Г-н Батиашвили, Кавказ уже давно приобрел дурную славу нестабильного и взрывоопасного региона. С чем это связано и в чем Вы видите гарантии безопасности Кавказа?

Регион Кавказа, в первую очередь, нуждается в единой концепции безопасности. Говоря Кавказ, мы обычно подразумеваем такие страны как Армения, Азербайджан, Грузия и Россия, точнее, юг России. Да действительно, уже довольно долго Кавказ пылает весьма сложными региональными конфликтами. Сегодня, аналитики и политики, рассуждая о новых злободневных угрозах мировой безопасности, причисляют обычно к таковым терроризм, наркобизнес и распространение оружия массового поражения. Я бы добавил к этом ряду и такую опасную угрозу, как региональные конфликты. Они обладают свойством быстрого распространения, как своеобразная радиация, наносящая вред не только конкретным сторонам того или иного конфликта, региону в целом, но и всему миру в конечном итоге. Поэтому, как и терроризм, региональные конфликты являются проблемой не какого-то отдельного государства, но и всего мира. Банальные рассуждения некоторых политиков о том, что такого рода конфликты возможно решить либо военным путем, либо путем переговоров - совершенно беспочвенны. Региональные конфликты такого масштаба, как нагорно-карабахский, абхазский, чеченский, юго-осетинский, нуждаются в гораздо более фундаментальном подходе, а таким подходом действительно может считаться создание единой системы региональной безопасности. Нельзя отрицать тот факт, что у всех очагов конфликта разные содержания и свойства, они имеют разный генезис, но, тем ни менее, все связаны друг с другом. Взаимосвязь обязательно есть. Вот к примеру, Чечня - внутренняя проблема России. Но я хочу подчеркнуть, когда шла война в Абхазии, когда из Северного Кавказа нахлынули орды Басаева и Руслана Гелаева, президент Шеварднадзе предупредил власти РФ, что когда-нибудь это обязательно обернется вам бумерангом. Россия играла и будет играть не последнюю роль также и в нагорно-карабахском конфликте, который является, по сути, проблемой Армении и Азербайджана. И это понятно, Россия присутствует в Кавказском регионе и имеет определенную претензию - сохранить здесь сферу своего влияния. Однако в нагорно-карабахском вопросе Россия представлена более посредственно. Здесь решающее значение все-таки имеет урегулирование отношений и решение спорных вопросов между Арменией и Азербайджаном. Именно эти два субъекта и должны непосредственно разрешить карабахскую проблему.

Вы упомянули о необходимости выработки единой концепции региональной безопасности. Но как этого можно достичь при том, что страны региона принадлежат, или, по крайней мере, стремятся в различные системы безопасности? Ведь посудите сами, Армения состоит в ДКБ, а Грузия и Азербайджан связывают свои чаяния о безопасности с НАТО.

Ну во-первых, тот факт, что Армения входит в ДКБ, а Грузия и Азербайджан стремятся в НАТО - не является определяющим, а тем более, решающим фактором эскалации напряжения на Кавказе. Ничего ненормального, во всяком случае, в том, что Армения принадлежит ДКБ, а Грузия стремится в НАТО, я не вижу. В конечном итоге, это может и не помешать построению единой системы безопасности на Кавказе. Действительные причины обострения ситуации видятся мне совершенно в другом. Для Грузии, конечно, главный фактор обострения ситуации и напряжения это ее неулаженные отношения с Россией. Я думаю, что мы должны всячески активизировать работу и с абхазцами и с осетинами. Вести активную работу по переговорам, уделяя больше внимания народной дипломатии. Важно одно - все эти проблемы результат нашего конфликта с Россией. В этом аспекте решение грузинских проблем во многом зависит от фундаментального пересмотра отношений с Россией. Это сейчас самое важное. С другой стороны, ключ решения грузинских проблем состоит в следующем. Сегодня США являются для Грузии реальным другом. Они действительно сделали и делают очень многое, причем эта помощь имеет для грузинской экономики, бюджета и вооруженных сил огромное значение. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что Россия наш сосед и, говоря о мире в Грузии, о ее стабильности и территориальной целостности, не учитывать российский фактор невозможно. Разве мы можем надеяться на мир и стабильность, находясь фактически в состоянии холодной войны с Россией. Так вот, мы все-таки думаем, что в кавказском регионе очень скоро наступит момент, когда Россия и США будут вынуждены как-то совместить свои стратегические интересы. И именно в этом разрезе мы видим дальнейшее развитие событий и, в конечном итоге, от этого будет зависеть и совмещение интересов Турции, Ирана и всего этого большого геополитического круга. Во всяком случае, такой мне видится возможность построения нашей системы безопасности и решения наших проблем. Да, Грузия стремится в НАТО, а Армения находится в ДКБ, но я не считаю эти векторы несовместимыми. Я глубоко уверен, что система безопасности кавказского региона и построение этой системы, прежде всего, зависит от воли и активных действий самих государств Кавказа. От их воли зависит построить такую систему безопасности, которая будет соответствовать их интересам и способствовать решению наличествующих проблем.

