Станислав Тарасов: Саакашвили может пригласить Абхазию, Южную Осетию и Карабах в свою конфедерацию
На днях в Батуми прошли переговоры между президентами Грузии и Азербайджана
Идея о конфедерации двух закавказских государств вызвала оживленные и противоречивые отклики в политологическом сообществе стран Закавказья. Грузинский политолог
Что стоит за этим и можно ли действительно относить заявление Михаила Саакашвили о возможности создании конфедерации Грузия-Азербайджан к жесту метафорического свойства? Парадокс ситуации в том, что именно грузинские политики изначально стояли у истоков идеи объединения закавказских народов под единым государственным началом. Правда, результат оказался не таким, на который они рассчитывали. Все началось еще в 1912 году, когда известный грузинский политический деятель Михаил Церетели, один из создателей Комитета за независимость Грузии, издал в Вене работу "Швейцария в Закавказье". Архивные документы свидетельствуют, что эта разработка финансировалась германским Генеральным штабом. Анализируя демографическую ситуацию в Закавказье, сложившуюся накануне Первой мировой войны, "чересполосицу в проживании там различных коренных и пришлых этносов", Церетели считал, что будущие государственные образования в Закавказье чисто национального типа не будут иметь устойчивый характер. В силу этого он предлагал разработать проект административно- территориального преобразования края по кантональному принципу, взяв за образец европейскую Швейцарию. Административным центром "Закавказской Швейцарии" предлагалось сделать Тифлис, а государственными языками объявить русский, как язык общего межнационального общения, грузинский, армянский и татарский (азербайджанский). Эта идея в той или иной форме обсуждались в IV
После свержения в России самодержавия, когда во главе Петроградского Совета оказалась именно "грузинская партия", идея "Закавказской Швейцарии" была трансформирована в проект Союза (конфедерации) объединенных кавказских народов и государств, который включал в себя и часть территории Северного Кавказа. 9 (22) марта 1917 года в Тифлисе из членов 4-й Государственной думы был сформирован Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ). После прихода в октябре 1917 года к власти в России большевиков власть в крае перешла к Закавказскому комиссариату. А после разгона в январе 1918 года большевиками Учредительного собрания было принято решение о созыве Закавказского сейма как законодательного органа Закавказья. В марте 1918 года сейм под председательством Чхеидзе провозгласил Закавказскую демократическую федеративную республику (ЗДФР). Но это был первый шаг в сторону формирования не кантонов, а все же национальных государственных образований в Закавказье. Причем, если армянские дашнаки и азербайджанские мусаватисты придерживались тогда принципа автономии своих будущих национальных государств, то грузинские меньшевики вынашивали иные цели. Они первыми вступили в сепаратные переговоры с немецким командованием, которое подтолкнуло их к провозглашению 26 мая 1918 года независимого грузинского государства. Правда, вслед за этим национальные советы армян и азербайджанцев приняли аналогичные декларации. Но дело было в том, что германское командование признало только факт провозглашения независимости Грузии, стало вводить Тифлис в союз с московскими большевиками, - для того, чтобы в будущем обеспечить контроль Тифлиса над нефтяным Баку. Неслучайно в то время глава Совнаркома Советской России
Важно и то, что и большевики, проведя в 1920-х годах советизацию Азербайджана, Грузии и Армении, отказались от идеи их отдельного включения в состав СССР, а использовали промежуточный механизм формирования сначала Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР). То есть идея объединения, разработанная грузинским меньшевиком Церетели, была использована и Москвой. Но уже для того, чтобы не дать возможность укрепиться в новых социалистических республиках - прежде всего в Азербайджане и в Армении - местным политическим кланам. Так до 1936 года, когда ЗСФСР была упразднена, в Закавказье доминировали все же грузинские интересы, что способствовало формированию и укреплению в местных, а главное, в центральном аппарате партии и государства партии так называемых "кавказцев". Они стали главной опорой
Вот почему важно понять расчеты, которые могут стоять и стоят ныне уже за проектом Михаила Саакашвили создать конфедерацию с Азербайджаном. Конечно, речь в первую очередь идет об экономике. Закончился период, когда Запад осыпал Грузию "долларовым дождем". В ближайшее время на торги выставляется магистральный газопровод
Кстати, с этим могут быть связаны и личные политические расчеты лидера Грузии. Только что Государственная конституционная комиссия утвердила проект новой Конституции Грузии, которая предполагает трансформацию из президентской в президентско-парламентскую республику. Оппозиция подозревает, что Саакашвили после истечения второго срока своих полномочий в 2013 году попытается занять пост премьер-министра. Но может быть и иной сценарий: его переход в конфедеративные структуры Грузия-Азербайджан, когда две страны будут "продолжением друг друга, окончание друг друга и частью одного организма". Поэтому речь идет все же не о "сдаче грузинской государственности", как утверждает, например, генеральный директор Института исследований конфликтных ситуаций Тенгиз Бегишвили, а о сохранении остатков грузинской государственности за счет союза с Азербайджаном. Это может иметь и практическое разрешение закавказских проблем. К примеру, Южной Осетии и Абхазии, или Карабаху, вместо Армении, будет предложено войти в состав Грузино-Азербайджанской конфедерации. А затем появится требование о включении такой конфедерации в ЕС. Получится ли?