гагаузию, чтобы воплотить в жизнь еще один лозунг: "Хороший гагауз - мертвый гагауз" (В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская республика объявила о начале выборов в Верховный Совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР - прим. ИА REGNUM Новости), а затем развязавших кровопролитную войну на берегах Днестра? До каких пор миролюбивый народ Приднестровья будут называть преступниками и сепаратистами, давить в тисках политических и экономических блокад, позволять измываться всяким проходимцам и нелюдям?

Приднестровская Молдавская Республика 2 сентября отметит свое двадцатилетие. Все эти годы она находится под постоянным прессингом Молдавии и западных сверхдержав, ей отказывают в суверенитете, лишают элементарных человеческих прав, требуют стать частью чужой и чуждой страны, жить по законам неприятия равноправия людей, ненависти ко всему немолдавскому. Достойна ли уважения страна, поощряющая терроризм, возводящая преступников в ранг национальных героев, награждающая тех, кто убивал мирных жителей во имя своих идеалов - неправедных и преступных? Все это, отнюдь, не риторические вопросы. Двадцать лет противостояния Молдавии и Приднестровья - достаточный срок, чтобы понять: вместе два берега Днестра никогда больше не будут, - подводит итог издание.

Выборы президента: "Принципиальное решение о смене президента ПМР может быть принято только в Москве"

От выборов в Верховный совет в декабре сего года вряд ли стоит ждать чего-либо интересного, пишет "Человек и его права". Пройдут они по тому же сценарию, что и последние. "Обновление" вновь одержит более чем убедительную победу. Избиратели обречены голосовать за все тот же состав парламентариев. Команда президента ПМР Игоря Смирнова не будет противодействовать процессу, поскольку считает "Обновление" после смещения Евгения Шевчука прирученным (10 июля 2010 на прошедшем в Тирасполе съезде "Обновления" председатель партии Евгений Шевчук был смещён со своего поста, а на его место был избран нынешний спикер ВС ПМР Анатолий Каминский - прим. ИА REGNUM Новости). Гораздо более интересны выборы президента, которые состоятся в декабре будущего года. Хотя бы потому, что в нашем государстве все вопросы государственной важности решаются именно исполнительной властью.

А что произойдет через год? - задаётся вопросом издание. Можно с большой долей уверенности предположить, что за два месяца до выборов трудовые коллективы по всей республике выступят "со смелой инициативой": выдвинуть в качестве кандидата в президенты ПМР ныне действующего главу республики Игоря Николаевича Смирнова. Победными репортажами об этих замечательных событиях будут забиты программа "День" (на Первом республиканском телеканале - прим. ИА REGNUM Новости), газета "Приднестровье". Основными аргументами выступающих будут: "Игорю Николаевичу Смирнову альтернативы нет!", "Старый конь борозды не испортит", "Проверенный, надежный, гарант признания ПМР и свободного вхождения в состав Великой России". В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Почему они так низко оценивают интеллектуальный и нравственный потенциал приднестровцев? А что же будет через 50 лет, когда, возможно, Игоря Николаевича не станет вовсе, или он не согласится баллотироваться в президенты ПМР в 15-й раз? Ну да, есть надежда на то, что Приднестровье превратится к тому времени в сплошное белое пятно на карте мира.

И все же, из Приднестровья вышли выдающиеся государственные деятели, организаторы, которые прославили наш край, продолжает "Человек и его права". И вдруг среди 520 тысяч оставшихся жителей ПМР (пусть даже реально их на 100 - 120 тысяч меньше) невозможно подобрать одного-двух достойных кандидатов на высший государственный пост? Не странно ли? Среди стольких хозяйственников, предпринимателей, общественных активистов, депутатов? В чем же дело? Дело в том, что компетентные органы зорко следят за тем, чтобы ярких личностей вообще не возникало. Как только кто-либо вырывается вперед, с ним начинают активно работать различными методами. И копить компромат. Если компромата нет, его сделают. Однако безальтернативных выборов президента ПМР быть не может и поэтому двоих-троих кандидатов допустят к участию в выборах в последний момент, чтобы те не успели развернуть агитационную кампанию. Для начала наши самые правдивые в мире государственные средства массовой информации опустят их ниже плинтуса, а затем не дадут им работать.