И все таки - какая система региональной безопасности может стать приемлемой для Грузии?

Когда мы говорим о построении системы безопасности, то здесь должны быть учтены интересы всех субъектов. Конечно, разве можно не считать таковыми Россию, Армению, Грузию, Азербайджан и Иран. Но, нельзя же не согласиться с тем, что еще одним очень важным субъектом здесь являются США. По-моему, даже Россия вряд ли будет отрицать этот факт. Думаю, что и для Армении этот фактор ни в коем случае не неприемлем. Я просто уверен: признает это и Азербайджан. Может, более негативно реагирует на это Иран. Для Ирана это болезненно воспринимаемый фактор, но, в конечно счете, я думаю, все стороны придут к реальному восприятию вызовов нового времени. И мы будем вынуждены строить систему региональной безопасности с учетом интересов всех вышеперечисленных субъектов.

Чем обусловлена напряженность грузино-российских отношений, и как это отражается на регионе в целом?

Для нас это, прежде всего, абхазский фактор. Абхазия является главным фактором наших негативных отношений с Россией, главной препоной. Без разрешения абхазского вопроса мы не мыслим урегулирования отношений с Россией. От многих российских глубокомыслящих политиков и заумных аналитиков зачастую слышится, - "давайте не увязывать грузино-российские отношения с абхазским конфликтом". Но позвольте, как же не увязывать. Ведь это самое главное для нас. Да, вероятно, ошибки были допущены с обеих сторон. Тогда надо все это заново пересмотреть. Я думаю, что главное - желание. Исправление ситуации, на мой взгляд, совершенно реально. Подобный же оборот вещей - просто аномалия.

Теряет ли от этой аномалии Грузия?

Конечно, мы уже потеряли.

Что именно?

От подобных отношений с Россией мы, конечно временно, но потеряли Абхазию и Южную Осетию. Сейчас Грузии очень важно нормализовать отношения с Россией с учетом интересов друг друга, основываясь на взаимном доверии. И вообще, наши отношения с Арменией, Азербайджаном и Россией должны быть основаны не только на исключительном прагматизме, но и на взаимодоверии. Это очень важный момент. Между Грузией и Россией сегодня остро ощущается дефицит этого доверия. Было же время, когда Грузия подписывала все документы с Россией оперативнее, чем та же Армения или Азербайджан. Скажу более, Россия болезненнее всего реагирует на свои неурегулированные отношения именно с Грузией. Это какая-то ревность. Я думаю, в конце концов, мы придем к реальному консенсусу.

Чем же объяснить требование Грузии вывести российские военные базы с ее территории и стремление заменить российский контингент - турецким?

Кто - мы? Да это абсолютный блеф. Откуда такие мысли только появляются? Если Вы имеете в виду Марнеули, то там турецкие специалисты просто реконструировали наш аэродром. На сегодняшний день в Грузии находится только американский контингент, ограниченный военными инструкторами. Они готовят наши батальоны. Другое дело, что у нас присутствуют российские военные базы. Посудите сами, на постсоветском пространстве только в Грузии и Таджикистане такой представительный российский контингент. В Армении только одна российская база - в Гюмри, в Азербайджане - радиолокационная станция, а в Грузии Батумская, Ахалкалакская база и военная база в Гудауте. Последняя вовсе не закрыта - это блеф, что ее якобы закрыли. Кроме того, Россия - это до двух тысяч миротворцев в Абхазии и миротворческие силы в Южной Осетии. Так что странная получается вещь. Да, у Грузии с Турцией очень хорошие отношения. Она нам очень помогает и является серьезным экономическим партнером республики. Товарооборот с Турцией занимает второе место, уступая лишь России. А сплетни о том, что турецкие войска будут дислоцированы в Грузии - полнейший абсурд.

Не идут ли вразрез тесные отношения Грузии с Турцией и Азербайджаном с отношениями Грузия-Армения?

По-моему, тесные отношения с этими странами вовсе не отражаются на армяно-грузинских отношениях. С Арменией у нас очень хорошие отношения. На днях здесь побывал с официальным визитом президент Армении Роберт Кочарян. У нашего президента очень стабильные и нормальные отношения со своим армянским коллегой. Грузии очень важно сохранять с Арменией стабильные отношения. Единственное, что волнует Армению, так это вопрос возобновления движения по Абхазской железной дороге. Мы в этом и сами заинтересованы. Грузия, прежде всего, сама выиграет от открытия железной дороги. Но это фактически тот единственный фактор давления, который у нас остался. Вопрос Абхазской железной дороги всегда тесно увязан с вопросом возвращения беженцев в Гальский район. Я думаю, сейчас и российская сторона постарается пересмотреть свои позиции и более активно включиться в поддержку нашей позиции и содействовать возвращению беженцев. Армения, само собой разумеется, будет поддерживать нас в этом вопросе. Постепенное возвращение беженцев, обеспечение их безопасности и, конечно, параллельно с этим открытие железной дороги - думаю вот реальные шаги к урегулированию. На этом фоне мы уже можем вести перегворы и о статусе Абхазии. Но люди должны возвращаться.