Каковы основные направления внешнеполитической деятельности Республики Южная Осетия?

Вот уже на протяжении тринадцати лет Южная Осетия фактически является независимым государством, и вся наша деятельность направлена на укрепление и развитие нашей независимости. Одним из главных направлений внешнеполитической деятельности РЮО является углубление политических, экономических, культурных и иных связей с Республикой Северная Осетия - Алания и в целом с Российской Федерацией. В то же время мы стремимся поддерживать контакты с другими государствами, в том числе с Грузией, на равноправной межгосударственной основе. В наши задачи входит и укрепление связей с международными организациями и институтами.

Российская Федерация предоставляет жителям РЮО российское гражданство, что, разумеется, не может не вызывать негативной реакции со стороны Грузии. В этой связи возникают два вопроса: чем обусловлен тот факт, что российские паспорта выдаются в Южной Осетии именно сейчас? И не повлияет ли это на процесс урегулирования грузино-осетинского конфликта и на взаимоотношения с Грузией в целом?

Процесс принятия российского гражданства жителями РЮО идет с первых дней после распада СССР, так что сказать, что РФ именно сейчас начала предоставлять нам российское гражданство, было бы не совсем правильным. Государственной Думой России принят Закон о поддержке соотечественников за рубежом, согласно которому граждане бывшего СССР, не пожелавшие принять гражданство другого государства, имеют право стать гражданами России. В этом плане Южная Осетия действует в рамках международного права, и какие-либо претензии по данному вопросу со стороны Грузии неуместны. В самой Российской Федерации на сегодняшний день имеют российское гражданство около 800 тысяч грузин.

Еще в 1991 году народ Южной Осетии единогласно проголосовал на референдуме за воссоединение с Россией. В 2000 году безвизовый режим между Россией и Грузией был отменен, а облегченное пересечение российской границы сохранилась только для жителей приграничных с РФ территорий. Тот факт, что Южная Осетия и Абхазия подпадают под этот облегченный режим, воспринимается Грузией как проявление антигрузинской политики. Однако это не так. Режим упрощенного пересечения границы действует и в отношении жителей Казбегского района Грузии.

За несколько лет до введения визового режима Грузия сама настаивала на нем по причине массового бесконтрольного выезда граждан Грузии в Россию. Визовый режим был потому и введен, чтобы приостановить эту миграцию. Разумеется, другая причина введения визового режима - незаконный переход международных террористов и различных бандформирований с территории Грузии, в основном из Панкисского ущелья.

Что касается предоставления гражданства РФ Южной Осетии, то есть определенные процедуры принятия гражданства, которые проводятся в соответствии с международными стандартами. Процесс получения гражданства РФ нелегок. Необходимо учитывать соблюдение всех норм и правил. Предоставляя жителям Южной Осетии гражданство, Россия не нарушает международное право и не вмешивается во внутренние дела Грузии, как это нередко утверждает официальный Тбилиси. Россия с пониманием относится к волеизъявлению народа Южной Осетии.

Естественно, факт принятия населением Южной Осетии гражданства России повлияет на переговорный процесс с Грузией, и Россия в определенной степени будет защищать интересы своих граждан, ее присутствие в РЮО станет еще более весомым, и, на мой взгляд, это будет способствовать успешному ходу процесса урегулирования грузино-осетинского конфликта.

Известно, что некоторым международным гуманитарным организациям отказано в аккредитации на территории Южной Осетии из-за того, что они не желают признать факт открытия своего офиса на территории суверенного государства. Как профессиональный дипломат, не считаете ли Вы уместными в этих случаях некоторые уступки для блага народа Южной Осетии? Ведь международные организации предлагают значительные финансовые средства для возрождения республики?

Примером сотрудничества с международными организациями было открытие офиса ОБСЕ в РЮО. Сам Глава Миссии ОБСЕ находится в Тбилиси, но Южная Осетия, учитывая значимость ОБСЕ в переговорном процессе, согласились на размещение в Цхинвале офиса ОБСЕ в Грузии. Многие международные организации стремятся открыть свои представительства в РЮО, однако известны случаи, когда официальный Тбилиси препятствует этому, мотивируя это непризнанностью РЮО. Так недавно по инициативе грузинской стороны была временно прекращена деятельность в РЮО Управления верховного комиссариата ООН по беженцам, и только ценой огромных усилий югоосетинской части Смешанной координационной комиссии по урегулированию осетино-грузинского конфликта (СКК) ее деятельность удалось возобновить вновь. Что касается дипломатических уступок, то многими международными организациями, в том числе Евросоюзом, делаются заманчивые предложения по экономической реабилитации и восстановлению экономики в зоне конфликта, и выдвигаются для реализации этих проектов неприемлемые для РЮО условия: такие как вхождение Южной Осетии в состав Грузии на федеративной или на конфедеративной основе, либо на каких-то других условиях, которые Южная Осетия, учитывая нашу долгую и тяжелую борьбу за независимость, никогда не примет.

