Виктор Ващило: Белоруссия как феодальное княжество
Статья была опубликована на портале imperiya.by под названием "Белорусская марка и ее "новое дворянство"
Заявления
Что особенно любопытно в реакции минских пропагандистов, так это шаблонность парадоксальных ассоциаций. Любой критический материал об Александре Григорьевиче в российской прессе воспринимается не только как личное оскорбление Александра Григорьевича, но и всего белорусского народа. Любой критический материал о культурных, социальных, экономических и иных реалиях в жизни республики проецируется на Александра Григорьевича и расценивается как личное оскорбление А.Лукашенко...
Политические проблемы двустороннего сотрудничества сплелись в гордиев узел с проблемами экономическими и психологическими. При сохранении status quo распутать их не представляется возможным. Если бы этот узел состоял только из политических и экономических проблем, которые поддаются рациональному осмыслению и решению, то можно было бы лишь обсуждать сроки перехода процессов с этапа пика столкновения интересов и ожесточения позиций сторон на этап принятия компромиссного решения. Но этому препятствует третья - психологическая - составляющая, столь явно проявляющаяся в действиях руководства союзной Белоруссии. Именно она парализует процесс нормализации двусторонних отношений.
По всей видимости, российское руководство заняло в отношении режима А.Лукашенко такую же позицию, как и в отношении
Фактически, Александр Григорьевич радикально изменил риторику, с которой шел на первый президентский срок. Показательно, как круто поменялись местами "враги" и "друзья". Еще недавно
То есть на уровне высшего политического руководства Белоруссии радикально изменилось отношение не только к России. А.Лукашенко, приведший республику к самоизоляции, рассорившийся с высшим руководством России (геополитического патрона) демонстративно привечает ее врагов, как будто они легитимизируют его "четвертый срок".
Свои полномочия А.Лукашенко называет "царскими". Действительно: лишь глубоко наивный человек может считать, что Республика Беларусь - не "суперпрезидентская республика" (как минимум), а "смешанная", так как, согласно Конституции, президент не формирует исполнительную власть и не возглавляет ее (как в США). В Белоруссии все сколь либо значимые решения - от кадровых назначений на уровне заместителя мэра провинциального города до утверждения бизнес-проекта с участием иностранного инвестора решаются президентом. Он назначает и смещает министров, судей, сенаторов и т.д. Фактически он возглавляет пирамиду власти, которую называют "вертикалью".
По Конституции РБ президент стоит над "ветвями власти", что не означает реализации либерально-демократического принципа разделения властей, но по факту свидетельствует лишь о том, что все они подконтрольны "главе государства". Подконтрольны настолько, что в один день он может сместить руководство КГБ,
Не только стратегические направления внешней политики, но и частные вопросы всех сфер внутренней жизни республики находятся в ведении А.Г.Лукашенко. Он лично выстраивал эту вертикальную систему более 15 лет, он жаждал этой ответственности и, таким образом, отвечает за все и за всех.
Поэтому вовсе не случайно А.Лукашенко предоставил убежище
Наследница БССР - вовсе "не заповедник социализма", как некоторым представляется. Здесь нет власти Советов - они являются рудиментом отошедшей эпохи и используются лишь в качестве декора. Здесь нет стремления наращивать пакет социальных благ - они сокращаются, чему свидетельством является приснопамятное "упорядочение льгот". Здесь нет ни фундаментальных элементов базиса, ни надстройки, чтобы можно было говорить о социализме в каких-либо его вариациях а priori или а posteriori.
Современная Белоруссия больше похожа на герцогство периода позднефеодальной раздробленности. Образованное в результате распада огромной империи, как типичный лимитроф оно ищет союзников по принципу "враг моего врага - мой друг". Оно подает знаки благосклонности великим державам, намекая на вассалитет и инициируя многоходовые интриги для того, чтобы сохранить власть суверена, его право чеканить собственную монету, награждать орденами и вымпелами, демонстрировать по случаю и без свой флаг и герб...