Нам снова в качестве президента на пять лет навяжут бездушного старого человека, проявившего себя лишь в умении разрушать, пишет "Человек и его права". Двадцать лет он руководит республикой. В результате мы на самом последнем месте в Европе по уровню жизни. Разрушено и распродано все, что только могло быть разрушено и распродано. Промышленность, сельское хозяйство, энергетика. Мы, приднестровцы, исчезаем с этнической карты мира. Того народа Приднестровья уже нет. А до признания нам, как по-пластунски до Луны. Иностранные инвестиции не придут к нам, пока у руля будет оставаться Смирнов. Первый инвестиционный форум наделал много шума и больше ничего не наделал. Эффективность дорогостоящего мероприятия - нуль целых, нуль десятых. Второй закончится тем же. Но ради чего, в угоду кому жертвуем мы единожды данной нам жизнью? Что же все-таки заставит нас вновь идти к урнам? Его способность говорить с надрывом проникновенным голосом давно выученные наизусть слова: "И чтобы каждый на свой земле.., на своем языке... И мы сохранили наш промышленный потенциал... И русские, и молдаване, и украинцы, и евреи, все... И мы чтим память предков... Потому что главное - это... что?.. Правильно!" Всего фраз десять-двенадцать... Нужно срочно найти того человека, который много-много лет назад вложил в уста нашего президента эти фразы. Потому что он и только он может изъять их оттуда и вставит новые. Старые уже не работают.

Иногда приходится слышать, мол, принципиальное решение о смене президента ПМР может быть принято только в Москве, продолжает "Человек и его права". Еще добавляют: "Он пока устраивает Россию..." Великая Россия не знает о нас ничего. Смирнов устраивает не Россию, а некоторые круги, которые много лет продолжают наживаться на нашем общенародном горе. Влиятельные и могущественные, надо признать, круги. Они бездушны, циничны, ненасытны, жестоки. Но и они исходят из сложившихся обстоятельств. Одним из факторов является наша патологическая пассивность. Молчание ягнят, бредущих на заклание. Теперь обратимся к утверждению "Старый конь борозды не испортит". А если очень старый конь? Да он давно уже и не пашет совсем борозды этой. В следующем году нам предложат избрать семидесятилетнего Смирнова президентом ПМР. Это по паспорту. Выглядит Игорь Николаевич значительно старше своих лет. И чувствует себя, вероятно, соответственно. Сказывается тот факт, что он много и давно курит и многое другое. Он давно уже и предложить чего-либо существенного не в состоянии, не то, что реализовать какие-то проекты. Члены его команды заняты решением собственных проблем и проблемой удержания шефа у власти, дабы и самим удержаться. Они заняли прочную круговую оборону, против нас, приднестровцев, как наиболее вероятных противников. В этом они поднаторели основательно.

Что касается "гаранта признания", то тут и говорить нечего, пишет "Человек и его права". Напомним эпизод из прошлой избирательной кампании президента. Когда во время прямого эфира - телемоста с районными центрами ПМР один из пенсионеров спросил: "Как будет с российскими пенсиями для приднестровцев?" Игорь Николаевич разволновался: ну вот, мол, министр здравоохранения и социальной защиты Ткаченко сейчас в Москве, позвонить должен, бюрократия, знаете,... да как и у нас...". Ну что, Игорь Николаевич, дозвонился наконец до Вас Иван Валерьевич Ткаченко? А может, уже приехал и доложил лично? Как там с российскими пенсиями для наших пенсионеров? Можно представить, как радовались авторы этого сюжета своей изобретательности. До чего же ловко посмеялись они над нашими несчастными пенсионерами. Тогда это возможно было, потому что многие еще не отошли от референдума (по итогам проведённого 17 сентября 2006 года в ПМР референдума, более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости). Кстати, как там, Игорь Николаевич, с достижением "независимости с последующим свободным вхождением в состав Великой России"? Когда?