Еще в 1999 году Евросоюз выделил для развития экономических программ Южной Осетии 2,5 млн. евро, однако реализация этих программ пока не началась. Что, на ваш взгляд, могло бы ускорить этот процесс?

Как раз в эти дни в Москве проходит заседание Смешанной Координационной Комиссии по урегулированию конфликта, где обсуждаются вопросы восстановления экономики, возвращения беженцев в зону конфликта. Стороны договорились представить совместный грузино-осетинский проект по социально-экономической реабилитации в зоне конфликта. В случае его одобрения Евросоюз незамедлительно выделит финансовые средства. Юго-осетинская сторона представлена министром РЮО по особым поручениям Б. Чочиевым, министром экономики Г. Кокоевым, председателем Комитета по межнациональным отношениям и миграционной политике Л. Кочиевым, представителями правоохранительных органов. Грузинскую сторону возглавляет личный представитель президента Грузии по политическим вопросам, национальной безопасности и урегулированию конфликтов И. Мачавариани, российскую сторону - посол по особым поручениям МИД РФ М. Майоров, северо-осетинскую - начальник Информационно-аналитического управления при президенте РСО-Алании Т. Кусов. На встрече присутствуют также представители ОБСЕ и Евросоюза.

МИД РЮО неоднократно заявляло, что в случае непрекращения Грузией нарушений воздушного пространства РЮО Южная Осетия оставляет за собой право принятия жестких мер по пресечению несанкционированных полетов в зоне конфликта. Не повлечет ли это за собой новой конфронтации между Осетией и Грузией?

Да, мы оставляем за собой право на принятие самых жестких мер. Полеты эти носят чисто провокационный характер, грузинские летательные аппараты облетают территории наших военных формирований, объекты Министерства обороны РЮО, расположения частей миротворческих сил, другие стратегические объекты - несмотря на неоднократные заявления грузинской стороны международным организациям, участвующим в переговорном процессе, о недопустимости подобных несанкционированных полетов. Помимо этого, Грузия устанавливает в зоне конфликта блок-посты, не согласовывая это ни с Руководством РЮО, ни с СКК, а также с командованием миротворческих сил, что является грубым нарушением ранее принятых соглашений. Командующий Смешанными силами по поддержанию мира в зоне конфликта генерал-майор С. Набздоров потребовал от грузинской стороны разъяснений по поводу этих фактов.

В последнее время Правительство РЮО выражает опасения по поводу растущего влияния ОБСЕ в переговорном процессе по грузино-осетинскому конфликту, обвиняет ОБСЕ в навязывании Южной Осетии своей точки зрения. Какова позиция МИД РЮО относительно дальнейшей деятельности ОБСЕ на территории Южной Осетии?

Руководство РЮО и Министерство иностранных дел всегда подчеркивали положительную роль ОБСЕ в переговорном процессе. В дальнейшем мы намерены только укреплять сотрудничество с ОБСЕ, которая, действуя в рамках своего мандата, играет позитивную роль в процессе урегулирования. Недовольство же вызывает позиция некоторых международных организаций, призывающих нас войти в состав Грузии.

В Тбилиси международные организации вносят предложения о совершенно новом, федеративном устройстве грузинского государства, где Южная Осетия и Абхазия займут статус независимых автономий, но в составе Грузии. Как Вы бы прокомментировали такую модель?

Ни для Южной Осетии, ни для Абхазии категорически неприемлемо вхождение в состав Грузии, какие бы выгодные условия нам не ставили. Мы не можем забыть фактов геноцида, устроенных в отношении наших народов, и будем до конца отстаивать свою независимость.

Биографическая справка. Плиев Алан Солтанович родился в 1972 году в г. Цхинвал. В 1989 году окончил среднюю школу №6 г.Цхинвал, а в 1995 году - Юго-Осетинский Государственный Университет. Во время грузино-осетинского конфликта воевал в осетинском отряде самообороны. В феврале 1997 года принят в МИД РЮО главным специалистом оперативного отдела, а в 2000 году решением Правительства РЮО назначен заместителем министра иностранных дел РЮО.