Виген Акопян: 2008: принципиальная война
Война в Южной Осетии августа 2008 года без преувеличения стала поворотным моментом в глобальной политике. Это была принципиальная война. Другой ее исход стал бы катастрофическим ударом по авторитету России, традиции ее государственности, лишил бы ее в будущем каких-либо оснований считать себя ответственной мировой державой.
Это была принципиальная война. Поражение в этой войне привело бы к депортации целого народа, связавшего свое будущее с Россией. Потомки этого народа обвиняли бы Россию в том, что она взвалила на себя непосильную ношу ответственности за человеческие жизни и не смогла удержать позиции. Обвиняли бы Россию в гибели своих детей и в потере своей Родины.
Провокационный вызов России, брошеный покровителями Грузии, требовал прямого и жесткого ответа. Ответ этот был дан. Россия отстаивала право иметь свой взгляд и своё место в мировой политической системе. В более широком смысле, Россия отстаивала свое право на жизнь, как минимум, в тех пределах, в которых она сегодня существует.
Жертвы этой войны - люди, судьбы которых оказались в точке столкновения глобальных политических интересов. Победители этой войны - люди, взявшиеся за оружие, чтобы защитить своих детей и свои дома, а также солдаты, выполнявшие свой долг перед Родиной. Главный виновник - агрессор, который хотел силой решить проблемную ситуацию, превратить Родину осетин в "чистое поле" и поднять на этом поле грузинский флаг.
Россия в этой принципиальной войне отстаивала мировой порядок, выступила против диктата и произвольной трактовки основополагающих международных правовых норм.
В этой войне Россия мстила за расчлененную Сербию. В этой войне она показала, что цинизм должен иметь пределы. Россия категорически и жестко запретила убивать своих миротворцев там, где они стоят на страже безопасности.
Одержав тяжелую военную победу, Россия не разрешила США раз и навсегда закрепить за собой право выступать на мировой политической арене в статусе гегемона - истины в последней инстанции. Россия недвусмысленно показала, что ни одна американская военная база у ее границ не может в будущем чувствовать себя в безопасности, не может спокойно наращивать давление на российскую территорию и суверенитет.
Жертвой этой войны стали Грузия и грузинский народ, пошедшие на поводу у марионетки США - Саакашвили. Дав приказ о наступлении на Цхинвал, Саакашвили подписал смертный приговор тысячам молодых парней. Он навсегда похоронил право Грузии называть себя многонациональным государством, низведя ее до военной базы США. Безрассудная попытка изгнать осетин из Южной Осетии и вернуть эту территорию в состав Грузии в качестве "цхинвальского региона" не имела абсолютно никаких шансов на успех по той простой причине, что на пути к этой цели были убиты российские миротворцы, была уничтожена всякая надежда на мир, был брошен вызов великой державе.
Военная победа России возвела Южную Осетию и Абхазию, как минимум, в столь же принципиальный политический статус, каковым на сегодняшний день обладает новый "непотопляемый авианосец" США в Европе - Косово. Отныне судьба Южной Осетии и Косово, политическое и экономическое развитие этих двух субъектов, скорость их интеграции в международную политическую систему неразрывно связаны с глобальным авторитетом соответственно России и США.
Назад дороги нет. Провал послевоенного восстановления, политической и экономической поддержки Южной Осетии со стороны России аннулирует ее военную победу в августе 2008 года. Это принципиальный вопрос. Либо Южная Осетия становится полноценным субъектом, способным определять свою дальнейшую судьбу, либо признает ошибочность избранного пути, возвращается в состав Грузии, и Россия констатирует поражение в принципиальной войне. Не стоит доказывать, что во втором случае ответственность за жертвы августа 2008 года будут возложены на Россию.
Южная Осетия была выбрана Саакашвили для удара именно в силу малой перспективы ее признания. Сегодня задача России в том, чтобы помочь этой маленькой стране стать образцом для всего нестабильного Кавказа. Пока эта цель не достигнута, победа в принципиальной войне не одержана - риск поражения актуален.