Что же придумают на этот раз многочисленные и высокооплачиваемые политологи? - задаётся вопросом издание. Ну, конечно же, снизят порог явки избирателей, при котором выборы президента могут считаться состоявшимися. Еще более жесткая установка будет спущена на места. В особенности в сельскую местность. Больше придется поработать Петру Денисенко, председателю Центральной избирательной комиссии. А что же мы? Для начала должны высказать свое отношение ко всему навороченному командой Смирнова. Даже не справедливости для, но ради будущего внуков наших. И предложить реальную альтернативу Смирнову. По опыту Российской Федерации и США выбирать нужно из молодых. Пример Путина, Медведева, Обамы не может не обратить внимание. Чтобы сделать, президент должен захотеть. А наш захотеть уже не сможет никогда. Не зря в советское время мужчин отправляли на пенсию в 60 лет. Изменения состояния здоровья, психики в этот период происходят у всех, даже у президентов. Когда-то нам говорили об этом на политзанятиях. И предваряя вопрос: "А как же Леонид Ильич Брежнев?" отвечали: "Но бывают и редкие исключения..." После смерти верного ленинца мы узнали: не бывает исключений.

Итак, требуется президент ПМР, возраст до 55 лет, с высшим образованием, житель Приднестровья, опытный хозяйственник, юрист или экономист, критически оценивающий положение в экономике и обществе, воспринимающий идеи демократии, гласности, защиты прав человека. Главное, чтобы он хотел и мог изменить ситуацию к лучшему. Гарантом сохранения завоеваний последних двух десятилетий выступит народ Приднестровской Молдавской Республики. Да, понадобятся немалые деньги для того, чтобы представить широкой общественности кандидата. И не только деньги, но и время. Работу надо начинать уже в ближайшие месяцы, пока вне рамок агитации, которая разрешена будет только после регистрации. Но никто не запрещал отдельным гражданам выступать с предложениями по совершенствованию политической системы общества. Наихудший из возможных кандидатов на пост президента - ныне действующий президент. Гарант продолжения процесса деградации государства, общества, экономики. Потеряно уже слишком много, но пока еще не все, заключает издание.

Экономика: "Состояние приднестровской экономики можно охарактеризовать остроумным термином - "середина начала конца кризиса"

Работа над консолидированным бюджетом 2011 года подходит к завершающему этапу, сообщает Первый республиканский телеканал. Сведены доходы и расходы государственной казны. То, что в будущем году бюджет будет напряженным и дефицитным - уже очевидно. Однако, обязательства по исполнению социально защищенных статей - это приоритет государственной социальной политики. Министерством финансов в этой связи ведется кропотливая работа по уточнению основных параметров местных, республиканского и консолидированного бюджетов. В министерстве финансов проведен ряд совещаний с главами государственных администраций и руководителями финансовых управлений городов и районов республики. Обсудить финансистам есть что - процент обеспеченности доходов расходами консолидированного бюджета составляет всего 34%. Республиканского - 24%. Давнее правило - проси побольше, может дадут сколько надо, в ходу и в условиях кризиса. У каждого главы в городском хозяйстве есть свои поводы для головной боли, причины, по которым городская казна недосчитывается средств.

На этих совещаниях вообще все друг другу доверяют, но проверяют тщательно. Просчитывается каждая цифра, каждая статья. Обе стороны понимают, что они в сложном положении. В будущем году ожидается снижение поступлений по всем видам налогов: на доход организаций, единый социальный и подоходный. Причина одна - предприятия простаивают или работают не в полную силу, фонд заработной платы не растет, а что касается подоходного налога, то в 2011 году решено увеличить стандартный вычет бюджетникам до уровня прожиточного минимума, хозрасчетникам поднять до 90 РУМЗП. Значит, поступления от него будут меньше. Но даже в таких условиях, финансирование социально защищенных статей бюджета и госпрограмм, выплаты заработных плат бюджетникам, пенсий и пособий будет исполняться безоговорочно. В бюджетной сфере зарплата будет повышаться в два этапа: с 1 января и с 1 июня на 6% соответственно. Правда, в реальном секторе экономики оплата труда, скорее всего, будет подниматься меньшими темпами, заключает телеканал.