Придворные вассалы и купцы, представители гильдии "свободных искусств" прекрасно понимают, что их благополучие и судьба полностью находятся во власти верховного правителя. Любой их успех - результат благосклонности герцога белорусской марки. И, наоборот: немилость герцога означает крутое пике с верхних этажей социальной пирамиды, на которых с относительным комфортом разместилась привилегированная паразитирующая прослойка, в андеграунд злорадствующей черни.
Бесполезно судиться с герцогом в герцогском суде, молить о милости его жандармов. Опала демонстративно унизительна и жестока. И является таковой потому, что в полной мере отражает специфику диктатуры вольноотпущенников, возвышенных и назначенных в сенат, в суды, столоначальниками разных уровней.
Герцог и возвышенные им вольноотпущенники не имеют "предрассудков" родовой аристократии, хотя старательно пытаются сохранить и своеобразно развить некоторые символичные элементы, характерные для образа жизни своих классовых врагов. Они имитируют образ жизни аристократов, приобщаются к "статусным" вещам и т.д. Но плебейскую сущность не скрыть за тонированным стеклом "
Аист не имитирует бегемота, а слон - крокодила. У людей несколько иначе: они готовы дойти до крайностей в экзальтированном отрицании естественных природных законов, настойчивой имитации того, что является для них противоестественным, ненормальным. "Новое дворянство" откровенно скучает в вынужденно отреставрированной опере с трагическим репертуаром - его тянет на "Дажынки" со скоморошным сабантуем. В кабаки, в сауны, в казино.
Облаченные в сановные одеяния вольноотпущенники враждебно воспринимают любые проблески традиции, морали, высокого. Они агрессивно насаждают свою мораль, свои "национальные праздники" и прочие нововведения, призванные уничтожить культуру и возвести на постамент контркультуру, заставить считать нормой низкое, а не высокое.
Иногда они идут на компромисс, мимикрируют, пытаются скрестить ужа и ежа. Эта эклектика "православного атеизма" воистину безобразна и в высшей степени оскорбительна как для православных, так и для атеистов. Устраивать политический митинг у амвона на праздник Пасхи и поучать священников - на такое решались только "комиссары в пыльных шлемах" в 1920-е.
Как бы "новое дворянство" ни желало заставить всех считать себя лучшими представителями народа, этого не происходит. Непривилегированные сословия считаются с силой, мощью карательного аппарата, но при любом удобном случае (например, последний клип "Ляписов") высмеивают это самочинное сборище. Кстати, современная Республика Беларусь - уникальная страна в том смысле, что за "неуважение" к ее президенту (речь об одном и том же человеке) полагается достаточно жесткое наказание. Т.е. уважение вменяется в обязанность под угрозой санкций.
Ряженых вольноотпущенников выдает их плебейское нутро. Если они забываются, выходят из психического равновесия или чувствуют себя в узком кругу, то решительно преступают едва усвоенные правила поведения в приличном обществе. Показательно не только систематическое нарушение ими этикета, но и лексики. Что действительно оскорбляет "новых дворян", так это не несправедливость или жестокость, а публичность порки. Их привилегии оказываются мнимыми и несопоставимыми даже с правом быть выпоротым на циновке, а не на голой земле, как это практиковалось польскими магнатами в отношении провинившихся мелкопоместных шляхтичей. Они предпочитают быть "опущенными" на одной из многочисленных герцогских конюшен тайно.
Они любят массовую контркультуру и выпестовали целый выводок обслуживающих официозные и частноведомственные корпоративы паяцев, скоморохов, шутов гороховых. В данном случае неуместно говорить об убогих юродивых, привилегией которых являлась личная неприкосновенность и право говорить правду. Показательно: "эпоха Лукашенко" так и не дала миру ни одного нобелевского лауреата, ни одного шедевра в литературе, музыке, изобразительном искусстве. После "сталинского ампира" Белоруссия не обрела чего-то действительно высокого в архитектуре. Зато преуспела в ином.
Согласно исследованиям