Одним из приоритетных и наиболее значимых вопросов для республики, сегодня является проблема непогашения бюджетных кредитов выданных в рамках антикризисной программы различным экономическим агентам, пишет "Стратегия Приднестровья". В прошлом году государство оказало финансовую помощь 36 предприятиям республики. Однако, на сегодняшний день, вопреки прошлогодним позитивным прогнозам некоторых приднестровских аналитиков, большая часть экономических агентов или покрыла задолженность частично, или вообще не приступала к ее погашению. По общим показателям к августу 2010 года настоящие бюджетные кредиты погашены только на 17%, в количественном выражении возращены 37 миллионов рублей из 216 (1 российский рубль = 0,3 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM Новости).

Так в чем же основные причины сложившейся ситуации? - задаётся вопросом "Стратегия Приднестровья". Во-первых, стороной, предоставлявшей кредиты, был недооценен масштаб экономического кризиса 2008 года, хотя, наверное, даже не сам масштаб, а его последствия то есть сроки выхода реального бизнеса из кризиса, а именно вывод производства и продаж на тот уровень, при котором возможно погашение задолженности по предложенному графику. Во-вторых, никто не предполагал о второй волне кризиса в Европейском союзе и связанным с этим падением курса евро и падением потребления, что негативно отразилось на приднестровском производстве, так как внешнеторговый оборот между Приднестровьем и Евросоюзом в последние несколько лет существенно вырос.

В принципе, в практике кредитования и погашения совершенно нормальным считается невозможность вовремя погасить ту или иную задолженность, пишет "Стратегия Приднестровья". Существуют различные схемы реструктуризации задолженности. К основным из них относят: отбор кредитующей стороной предмета залога, пролонгация займа или перекредитование должника. Сложность приднестровской ситуации заключается в том, что суммы, которые должны быть получены в результате погашения кредитов, заложены в бюджет нынешнего года и данными средствами должны быть закрыты социальные статьи. Невыполнение обязательств должниками ставит под угрозу своевременность выплат зарплат, пенсий и пособий практически 2/3 населения республики. То есть пролонгация данных кредитов невозможна, так как ставит под угрозу саму систему социальной защиты населения в нашем государстве. Что касается отбора залога, а сегодня уже прослеживаются тенденции именно к такому решению вопроса, нельзя сказать, что это панацея от всех бед. Ведь это судебные тяжбы, приостановка работы бюджетообразующих предприятий, потери предприятиями своих основных и оборотных фондов, замораживание счетов, приостановка работы. В результате еще большее снижение объемов производства, падение продаж, валютных поступлений от экспорта, а это, в свою очередь, повлияет на объемы работы энергетических предприятий и приведет к несвоевременной выплате заработной платы или ее отсутствию на самих предприятиях должниках. Весьма эффективные в контексте устрашения действия, но не всегда рациональные и целесообразные в контексте решения всей сложившейся проблемы. Поэтому, на сегодняшний день, выходом из сложившейся ситуации должно стать перекредитование за счет ресурсов Приднестровского республиканского банка. Тем более что сегодня уже многие и общественные, и государственные структуры поддерживают решение проблемы через перекредитование. Однако это не должно быть слепое перекредитование. По каждому должнику следует провести глубокий финансово-экономический анализ причин приведших к неисполнению обязательств, и лишь после этого вынести решение о перекредитовании. В некоторых случаях возможно и решение о взыскании задолженности с предприятия-должника через суд.

Если говорить о приднестровской экономике в целом, то ее состояние на сегодняшний день можно охарактеризовать остроумным термином, недавно появившимся в мировых экспертных кругах, - "середина начала конца кризиса". О том, что с последствиями мирового кризиса придется бороться еще довольно долго, говорит неоднородное развитие различных отраслей промышленности, противоречивая ситуация в социальной сфере, нынешнее неустойчивое финансовое положение предприятий и неспособность многих из них погасить льготные бюджетные кредиты, выделявшиеся в Приднестровье в 2009 году, подводит итог издание.